Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:11, курсовая работа
С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиция мясной индустрии мясопродуктовый подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.
Введение ….3
1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности мясной продукции…………………………………………………………………………….
2. Анализ современного состояния рынка мяса. Основные направления…..
3. Повышения конкурентоспособности мясной продукции на внешнем рынке………………………………………………………………………………….
Заключение …26
Список использованной литературы …27
Содержание
Введение ….3
1. Теоретические аспекты повышения
конкурентоспособности мясной продукции………………………………………………………
2. Анализ современного состояния рынка мяса. Основные направления…..
3. Повышения конкурентоспособности
мясной продукции на внешнем рынке…………………………………………………………………
Заключение …26
Список использованной литературы …27
Введение
Расширение экспорта — закономерная цель любой развивающейся экономики, и Беларусь здесь не является исключением. Надо лишь подчеркнуть, что экспорт должен быть прибыльным, эффективным, а не затратным и истощающим потенциал.
Мясо-продуктовый, или мясной, подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь. В подкомплексе занято 17% от общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19% совокупной стоимости основных производственных фондов АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится 30-32% всех затрат на производство продовольствия в республике.
Основной задачей всего
агропромышленного комплекса
В целом внешнеэкономическую деятельность мясного подкомплекса республики последних лет характеризует незначительное расширение экспортно-импортных операций при превышении темпов роста импорта над экспортом, но сохраняющемся положительном сальдо внешнеторгового оборота.
С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиция мясной индустрии мясопродуктовый подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.
Предметом является
Объектом является
Экономический прогресс оценивается в основном по степени обеспечения материальных потребностей человека.
Длительной тенденцией мировой
торговли сельскохозяйственной продукцией
является неуклонное снижение доли сельскохозяйственного
сырья и продовольственных
В течение длительного
времени главным мотивом
Надежное обеспечение населения мясной продукцией, основным источником животного белка и других ценных компонентов в пищевом рационе, является одним из важнейших условий достижения стабильного уровня жизни и продовольственной безопасности государства. По количеству потребляемых продуктов животного происхождения судят об экономическом благосостоянии страны и качестве жизни населения и его здоровье.
Предложение мяса и мясопродуктов на уровне рекомендованной, медицински обоснованной нормы достигается в результате отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки, сервиса, торговли и общественного питания. Система перечисленных элементов во взаимосвязи с конечными потребителями образует рынок мяса.
Рынок мяса, как и все остальные продуктовые рынки, формируясь в первую очередь на уровне национальных экономик, одновременно является неотъемлемой составляющей мирового рынка продовольствия. В этой связи изучение тенденций и определение перспектив развития рынка мяса Беларуси обуславливают необходимость проведения исследований с учетом процессов, характерных для современного этапа развития продовольственной системы и перспективы ее развития.
Современный этап развития
мирового рынка продовольствия характеризуется
радикальным пересмотром
Рынок мяса относится к
числу динамично развивающихся
секторов мировой экономики. Низкие
цены на продовольствие, урбанизация
и рост доходов населения
Развитие животноводства
в последнее десятилетие
Одной из стратегических целей
правительства Республики Беларусь
является устойчивое развитие АПК в
целом и сельского хозяйства
в частности. Для ее достижения необходимо
установить оптимальное соотношение
между объемами экспорта и импорта
сельскохозяйственного сырья и
продовольствия. Таким образом, содержание
отечественной аграрной политики определяется
не только экономическим состоянием
белорусских
Изменения во внешней политике в соответствии с требованиями ВТО привели к сокращению экспортных субсидий и расширению доступа на международные рынки. Это способствовало увеличению торговых потоков и количества участников из развивающихся стран в качестве экспортеров.
В настоящее время, согласно оценкам Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (FAO), мировое производство мяса на 2007 год составляло порядка 270 млн. т, или около 40 кг на душу населения. В разрезе стран разница между максимальным значением этого показателя (Греция — 392 кг) и минимальным (Македония — 15 кг) составляет 377 кг. Высоким этот показатель является у стран Европы, Северной и Южной Америки, а также Австралии.
В масштабах мирового производства наиболее распространенными видами мяса являются свинина (37%), мясо птицы (33%), говядина (22%) и баранина (3%). Однако в разрезе стран структура производства и потребления, которая формируется под воздействием исторических, национальных и религиозных традиций, значительно различается. Например, в Китае самое популярное мясо — свинина, в Аргентине — говядина, в США — мясо птицы, среди которого значительный удельный вес занимает мясо индейки.
Согласно аналитическому отчету «Сельскохозяйственный обзор 2009—2018», в основе которого лежат исследования международной Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (FAO), Министерства сельского хозяйства США (USDA), а также института исследования аграрной и продовольственной политики (FAPRI), мировое потребление мяса на протяжении следующих десяти лет будет постепенно расти Причинами роста потребления аналитики называют увеличение населения планеты и экономическое развитие. Согласно прогнозу, мировое производство мяса к 2018 г. вырастет до 328 млн т, причем годовой прирост производства мяса птицы значительно (на 2,3%) превысит показатели по производству свинины и баранины (на 1,8%), а также говядины (1,3%). Вместе с тем доля потребления мяса птицы (37%) впервые превысит потребление свинины (36%).
Мировой рынок мяса, как
структурный элемент
Кризис отразился не только на уровне цен, но и нарушил графики поставок, ход выполнения контрактов. На рынках стран MERCOSUR в сентябре-ноябре 2008 г. отмечались случаи внесения изменений в сентябрьские контракты, при этом скидки с установленных цен составляли от 5 до 40%. Иногда покупатели вообще отказывались от контрактов. [14, с.37]
В долгосрочной перспективе
(до 2018 г.) предполагается ежегодный
рост торговли мясом на 2,4%. Бразилия,
согласно подсчетам, увеличит свою долю
в мировом экспорте мяса до 46% и
станет крупнейшим игроком на мировом
рынке. Номинальные мировые рыночные
цены до 2018 г. значительно повысятся,
причем эксперты говорят о повышении
котировок на свинину и говядину
приблизительно на 30% по сравнению с
периодом 1999-2007 гг. В то же время цены
на мясо птицы вследствие роста спроса
вырастут еще больше. В среднесрочной
и долгосрочной перспективе по-прежнему
будут актуальны вопросы, связанные
с заболеваниями животных и птицы,
а также с содержанием
Таблица №1.1. — Динамика мировой торговли мясом и пищевыми мясными продуктами, млн. долл. США.
ТН ВЭД |
Наименование продукции |
Годы |
Темп роста, % | |||||
2001 |
2005 |
2009 |
2010 |
2010/ 2001 |
2010/ 2005 |
2010/ 2009 | ||
02 |
Мясо и пищевые мясные продукты |
40911 |
63899 |
87900 |
96196 |
235 |
150 |
109 |
0201 |
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное |
7420 |
12996 |
17398 |
18051 |
243 |
138 |
103 |
0202 |
Мясо крупного рогатого скота, замороженное |
5323 |
8489 |
11399 |
14555 |
273 |
171 |
127 |
0203 |
Свинина свежая, охлажденная или замороженная |
11147 |
18172 |
23590 |
25049 |
224 |
137 |
106 |
0204 |
Баранина или козлятина свежая, охлажденная или замороженная |
2258 |
4127 |
4859 |
5287 |
234 |
128 |
108 |
0205 |
Мясо лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежее, охлажденное или замороженное |
399 |
446 |
515 |
503 |
126 |
112 |
97 |
0206 |
Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные |
1904 |
2772 |
5056 |
5440 |
285 |
196 |
107 |
0207 |
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные |
9625 |
12956 |
18774 |
21446 |
222 |
1655 |
114 |
0208 |
Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты, свежие, охлажденные или замороженные |
683 |
741 |
836 |
905 |
132 |
122 |
108 |
0209 |
Свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые |
227 |
516 |
805 |
722 |
317 |
140 |
89 |
0210 |
Мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, в рассоле, сушеные или копченые; пищевая мука тонкого и грубого помола из мяса или мясных субпродуктов |
1909 |
2556 |
4057 |
4232 |
221 |
165 |
104 |
Примечание — Таблица рассчитана по данным сайта trademap.org [1].
Таблица №1.2. – Основные страны-экспортеры мяса и пищевых мясных продуктов (ТН ВЭД 02), млн. дол. США
Страны-экспортеры |
Годы |
Темп роста, % | |||||
2001 |
2005 |
2009 |
2010 |
2010/ 2001 |
2010/ 2005 |
2010/ 2009 | |
Все страны мира |
40911,1 |
63899,2 |
87900,5 |
96196,3 |
235,1 |
150,5 |
109,4 |
США |
6806,7 |
6051,5 |
10566,9 |
12061,0 |
177,2 |
199,3 |
114,1 |
Бразилия |
2552,7 |
7178,6 |
9894,8 |
11877,5 |
465,3 |
165,5 |
120,0 |
Германия |
2414,7 |
4803,7 |
8474,4 |
8526,7 |
353,1 |
177,5 |
100,6 |
Нидерланды |
3569,7 |
5550,9 |
7456,6 |
7407,0 |
207,5 |
133,4 |
99,3 |
Австралия |
3204,7 |
5146,0 |
5141,2 |
5957,8 |
185,9 |
115,8 |
115,9 |
Дания |
3331,8 |
4180,0 |
4491,3 |
4483,1 |
134,6 |
107,3 |
99,8 |
Канада |
2876,5 |
3933,9 |
3592,1 |
4290,9 |
149,2 |
109,1 |
119,5 |
Франция |
2499,4 |
3529,8 |
4158,3 |
4116,4 |
164,7 |
116,6 |
99 |
Бельгия |
2173,1 |
2991,2 |
3846,8 |
3865,9 |
177,9 |
129,2 |
100,5 |
Испания |
1251,2 |
2483,8 |
3701,7 |
3810,0 |
304,5 |
153,4 |
102,9 |
Новая Зеландия |
1813,9 |
3282,3 |
3231,9 |
3619,4 |
199,5 |
110,3 |
112,0 |
Примечание — Таблица рассчитана по данным сайта trademap.org [1].
Таблица №1.3. – Основные страны-импортеры мяса и пищевых мясных продуктов (ТН ВЭД 02), млн. долл. США
Страны-экспортеры |
Годы |
Темп роста, % | |||||
2001 |
2005 |
2009 |
2010 |
2010/ 2001 |
2010/ 2005 |
2010/ 2009 | |
Все страны мира |
41121,7 |
62695,7 |
86566,1 |
93288,7 |
226,9 |
148,8 |
107,8 |
Япония |
7445,4 |
7978,3 |
7390,2 |
8553,5 |
114,9 |
107,2 |
115,7 |
Германия |
3458,7 |
5037,4 |
7007,1 |
6907,7 |
199,7 |
137,1 |
98,6 |
Россия |
1757,2 |
3020,4 |
6244,7 |
5848,3 |
332,8 |
193,6 |
93,7 |
Италия |
2903,3 |
4749,2 |
5788,9 |
5813,4 |
200,2 |
122,4 |
100,4 |
Великобритания |
3097,7 |
5135,2 |
5486,1 |
5591,8 |
180,5 |
108,9 |
101,9 |
Франция |
2402,0 |
3905,1 |
5189,3 |
5171,8 |
215,3 |
132,4 |
99,7 |
США |
3948,9 |
5294,7 |
4140,9 |
4718,3 |
119,5 |
89,1 |
113,9 |
Гонконг |
1439,5 |
1353,7 |
3771,3 |
4241,9 |
294,7 |
313,4 |
112,5 |
Нидерланды |
1040,8 |
2004,1 |
3236,3 |
3289,9 |
316,1 |
164,2 |
101,7 |
Мексика |
1882,0 |
2368,6 |
2717,7 |
3225,8 |
171,4 |
136,2 |
118,7 |
Китай |
598,0 |
586,7 |
1701,4 |
2224,9 |
372,1 |
379,2 |
130,8 |