Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель – определить сущность налогов, и указать их роль в системе регулирования российской экономики. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) Изучить содержательную характеристику налогов;
2) Выявить основные недостатки и преимущества действующей налоговой системы;
3) Проанализировать как система налогообложения в общем влияет на экономику страны;
4) Рассмотреть перспективы развития налоговой системы.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогов в регулировании экономики----------------------------------------------------------------------------------7
1.1. Содержательная характеристика налогов--------------------------------------7
1.2. Налоги, как инструмент регулирования экономики--------------------------9
Глава 2. Воздействие налоговой системы на современную экономику России---------------------------------------------------------------------------------------15
2.1. Влияние ставки налогообложения на экономику Российской Федерации--------------------------------------------------------------------------------------------------15
2.2. Воздействие налогового бремени на макроэкономические показатели страны---------------------------------------------------------------------------------------18
2.3. Достоинства и недостатки существующей налоговой системы-----------22
2.4. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации---25
Заключение---------------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы--------------------------------------------------30
Увеличение налогового бремени в 2013 году обосновано повышением страховых взносов с 26% до 34%, что обеспечило однопроцентный пункт общего прироста налоговой нагрузки. Наибольший вклад в увеличение налоговой нагрузки приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.
Как видно из данных табл. 3, за последние три года налоговая нагрузка в России существенно увеличилась – с 31,7% в 2011 году до 36,6% в 2013 году.
Налоговые поступления (в % от ВВП)6
Таблица 3
2011 |
2012 |
2013 | |
Налог на прибыль |
3,26 |
3,95 |
4,36 |
НДФЛ |
4,29 |
3,98 |
3,70 |
Социальные взносы |
5,93 |
5,51 |
6,55 |
НДС (внутр) |
3,03 |
2,96 |
3,20 |
Акцизы (внутр) |
0,84 |
0,98 |
1,13 |
НДС (имп) |
2,25 |
2,60 |
2,82 |
Акцизы (имп) |
0,05 |
0,07 |
0,09 |
Налоги на совокупный доход |
0,45 |
0,46 |
0,44 |
Налоги на имущество |
1,47 |
1,40 |
1,27 |
Налог за пользование природными ресурсами |
2,79 |
3,21 |
3,90 |
Госпошлина |
0,12 |
0,23 |
0,20 |
Налоги экспорт-импорт |
6,92 |
7,18 |
8,70 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,22 |
0,17 |
0,22 |
Административные платежи и сборы |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Итого: |
31,65 |
32,72 |
36,58 |
За счет прироста экспортных и импортных пошлин налоговая нагрузка на экономику увеличилась на 1,5% ВВП. Поступления налога на добычу полезных ископаемых обусловили увеличение налоговой нагрузки еще на 0,7% ВВП. По сравнению с 2011 годом (когда общая ставка налога была понижена с 24 до 20%) поступления налога на прибыль увеличились более чем на 1 процентный пункт. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП.
Вследствие быстрого роста уровень налоговой нагрузки в России в 2013 году превысил средний показатель по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) за 2011 год (33,8%). Отметим, что ряд развивающихся стран – конкурентов России за получение инвестиций – имеет существенно более низкие показатели налоговой нагрузки. К таким странам относятся Чили, Мексика, Корея и Турция – отношение налоговых доходов к ВВП у первой пары составляет примерно 20%, у второй – примерно 25%.7
Структура налоговых поступлений в России и странах ОЭСР различна. Основная российская особенность заключается в высокой доле доходов от экспорта и импорта и налога на добычу полезных ископаемых. Другой российской особенностью является низкая доля прямых налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и в общем объеме налогов и в ВВП, а также уже отмеченная низкая доля социальных платежей. Средняя доля прямых налогов в ВВП в странах ОЭСР в 2011 году составляла 11,4%, в России в 2013 году этот показатель с учетом налога на совокупный доход составлял 8,5%. По стандартам ОЭСР поступления страховых взносов на уровне 6,5% ВВП (российский уровень 2013 года) не являются высокими. Стоит так же отметить, что по уровню налогового бремени Россия близка к Канаде (36,8%) и Великобритании (37,2%), но по уровню потенциала человеческого развития Россия сильно отстает от этих стран – 66 место против 5 и 28 места соответственно. Причины низкого уровня развития кроются в неформальных платежах, высоком уровне коррупции, которые имеют место в экономике России.
По официальным статистическим данным доля неформальных поборов со стороны чиновников, силовиков и криминала составляет 10-15% ВВП, что увеличивает величину налогового бремени почти до 46-50%.8
Россия занимает 154 место из 178 стран по индексу восприятия коррупции в государственном секторе за 2012 год, при этом положение существенно не улучшилось по сравнению с 2011 годом. Можно предположить, что проводимая политика борьбы с коррупцией среди государственных служащих не приводит к существенным результатам.
Согласно официальным
данным Росстата, доля теневого
сектора в экономике
Если использовать усредненную оценку на основе данных Росстата, можно сделать вывод, что теневая экономика составляет около трети экономики. Вследствие этого, бюджет страны не дополучает примерно 12 – 16% ВВП, что и создает реальную налоговую нагрузку почти в 50 %.
Для снижения коррупции и снижения доли теневой экономики эффективным может стать привлечение частных структур к осуществлению антикоррупционной деятельности и передача им ряда полномочий, а также предоставление широким слоям населения максимально полной информации о деятельности государственных структур.9 Однако такой подход оправдан только в странах, где значительная доля населения обладает активной гражданской позицией и готова отстаивать собственные интересы.
Общество, население и бизнес беспокоят грядущие изменения страховых взносов, НДФЛ, налога на имущество. Изменения в этих налогах назревают уже давно, и они неизбежны. Плоская шкала НДФЛ в 13% исчерпала себя, многие эксперты и политические деятели говорят о переходе к прогрессивной шкале, введению необлагаемого минимума. НДФЛ (23,4% от всех налогов) - ключевой источник доходов для бюджетов регионов. И уже произошедшее фактическое снижение его доли из-за увеличения страховых взносов подрывает и без того низкую бюджетную обеспеченность регионов. Представляется, что любое налоговое изменение в России должно быть направлено на стимулирование процессов развития, а не на их торможение.
2.3. Достоинства
и недостатки существующей
С экономической точки зрения, в налоговой системе, сложившейся в нашей стране, можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать.
Необходимо обратить внимание на проблему нестабильности налогового законодательства. Вносятся поправки и изменения, которые имеют обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, а это создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Должно гарантировано обеспечиваться соблюдение стабильности налогов, а также правила из взимания в течении значительного промежутка времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, до периода их действия, необходимо сообщать налогоплательщикам, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
Продолжает иметь место неясность и недостаточная четкость положений нормативных документов в сфере налогообложения. Прослеживается их противоречивость, запутанность, а это в значительной степени затрудняет их изучения налогоплательщиком, в связи с чем ошибки, возникающие при исчислении налогов остаются неизбежны. Также требует дополнений и уточнений, принятый Налоговый кодекс
К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Если подойти к чтению статей кодекса более углублено, то почти все аспекты могут стать предметом спора, соответственно с последующими потерями для бюджета.
Не совсем простой является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы, стало одной из причин, которая поспособствовала значительному росту недоимки.
Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков. Для решения этой проблемы нужно создать дружественную для налогоплательщика налоговую систему, постараться избежать жестоко наказания тех, кто не хочет платить, создать все условия чтобы у него были деньги, а не отбирать у него последнее.
Нельзя не обратить внимание на такую проблему, как неэффективность отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. Но результат их работы оставляет желать лучшего. Очень часто многие физические и юридические лица, легко уходят от ответственности за сокрытие налогов, именно из-за несоответствующего уровня подготовленности кадров этих органов, из –за неумения грамотно провести поддержку, ревизию. Теневая экономика – это наиболее сложный вид экономической деятельности, который отличается от всех других нарушений и "сокрытий" и требует большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.
Не находит понимания и тот факт, что очень медленно происходит внедрение положительного опыта по сбору налогов, который несомненно имеется в отдельных регионах страны.
Наряду с перечисленными выше проблемами
необходимо отметить и проблему воспитания
налоговой культуры. На сегодняшний день уровень налоговой
культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют
данные о росте правонарушений и преступлений,
связанных с сокрытием доходов от налогообложения,
в том числе, в крупных и особо крупных
размерах. Задачей сегодняшнего и завтрашнего
дня является преломление негативных
тенденций в экономике, возникших в нашем
обществе в крупных размерах, одновременно с построением и
При этом немаловажное значение имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.
При оценке любой налоговой системы, необходимо исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, находящийся в тесной связи с экономикой. Эффективность формирования доходов бюджетов на всех уровнях , рост предпринимательской активности, развитие производства, а также стабилизация экономики нашей страны, во многом зависит именно от того, как будут решены все эти проблемы.
Обратимся к достоинствам нашей налоговой системы.
Сбалансированность налоговой системы, работающей уже несколько лет, является одним из достоинств. Это не говорит о том, что она идеальная, она поддается критике со стороны органов власти, и тем не менее она есть, она работает. Как подчеркнул наш Президент «работает не хуже, чем в других странах». По мнению большинства специалистов, основным преимуществом российского налогового законодательства, является то, что отчетность в налоговые органы сдается не ежемесячно, а ежеквартально. Также, несомненно положительным моментом является то, что в России можно сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде через сеть интернет, что позволяет это делать с рабочего стола, при этом не нарушая законодательства. Из всего вышесказанного может показаться, что наша налоговая система не имеет никаких достоинств, но это не так. Возможно, этих достоинств не так много, но одно, несомненно, есть – большие резервы для совершенствования. Ведь когда нет резервов, наступает, стагнация, развал. Нашей стране еще до этого далеко.
2.4. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации.
Проанализировав основные достоинства и недостатки налоговой системы, можно сделать вывод, что она нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Развитие налоговой системы будет проходит по документу содержащему основным направлениям на 2014 и на плановый период 2015 - 2016 годов. При планировании федерального бюджета, при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ, необходимо учитывать эти направления. Кроме решения задач, касающихся бюджетного планирования, основные направления позволят экономическим агентам определить свои ориентиры на бизнес, с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, а это уже предопределяет стабильность и основные условия ведения экономической деятельности на территории РФ. Документ об основных направлениях был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на этот документ ориентируются федеральные органы исполнительной власти при подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В перспективе на 2014-2016 года приоритеты и цели Правительства РФ в области налогов, остаются прежними как и ранее. Это создание налоговой системы, которая бы обеспечивала бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поддержка инвестиций и развития человеческого капитала, совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях, совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса, развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Информация о работе Налоги в системе государственного регулирования экономики