Монополия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение особенностей монополистического кризиса и перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
 изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
 проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
 выявить основные проблемы монополистического кризиса и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

Монополии.docx

— 293.62 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день в России работают разного рода корпорации:

  1. Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний («Лукойл», устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке).
  2. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими банками.
  3. Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.22

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение.23

Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на 26 апреля 2010 года насчитывает около 300 организаций, расположенных в различных областях Российской Федерации. Что касается почты, то в России всего две монополии. Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль насчитывается около 240. Реестр субъектов естественных монополий на транспорте насчитывает более 525 организаций.24

 

2.2 Особенности монополий в Российской Федерации


В настоящее время в Российской Федерации действует ряд предприятий монополистов, таких как:

  1. Открытое Акционерное Общество Российское Акционерное Общество «Единая Энергетическая Система» – производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач (ОАО РАО «ЕЭС»).
  2. Открытое Акционерное Общество «Российские Железные Дороги (ОАО «РЖД»).
  3. Открытое Акционерное Общество «Газпром» – транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа (ОАО «Газпром»).

В силу своего огромного значения для экономики в целом они привлекают постоянное внимание.

При отнесении данных предприятий к одному из видов монополии, необходимо отметить, что данные предприятия относятся к естественным монополиям. По данным о структуре капитала ОАО РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» следует отнести к государственным монополиям, так как государству принадлежит большая доля акций.

Так в РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,69% акций25, ОАО «РЖД» 100% акций26 и ОАО «Газпром» 50.002%27.

Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики.

ОАО «Газпром» – российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая в России.

Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Доля ОАО «РЖД» в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

  1. Огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок.
  2. Высокие финансовые рейтинги.
  3. Квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта.
  4. Большая научно-техническая база.
  5. Проектные и строительные мощности.
  6. Значительный опыт международного сотрудничества.

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.

Технические характеристики ОАО «РЖД»:

  • эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км;
  • протяженность электрифицированных линий 43,3 тыс. км;
  • доля в грузообороте транспортной системы России 44,5%;
  • доля в пассажирообороте транспортной системы России 30,6%;28

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

  1. увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  2. повышение производственно-экономической эффективности;
  3. повышение качества работы и безопасности перевозок;
  4. глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

Удельный вес железных дорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает в году 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция – перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5–3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2–3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8–10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.

ОАО РАО «ЕЭС России» – самая крупная в России компания, занимающаяся производством, передачей и распределением электроэнергии, а также централизованным управлением этими процессами.

Основной целью образования РАО «ЕЭС» было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО «ЕЭС» около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных акционерных обществ – энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,69% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО «ЕЭС», значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в Российской Федерации.29

ОАО РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992 году были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 году дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой.

Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО «ЕЭС». По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений.

 

2.3. Перспективные направления развития монополий в Российской Федерации

Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место. Основная задача этого процесса – создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов в целях развития данного сектора экономики. Реформирование уже затронуло некоторые отрасли, – например, на сегодняшний день полностью завершена реформа монополии в сфере электроэнергетики, на базе которой создан ряд независимых компаний. На заключительной стадии находится реформа железнодорожного транспорта.

Однако, привлекая частный сектор к управлению естественными монополиями, правительства сталкиваются с рядом проблем, сложностей и трудностей на этом пути, которые приводят к возрастанию рисков функционирования естественных монополий. Главная проблема состоит в потенциально возможной потере эффекта системности, который присущ деятельности этих отраслей в условиях единого интегрированного комплекса. Другим отрицательным фактором хозяйственной деятельности частных компаний в инфраструктурных отраслях является то, что дезинтегрированная система имеет более высокий риск стать непривлекательной для пользователя, чем объединенная система. Следующая проблема состоит в том, что в условиях современного экономического уклада существуют отрасли, в рамках которых экономия, связанная с ростом масштаба производства, выражена особенно резко, а создание и поддержание конкурентной среды является чересчур затратным с точки зрения эффективного расходования ресурсов или просто неосуществимым. В таких условиях наиболее эффективной является такая организация производства, при которой на рынке действует всего лишь один хозяйствующий субъект, способный удовлетворить совокупный спрос, предъявляемый на производимый данной фирмой товар или услугу. Кроме того, существование в рамках рыночной экономики монопольных структур может быть вызвано наличием крайне высоких препятствий (например, необходимость крупных капиталовложений) для вхождения в определенную отрасль. Очевидно, что присутствие в определенном секторе экономики только одного производителя накладывает на потенциальных конкурентов необходимость обладания капиталом, достаточным для вхождения в отрасль. С этой точки зрения становится понятным существование в экономике так называемых естественных монополий.30

При рассмотрении вопроса частного инвестирования, можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. С одной стороны, мероприятия по реструктуризации вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать на рынке свободную конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции. С другой стороны, нельзя не учитывать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и услуги. Очевидно, что в таком случае может возникнуть процесс отмирания «невыгодных» (с точки зрения рынка) видов деятельности внутри реформируемых отраслей, которых в Российской Федерации довольно много.

Информация о работе Монополия в Российской Федерации