Налоги в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить сущность налогов, и указать их роль в системе регулирования российской экономики. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) Изучить содержательную характеристику налогов;
2) Выявить основные недостатки и преимущества действующей налоговой системы;
3) Проанализировать как система налогообложения в общем влияет на экономику страны;
4) Рассмотреть перспективы развития налоговой системы.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогов в регулировании экономики----------------------------------------------------------------------------------7
1.1. Содержательная характеристика налогов--------------------------------------7
1.2. Налоги, как инструмент регулирования экономики--------------------------9
Глава 2. Воздействие налоговой системы на современную экономику России---------------------------------------------------------------------------------------15
2.1. Влияние ставки налогообложения на экономику Российской Федерации--------------------------------------------------------------------------------------------------15
2.2. Воздействие налогового бремени на макроэкономические показатели страны---------------------------------------------------------------------------------------18
2.3. Достоинства и недостатки существующей налоговой системы-----------22
2.4. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации---25
Заключение---------------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы--------------------------------------------------30

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги в системе регулирования Российской экономики.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал) 
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования 
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Налоги  в системе регулирования Российской экономики»

 

 

 

                                                                                Выполнил: студент

                                                                                2  курса 5 группы ФКФ

                                                                                Пащенко Д.А.

                                                                                Проверила:  к.э.н, доцент

                                                                                Сивчикова Т.Ю.

 

 

 

 

Саратов 2014

 

 

 

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Теоретические основы  исследования налогов в регулировании экономики----------------------------------------------------------------------------------7  

1.1. Содержательная  характеристика налогов--------------------------------------
1.2. Налоги, как инструмент регулирования экономики--------------------------9 
Глава 2. Воздействие налоговой системы на современную экономику России---------------------------------------------------------------------------------------15 
 2.1. Влияние ставки налогообложения на экономику Российской Федерации--------------------------------------------------------------------------------------------------15 
 2.2. Воздействие налогового бремени на макроэкономические показатели страны---------------------------------------------------------------------------------------18  

2.3. Достоинства  и недостатки существующей налоговой  системы-----------22 

2.4. Перспективы  развития налоговой системы в Российской Федерации---25

Заключение---------------------------------------------------------------------------------28

Список использованной литературы--------------------------------------------------30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Только при наличии определенных  денежных средств, государство может воздействовать на развитие экономики. Общество всегда заинтересовано чтобы государство выполняло в полной мере свои функции и для этого граждане и юридические лица должны предоставлять денежные средства в виде  обязательных платежей государству т. е. налогов. Государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует производство, поддерживает развитие  различных форм собственности,  решает проблемы занятости в условиях рыночной  экономики и многое другое. Все это государство делает при помощи использования налоговой системы.     Россия-это страна с дифференцированной структурой экономики, в том числе в сфере налогов. Каждому региону страны присущ различный экономический потенциал, различная политическая ситуация, а это накладывает в определенной степени, своего рода отпечаток, на собираемость налогов. В настоящее время на территории РФ действует 13 видов налогов.1 Такое многообразие объясняется тем, что существуют различия в источниках и объектах налогообложения. Например зарплата, плата за аренду, другие формы дохода на капитал. Государство также  регулирует некоторые вопросы через фонды налогообложения. А именно:

-компенсирует расходы  на расширенное и простое производство  в системе народного хозяйства;

- обеспечивает финансирование  социальной сферы ( пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д.)

- реализует  безопасность  и обороноспособность страны;

- обеспечивает содержание  органов государственной власти;

- помогает другим  странам, путем предоставления кредита  и помощи на безвозмездной  основе.

Служить источником средств государственной казны – это основная и на мой взгляд  важнейшая миссия налогов. Существующий на сегодняшний день фискальный характер налоговой системы в России, затрудняет реализацию стимулирующего и регулирующего начала, заложенного в налоге. Через систему выборочных льгот, преференций, возможных исключений, происходит реализация стимулирующего воздействия налогов, при этом сохраняются общие основы налогового законодательства. Предоставление таких льгот происходит в соответствии с экономической политикой проводимой государством, а также  при условии, что их использование налогоплательщиками будет целенаправленным. Через государственный бюджет происходит перераспределение некоторой части доходов фирм, отраслей, домохозяйств, в первую очередь за счет регулирующей функции налогов. Она, в свою очередь осуществляется через установление налогов и дифференцированных налоговых ставок. В целом можно сказать, что на инвестиции, на производство, платежеспособный спрос населения так или иначе оказывает влияние налоговое регулирование, посредством стимулирования или сдерживания. Общество постоянно твердит, что возникла необходимость в проведении глубокой налоговой реформы, дело заканчивается лишь тем, что вносятся небольшие изменения в законодательстве. Отсюда вытекает высокая степень значимости налоговой системы в современной России. Система налогов постоянно находится в «подвешанном» состоянии, очень часто происходят изменения, касающиеся налоговых ставок, условий их взимания, которые так или иначе затрагивают почти все субъекты экономики. Такая перестройка налоговой системы влияет не только на экономику в целом, но и также затрагивает доходы граждан, именно поэтому вопросы по налоговой политике остаются на первом месте.

 Актуальность  темы данной работы обусловлена  проблемами  налогообложения, и от того как их разрешение повлияет на эффективность экономических процессов. Цель – определить сущность налогов, и указать их роль в системе регулирования российской экономики. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить содержательную характеристику налогов;
  2. Выявить основные недостатки и преимущества действующей налоговой системы;
  3. Проанализировать как система налогообложения в общем влияет на экономику страны;
  4. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы.

Объектом исследования является налоговая система, как один из элементов системы регулирования экономики. Предметом исследования является роль государства в налогообложении страны. Данная тема уже не раз  была проанализирована у различных авторов в различных печатных  изданиях: учебниках, монографиях, статьях, периодических изданиях и, конечно же в интернете. Значимость этой работы заключается в том, чтобы оптимизировать и упорядочить существующую  научно- методологическую базу  по исследуемой проблематике- еще одним независимым авторским исследованием. О проблемах налогообложения писали крупнейшие ученые-мыслители, к которым можно отнести К. Маркса, Ф. Лассаля, К. Pay, А. Вагнера . Проблемы налогообложения исследовал Дж.М. Кейнс в знаменитой работе «Общая теория занятости, процента и денег» . В современной России исследования проводились российскими учеными Галимзяновым Р.Ф., Горбуновым А.  Козенковой Т. А. Медведевым А.Н., Черником Д. и т.д. Методологическую базу исследования составили несколько групп  источников.  К первой отнесены законодательные и нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и журналы). И к третьей отнесены специализированные  веб- сайты. Структура работы имеет введение, две главы основной части, последовательно раскрывающих суть темы исследования, заключение  и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  в исследовании налогов в регулировании экономики

        1. Содержательная характеристика налогов

Прежде чем перейти к характеристике налогов, необходимо определиться так что же такое налог. В современной литературе приводится большое количество различного рода определений налогов.

В соответствии с налоговым кодексом РФ налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основе данного определения можно выделить основные признаки налогов. Это: 1)его обязательность 2) индивидуальная безвозмездность

3) денежная форма уплаты 4) публичные  цели налогообложения.2

На данный момент существует большое количество  многообразных налогов, которые отличаются по условиям обложения, механизму регулирования и  взимания, все это вызвало создать общую систему классификации видов налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход или имущество и напрямую берутся с физических и юридических лиц. Они также оказывают в большей степени регулирующее влияние  на экономику. Налоги, которые взимаются с товаров и услуг являются косвенными. Причем особенность заключается в том, что их уплачивают граждане которые покупают облагаемую налогом продукцию.

В зависимости от целевого  направления выделяют общие и специальные(целевые) налоги.

Общие налоги нужны для обеспечения общегосударственных мероприятий, а специальные налоги имеют строго определенное назначение.

По уровневой принадлежности выделяются три вида налога: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся  налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и т.д. К региональным относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным- налог на имущество физических лиц, земельный налог. По характеру исчисления налоговых ставок различают: твердые, устанавливающиеся в абсолютной сумме независимо от размеров дохода, прогрессивные –ставка повышается по мере возрастания дохода, регрессивные- ставка налога понижается по мере возрастания дохода и пропорциональные- налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы: 
налоги, взимаемые только с юридических лиц; 
налоги, взимаемые только с физических лиц; 
налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

По объекту налогообложения принято выделять:

-на имущество

-на потребление

-на доходы 

-на реализацию товаров (работ, услуг)

Под налогообложением следует понимать  процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.3С точки зрения влияния налогов  на социально-экономическое процессы, а также на благосостояние граждан определяются принципы, по которым организуется данный процесс.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII А.Смитом, который, имел по поводу налогов двоякое мнение. С одной стороны он считал, что они тормозят предпринимательскую деятельность и не дают в полной мере развиваться экономике, а с другой, что без налогов государство не может полноценно осуществлять  свои функции. Принципы корректировались, совершенствовались и дополнялись, в зависимости от развития экономики. Выделялось две основных группы принципов  налогообложения: общая и функциональная.  В общую группу входили принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран.

В функциональную группу входят принципы, на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачами государственной экономической политики. Сформировались функциональные принципы налогообложения, которые применяются в настоящее время. Они отражают тенденцию развития налоговой политики и включают в себя современные требования как со стороны государства, так и налогоплательщиков.

Налоговым кодексом также установлены принципы, объединенные в несколько групп. К первой группе относятся принципы, которые обеспечивают эффективное государственное регулирование экономической результативностью деятельности фискальнообязанных лиц. Сюда можно отнести:

  • принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов;
  • принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики;
  • принцип учета возможностей налогоплательщиков.

Следующая группа включает в себя принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Сюда относятся:

  • принцип публичной цели взимания налогов и сборов;
  • принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов;
  • принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации;
  • принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога;
  • принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах;
  • принцип всеобщности налогообложения;
  • принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;
  • принцип правовой определенности налогового обязательства.

Информация о работе Налоги в системе государственного регулирования экономики