Муниципальные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, а также особенности развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
изучить основные понятия рынка муниципальных ценных бумаг;
выявить особенности эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг;
выявить особенности развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность, понятие и характеристика муниципальных ценных бумаг..........5
1.1. Сущность и понятие муниципальных ценных бумаг...................................5
1.2. Классификация субфедеральных займов.......................................................7
2. Эмиссия и обращение муниципальных ценных бумаг на российском рынке ценных бумаг.........................................................................................................10
2.1. Особенности и порядок эмиссии муниципальных ценных бумаг.............10
2.2. Порядок возникновения обязательств по муниципальным ценным бумагам...................................................................................................................17
2.3. Обращение муниципальных ценных бумаг на современном российском рынке.......................................................................................................................17
3. Особенности формирования и развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах....................................................................22
3.1. Выпуск муниципальных ценных бумаг в США..........................................22
3.2. Выпуск муниципальных ценных бумаг в странах Западной Европы.......28
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РЦБ.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

Меньшая популярность облигаций  общего обеспечения объясняется  условиями их погашения. В случае, если уровень установленных налогов  не позволяет аккумулировать достаточное  количество средств для погашения  задолженности, то в целях ликвидации долга перед держателями облигаций  эмитент имеет право повысить налоговые ставки или расширить  базу налогообложения. Эмиссия облигаций  общего обеспечения осуществляется для финансирования строительства школ, противопожарных сооружений, муниципальных больниц. Процентный доход по таким облигациям ниже, чем по доходным, поскольку облигации общего обеспечения более надежны. В большинстве штатов установлены ограничения на объём задолженности по облигациям общего обеспечения. Помимо этого, эмитенту необходимо получить санкцию местного законодательного собрания или поддержку населения в ходе проведения референдума. Практика показывает, что более чем 35 % всех референдумов по выпуску облигаций по причинам дают отрицательный результат.

Долг по доходным облигациям выплачивается либо за счет доходов, собираемых в виде выплаты за пользование  объектом, либо за счет выручки от его  продажи. В случае, если этих доходов  окажется недостаточно, владелец облигации  не сможет требовать от правительства  возврата денежных средств, поскольку  доходные облигации не обеспечиваются безусловной гарантией властей. Уменьшению кредитного риска по таким  облигациям способствует жесткое планирование структуры потока денежных средств. Все доходы от предприятия должны помещаться в доходный фонд, из которого позже происходит перераспределение  средств в специальные фонды: фонд управления и эксплуатации, фонд погашения, резервный фонд обслуживания долга, фонд модернизации, резервный  эксплуатационный фонд, резервный фонд.

При выпуске доходных облигаций  оформляются трастовые соглашения, служащие дополнительной гарантией  прав владельцев облигаций. В этих соглашениях  кроме размеров сумм отчислений в  перечисленные выше резервные фонды, включаются и прочие условия: например, оговаривается цена на товар или  услугу, производимые предприятием, которая  рассчитывается исходя из нормативов отчислений по обслуживанию долга.

Существуют разнообразные  виды доходных облигаций:

- облигации, обеспеченные  доходами от аэропорта;

- доходные облигации студенческих  займов;

- облигации, обеспеченные  доходами от больниц;

- семейные ипотечные облигации;

- многосемейные доходные  облигации;

- облигации промышленного  развития;

- облигации энергосбережения;

- облигации возмещения  ресурсов;

- доходные облигации платных  дорог и т.д.

Кроме облигаций общего обеспечения  и доходных муниципальных облигаций  получили распространение и так  называемые гибридные облигации (Hybrid Securities). Характеризуются они тем, что выплата процентов и погашение облигаций частично происходит за счет налоговых поступлений, частично – за счет доходов от построенных платных объектов. Гибридные облигации выпускаются для строительства рентабельных проектов, отвечающих интересам всего населения юрисдикции. Они считаются более эффективным финансовым инструментом, чем облигации общего обеспечения, поскольку имеют четко определенную доходную базу и обеспечены гарантией местных властей.

Примерами гибридных облигаций  могут служить застрахованные облигации (Insured Bonds), облигации с банковскими гарантиями (Bank-backed Bonds), арендные облигации (Lease-backed Bonds), «облигации моральных обязательств» (Moral Obligation Bond).

Кроме облигаций местные  органы в целях удовлетворения временной  потребности в денежных средствах  выпускают краткосрочные долговые инструменты со средним сроком обращения  от 3 месяцев до 3 лет. Такие инструменты  выпускаются для решения двух проблем: для выравнивания потоков  денежных средств и для временного улучшения структуры капитала.

У многих штатов и местных органов власти периодически возникает потребность в краткосрочном заимствовании, поскольку осуществление выплат по фондам заработной платы и прочим обязательствам должно производиться непосредственно в начале бюджетного года, в то время как поступление ряда налоговых выплат, а также межправительственных субсидий происходит позже. В этих случаях эмитируются либо кредитные обязательства в ожидании поступления налогов (tax anticipation notes - TANs), либо кредитные обязательства в ожидании дохода (revenue anticipation notes - RANs), либо кредитные обязательства в ожидании субсидий (grant anticipation notes - GANs). Кроме того, в ряде случаев выпускаются комбинированные кредитные обязательства (combination tax and revenue anticipations - TRANs), погашаемые из двух источников.

Второй целью выпуска  кредитных обязательств является временное  улучшение структуры капитала в условиях ожидания долгосрочных облигаций. В этом случае эмитируются краткосрочные кредитные обязательства в ожидании выпуска облигаций – credit anticipation notes (BANs).

 

3.2 Выпуск муниципальных ценных бумаг в странах Западной Европы

В странах Западной Европы роль местных займов в качестве источника  финансирования является не столь значительной.

Рынок муниципальных облигаций  Великобритании представляет собой незначительный по своим объёмам сектор национального рынка ценных бумаг.

Основные направления  финансовой политики муниципальных  образований в Великобритании в  настоящее время определяются федеральными властями, и должны способствовать сохранению стабильности в сфере  государственных финансов. Одним  из важных целей федеральной политики в области финансов на протяжении двух последних десятилетий является ограничение объёмов потребностей государственного сектора в заимствованиях. Выпуск муниципальных облигаций  возобновился в январе 1994 года после  более чем десятилетнего перерыва. Основной причиной тому послужило существование альтернативной возможности местных органной привлекать средства по минимальным ставкам на очень длительные напрямую от центрального правительства через специально для этого созданное Управление общественных займов (Public Works Loan Board - PWLB).

Британские специалисты  полагают, что дальнейшее развитие рынка муниципальных облигационных  займов возможно, поскольку в ближайшем  будущем правила заимствования  муниципалитетов у Управления общественных займов будут изменены – сократятся квоты на получение займов и размер платы за кредит будет приближен  к величине рыночного процента. Подобные меры положительно скажутся на количестве и объемах осуществляемых эмиссий, однако, окажут противоположное воздействие  на качественные характеристики эмиссий. Это, в свою очередь, приведет к сокращению объемов гарантий, предоставляемых муниципалитетам федеральным правительством, что повысит уровень дифференциации их рейтинговых оценок.

Наиболее развитым европейским  рынком муниципальных заимствований  является рынок Германии – федеративного государства, где в качестве эмитентов выступают земли, районы и муниципалитеты.

Считается, что родоначальником  рынка муниципальных ценных бумаг в мире являются именно города эпохи средневековья. Исторически сложилось так, что в Германии города были предшественниками государства, и для поддержки равновесия в городском хозяйстве активно использовались заемные средства, что, впрочем, нередко приводило к возникновению затруднений с последующими выплатами.

В период промышленного подъема 70-х гг. XIX века в административной практике городов возник принцип, согласно которому заключение займов городами стало возможно лишь в случае чрезвычайной потребности в заемных средствах. Тем не менее, в 1907 г. долги немецких городов составляли 5114,3 млн. марок, что более чем на 20 % превышало весь внешний долг Германской Империи.

В целом европейские рынки  муниципальных ценных бумаг существенно  отличаются от американского рынка.

Во-первых, европейские муниципальные  рынки облигаций несопоставимы  по своим объемам с аналогичным  сектором рынка США. При этом отсутствует  более или менее четкая зависимость  размеров муниципальных заимствований  от типа государственного устройства страны.

Относительно низкая популярность муниципальных займов вынуждает  эмитентов наделять облигации дополнительными  привлекательными чертами. Например, в  скандинавских странах практикуется проведение розыгрышей лотерей. При  этом количество призовых позиций весьма внушительно: так, в Швеции инвесторы  получают выигрыш по каждой третьей-четвертой  облигации.

Во-вторых, в европейских  странах регулирование рынка  муниципальных ценных бумаг централизовано в более значительной степени, чем  в США. Так, в Великобритании суммарный  объем заимствований каждого  муниципалитета лимитируется центром  и представляет собой разницу  между планируемыми расходами и  доходами данного муниципалитета. В  Германии и Франции муниципалитеты имеют право заимствовать средства без соответствующего одобрения  центрального правительства, но при  этом должны быть соблюдены определенные правила, установленные действующим  законодательством. В частности, Конституция  Германии содержит так называемое «золотое правило», согласно которому направления  муниципальных заимствований должны иметь исключительно инвестиционный характер.

В-третьих, в состав большинства  европейских государств входит значительное число административно-территориальных  единиц, имеющих свой региональный или местный бюджет и наделенных правом более или менее самостоятельно определять собственную заемную  политику. При этом правом эмитировать облигационные займы пользуются далеко не все муниципалитеты. Например, в Швеции эмитентами стали 6 крупнейших городов и местные власти в области Стокгольма. Более мелкие муниципалитеты имеют косвенный доступ на рынок облигаций через межмуниципальную финансовую. Корпорацию – Kommunivest I Sverige AB, которая в настоящее время представляет 2 округа и более чем 70 муниципалитетов, в которых проживает около 25% населения страны. Подобное объединение муниципалитетов предоставляет возможность мелким заемщикам объединить планируемые эмиссии в один инструмент, и снизить таким образом издержки по размещению и обслуживанию займа.

Несмотря на то, что европейские  муниципалитеты используют некоторые  методы повышения ликвидности займов, муниципальные облигации в большинстве  случаев не имеют развитого вторичного рынка. Значительная часть эмиссий  раскупается крупными инвесторами, которые держат облигации в своем  портфеле до наступления срока погашения. Чаще всего муниципальные облигации  размещаются и обращаются на внебиржевом  рынке. В Германии, например, первичное  размещение муниципальных облигаций  осуществляется через сеть уполномоченных банков. Биржевая торговля муниципальными облигациями встречается редко.

Таким образом, существенные различия в системе муниципального заимствования в США и европейских  странах, видимо, связаны в первую очередь не с принципами организации  управления на местах, а с особенностями  функционирования той или иной модели фондового рынка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель. Были рассмотрены основные  особенности  эмиссии и обращения муниципальных  ценных бумаг в современных российских условиях, а также особенности развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах

В заключение выделим несколько  главных  особенностей муниципальных  ценных бумаг, о которых шла речь в данной работе:

муниципальные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а также их агентствами как способ привлечения финансовых ресурсов местными органами самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых обязательств;

основной формой выпуска  муниципальных ценных бумаг является облигация;

процедура и особенности  выпуска муниципальных ценных бумаг  регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется как отдельными, так и дополнительными партиями в валюте Российской Федерации;

при возникновении обязательств по муниципальным ценным бумагам  законодательно устанавливается предельный размер соответствующего муниципального долга в процентах от объема доходов  местного бюджета;

основным документом при  эмиссии муниципальных ценных бумаг  выступают генеральные условия  эмиссии и обращения муниципальных  ценных бумаг. Наряду с этим обязательным этапом является разработка условий  эмиссии муниципальных ценных бумаг  данного эмитента и их государственная  регистрация. Завершающим этапом является принятие эмитентом решения о  выпуске муниципальных ценных бумаг  и раскрытие информации;

очень важной особенностью порядка обращения муниципальных  ценных бумаг  сегодня является необходимость  установления гарантий муниципальных  образований на муниципальные ценные бумаги, закрепленных письменно;

для современного российского  рынка муниципальных ценных бумаг  характерен существенный рост, что  связана с определенными особенными преимуществами муниципальных ценных бумаг перед федеральными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Муниципальные ценные бумаги