Монополия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение особенностей монополистического кризиса и перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
 изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
 проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
 выявить основные проблемы монополистического кризиса и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

Монополии.docx

— 293.62 Кб (Скачать файл)

Монополии также можно классифицировать по видам:

1) закрытая монополия. Она  защищена от конкуренции с  помощью юридических ограничений. Вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;

2) открытая монополия. В  этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной  защитой от конкуренции. В ситуации  открытой монополии часто оказываются  фирмы, впервые вышедшие на рынок  с новой продукцией.13

 

1.3 Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах


В коротком периоде монополист должен определить линию своего поведения: либо ограничить объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличить объем реализации, но уже по сниженной цене. Если фирма-монополист устанавливает цену P1, то она сможет продать только Q1 единиц товара (рисунок 3), а ее общая выручка составит сумму, равную площади прямоугольника P1AQ1O. С увеличением объема продаж площадь этого прямоугольника, или общая выручка, будет расти, достигнет максимума при объеме Q2, а затем начнет снижаться, пока не станет равна 0 при объеме Q4.

Необходимо отметить, что общая выручка растет до тех пор, пока предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции имеет положительное значение. Очевидно, что на рисунке 3 линия предельной выручки должна начаться в точке Е и пройти через Q2.

Вторая точка – Q2 определяет тот оптимальный объем производства, при котором общая выручка максимальная (P2BQ2О). При дальнейшем наращивании производства (больше Q2) линия предельной выручки уходит в область отрицательных значений, и общая выручка падает P3CQ3О < P2BQ2О. При объеме Q4 общая выручка упала бы до «0». Как и в случае совершенной конкуренции «чистый» монополист максимизирует прибыль при условии, когда предельные затраты сравняются с предельной выручкой (MR = MC). Но для монополиста предельный доход ниже цены MR < P.

Т.о., условие максимизации прибыли для монополии принимает вид: MC = MR < P. В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.14

 

 








 




 

 


 

Рисунок 3. Взаимосвязь эластичности спроса с выручкой монополиста

 

Совместим на одном рисунке линию спроса D фирмы-монополиста, предельной выручки MR и графики предельных затрат MC и общих средних затрат ATC (рисунок 4).

Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения предельного дохода MR и предельных затрат MC (точка N). Перпендикуляр, опущенный из точки N на ось абсцисс, укажет нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения L с линией спроса D. Данная точка помогает определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве Qm. Проекция точки на ось ординат показывает цену Pm.

 

Рисунок 4. Максимизация прибыли монополистом в краткосрочном периоде

 

Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения предельного дохода MR и предельных затрат MC (точка N). Перпендикуляр, опущенный из точки N на ось абсцисс, укажет нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения L с линией спроса D. Данная точка помогает определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве Qm. Проекция точки на ось ординат показывает цену Pm.

Площадь прямоугольника PLQmO – это общая выручка (TR), получаемая фирмой-монополистом. В составе выручки скрываются общие затраты и прибыль фирмы. Общие затраты зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции: TC = ATC ·Qm. Точка пересечения перпендикуляра QmL с кривой общих средних затрат определяет величину средних затрат ATC.

Таким образом, P2 – это средние затраты на единицу продукции, умноженные на Qm, дают величину общих затрат (то есть TC – это площадь прямоугольника P2KQmO). Если из общей выручки (TR) вычесть общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли, которая измеряется площадью прямоугольника PmLKP2.15

Из рисунка 4 можно определить величину ущерба, наносимого обществу монополией. Этот ущерб будет определяться площадью фигуры NLE. Причем площадь MLE составит потери покупателя, так как он сможет по цене Pm купить лишь Qm единиц товара (вместо Q1 по цене P1), а площадь MNE показывает сокращение доходов самого производителя. Наряду с этим монополия присвоит себе и ту часть доходов потребителя, которая соответствует площади прямоугольника PmLMP1

Следует отметить, что при неблагоприятных рыночных условиях монополия может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного периода. В этом случае целью монополиста становится минимизация убытков.

На рисунке 5 кривая спроса D находится ниже кривой средних общих затрат ATC.


 








Рисунок 5. Минимизация убытков монополистом в краткосрочном периоде

 

 

 

Рисунок 6. Закрытие предприятия монополистом в краткосрочном периоде

 

Такая ситуация может носить временный характер и фирма может дождаться лучших времен и выйти из трудного положения. Если же падение спроса не прекратиться, монополия вынуждена будет уйти из отрасли с последующей полной распродажей своих активов.16

Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста (рисунок 7). Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу.

В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. При этом монопольная цена Рm превышает предельные издержки МС.17

 

 

 




 

 

 

 



 

Рисунок 7. Равновесие монополиста в краткосрочном периоде

В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. При этом монопольная цена Рm превышает предельные издержки МС.18

В долгосрочной перспективе любую монополию можно считать открытой. Этот вид монополии не имеет специальной защиты от конкуренции.

У открытой монополии может быть два варианта поведения. Во-первых, фирма может установить такую высокую цену, которая позволит ей получать краткосрочную максимальную прибыль до тех пор, пока цены вновь не понизятся. Устанавливая высокую стартовую цену на свой продукт, монополист осознает, что рано или поздно на рынке появится конкурент, с которым нужно будет поделиться частью прибыли. Тогда рынок превращается в олигополию, где монополисту – лидеру принадлежит все еще значительная доля прибыли. Если же фирма не смириться с потерей краткосрочной максимальной прибыли, она будет разрабатывать новый вид продукта.

Второй вариант поведения состоит в следующем. Вместо того, чтобы назначать монопольно высокую цену, фирма устанавливает ее на более низком уровне, позволяющем все же получать умеренную прибыль. Цель этого варианта поведения – уменьшение вероятности появления на рынке потенциального конкурента. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования.19 Лимитирующее ценообразование связано с трудностями достижения настолько низкого уровня затрат производства, который не по силам для любого конкурента.

В длительном периоде у фирмы могут быть и иные стратегии поведения. Например, монополист может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем, по мере появления конкурентов, «скользить вниз по кривой спроса», то есть постепенно снижать цену.

В длительном периоде прибыли монополистов угрожает разработка товаров-субститутов. Незаменимых продуктов вообще не существует. Кроме того, получение фирмой краткосрочной максимальной прибыли в коротком периоде как правило приводит к росту спроса на все виды заменителей. Активность предпринимателей, выпускающих товары-субституты, ведет к падению спроса на товары фирмы-монополиста. Необходимость защиты своих интересов вынуждает монополиста повышать производственные затраты в результате внедрения нововведений. Постепенно фирма-монополист может перейти в позицию, девиз которой – безубыточность, то есть ее экономическая прибыль станет равной нулю. В этом положении, изображенном на рисунок 8, монополист достигает долгосрочного равновесия. Фирма получает доход, достаточный для покрытия всех затрат, но не приносящий экономической прибыли.

Рисунок 8. Долгосрочное равновесие монополиста

 

LMC – долгосрочные предельные  затраты. LAC – долгосрочные средние  затраты.

Все варианты решений монополиста об оптимальном объеме предложения можно представить в таблице 1.20

 

Таблица 1. Решение монополиста об оптимальном объёме предложения

Период

Предельное условие

Проверка прибылью

Краткосрочный

Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC

Производить только в том случае, если Рm ³ AVC. Прекратить производство, если Рm < AVС

Долгосрочный

Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC

Производить только в том случае, если Рm ³ LAC. Прекратить производство, если Рm < LAC


 

 

 

2. Особенности монополистического кризиса  в Российской Федерации

 

2.1 История возникновения и развития  монополий в Российской Федерации


История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Существуют два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Монополии появились и в России, но и развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80–90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. До начала XX века роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900–1903 года. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и другие – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910–1914 годов» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150–200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними.21

Информация о работе Монополия в Российской Федерации