Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основах деятельности налоговой системы;
2.Рассмотреть налоговую политику Республики Беларусь как регулятор бюджета страны;
3.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
5
2
НАЛОГИ КАК ИНСРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕНОГО ВОЗДЕЙСВИЯ НА РЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

9

2.1 Организационно-экономический механизм государственного налогового регулирования
2.2 Налоговая нагрузка
9

14
3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
20

3.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений
3.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений
20
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

    Налоговые поступления падают после некоторого уровня налоговой нагрузки,  поскольку более высокие ставки  налогов сдерживают предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, а, следовательно, налоговая база (на макроуровне - валовой продукт или национальный доход) сокращаются, причем более быстрыми темпами, нежели происходит рост налоговой ставки. Очевидно, если экономика находится в точке А (выше оптимального уровня ставки), снижение ставок налогов пойдет на пользу, как государству, так и плательщику: по мере роста деловой активности и прибылей хозяйствующих субъектов, вырастут и поступления в бюджет. Т.о. А. Лаффер иллюстрирует тот факт, что более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, к инновациям и принятию на себя предпринимательского риска. В результате выигрывают обе стороны процесса налогообложения: государство в виде возросших поступлений в бюджет, а производители - в виде выросших прибылей. (Приложение В)

    Наряду  с уровнем налоговой нагрузки, другим важным фактором, определяющим, насколько оптимально построена   конкретная налоговая система,   является   соблюдение   в   ней   определенных   принципов налогообложения, исходя из необходимости создания условий для увеличения деловой активности хозяйствующих субъектов и роста объемов производства.

    Принцип (Principium) в переводе с латинского языка означает основа, основополагающее начало. Ранее нами отмечалось, что в докапиталистических формациях взимание налогов происходило в большой степени стихийно по мере нуждаемости государства в средствах. Объективные предпосылки, связанные с нарождением новых отношений в обществе, в период буржуазных революций потребовали создания научных теорий налогообложения. У. Петти, А. Смитом, Д. Риккардо, А. Вагнером в свое время был предложен ряд универсальных принципов, учитывающих интересы хозяйствующих субъектов, на которых должно строиться взимание налогов в любом государстве. В той или иной форме эти принципы признаются и используются в настоящее время в налоговых системах развитых стран, а их нарушение неизбежно приводит к ухудшению условий экономической деятельности плательщиков и, как следствие, - к росту социальной напряженности и снижению стимулов экономического роста.

    Пожалуй, никто не смог так лаконично и  настолько точно выразить требования  к  налоговой системе,  призванные защитить  интересы налогоплательщиков, как шотландский экономист и философ А. Смит (1732-1790). В своей книге  «Исследование о природе и причинах богатства народов А. Смит выдвинул 4 принципа налогообложения:

    1) налог люди должны платить  столько, сколько реально для их бюджета;

    2) налог должен быть определенным  и понятным для плательщика;

    3) метод и время сбора должны  быть удобными для плательщика;

    4) издержки сбора  налога должны  быть невелики по сравнению  с поступлениями;

    Указанные принципы повторяются и в более подробной классификации немецкого финансиста А. Вагнера (1835-1917 гг.), предложенной в книге «Наука о финансах» (1880 г.). Кроме того, им выдвинуты такие принципы, как достаточность обложения (недопустимость изымания в бюджет средств сверх того, в чем нуждается государство), его эластичность (подвижность в изменяющихся условиях), принцип выбора надлежащего объекта, и учет условий переложения налогов.

    Кроме того, не следует забывать и о  том, что налоги выступают в качестве существенной, но далеко не единственной компоненты затрат хозяйствующего субъекта. На результаты его деятельности оказывают влияние также цена материальных и трудовых ресурсов, энергоносителей, доступность и цена кредита, затраты, связанные с преодолением бюрократических формальностей и т.п. С учетом различий в показателях указанных факторов один и тот же уровень налоговой нагрузки будет оказывать разное влияние на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами. Таким образом, при реформировании налоговой системы следует либо планировать изменения и в других областях, либо в зависимости от положения дел в них усиливать степень изменений налоговой составляющей. [4, с.435].

    С учетом действия всех вышеназванных  факторов более важным в практических целях представляется не столько вопрос о количественном определении приемлемого для хозяйствующих субъектов уровня налоговой нагрузки в экономике переходного типа, сколько выявление симптомов излишнего налогообложения и осознание необходимости перемен. Признаков избыточного налогового бремени мировая практика выработала предостаточно. К наиболее очевидным из них относятся: исчезновение налоговой честности, расширение масштабов теневой экономики, ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, выражающееся в их неспособности рассчитываться как по обязательствам перед государством, так и перед собственными контрагентами. К этим признакам относятся  и так называемые модели экономии на налогах путем осуществление фиктивных сделок с участием физических лиц, либо специально созданных для указанной цели компаний. Для хозяйствующих субъектов искушение экономить на налогах, пусть даже с помощью не вполне легальных методов, оказывается сильнее страха наказания. То, что при всех ограничениях возможностей экономить на налогах речь идет, в конечном счете, о попытках выявить симптом, а не лечить саму болезнь, подтверждает тот факт, что как только внесение изменений в действующее законодательство пресекает действие одних моделей экономии на налогах, тут же на смену появляются другие.

    Следовательно, для государства, которое в случае избыточного налогового бремени неизбежно столкнется с уменьшением поступлений в бюджет, наиболее успешной стратегией будет осуществление мер, направленных на снижение налогов, повышение степени поддержки осуществляемой государственной политики со стороны избирателей, соблюдение принципов налогообложения, способствующих росту деловой активности хозяйствующих субъектов. В ситуации, сложившейся в настоящее время в Республики Беларусь, данные меры будут во много раз эффективнее, нежели попытки государства путем ужесточения наказаний и борьбой с лазейками в действующие законодательстве противодействовать уклонению от уплаты налогов.

    Указанные соображения лежат в основе практического  использования регулирующей  функции  налогов - целенаправленного государственного воздействия на экономику, ее отдельные сектора или отрасли посредством изменения доли налогового изъятия прибыли хозяйствующих субъектов. Успешность ее применения в развитых странах демонстрируют мероприятия по стимулированию экономического роста в условиях послевоенного восстановления и в условиях, возросшей конкуренции на международных рынках. Поскольку механизм налогового воздействия на прибыль, получаемую отечественными хозяйствующими субъектам, и степень их деловой активности аналогичен,   следует признать возможность практического применения регулирующей функции налогов для стимулирования экономического роста в переходной экономике.

    3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ

3.1 Формы государственного  регулирования налоговых отношений 

    В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.

    Содержанием государственного регулирования налоговых  отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др.

     С правовой точки зрения содержанием  государственного регулирования налоговых отношений выступает установление прав и обязанностей субъектов (сторон) налогового отношения, одним из которых, заметим, является самого государство.

    Налоговое отношение опосредует налоговое обязательство, в соответствии с которых налогоплательщик обязан передать государству в определенные сроки, определенным способом, определенную сумму денег. В своей совокупности налоговые отношения выражают изъятие государством в свою собственность определенной части валового национального продукта, что составляет экономическую составляющую налогообложения, где данные отношения выступают в качестве распределительных и перераспределительных экономических отношений.

    Государство осуществляет регулирование налоговых  отношений, организуя тем самым  само налогообложение, посредством  издания соответствующих правовых актов. Так, посредством этих актов государство в лице соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает свои специализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т. д. Эти акты, с одной стороны, порождают сами налоговые отношения: Одновременно данные акты, с другой стороны, регулируют поведение субъектов и участников налоговых отношений через определение их прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либо налога, у лиц, определенных налоговым законом в качестве налогоплательщика, возникает обязанность перед государством осуществить его уплату, а у соответствующего налогового органа - обязанность перед государством по осуществлению контроля за своевременным и полным выполнением налогового обязательства. Одновременно у этого органа возникает право требовать от налогоплательщиков уплаты налога, осуществлять контроль за этой уплатой, принимать меры по принудительному взысканию налога и привлекать лиц, совершивших налогового правонарушения, к налоговой ответственности в установленном законодательством порядке. [3, с.38].

    Таким образом, нормативные правовые акты налогового законодательства одновременно выступают и в качестве основания общественных отношений, являющихся по своим экономическим и юридическим признакам, налоговыми, и в роли источника правового регулирования данных отношений. Еще раз подчеркнем, что налоговые отношения не возникают и не существуют сами по себе в недрах экономики. Они являются порождением соответствующего налогового закона: нет закона – не может быть и налогового отношения ни в качестве экономической, ни, тем более, в качестве правовой категории; отмена налогового закона влечет прекращение налогового отношения. Поэтому налоговое отношение, будучи экономическим отношением, по своей форме всегда является правоотношением.

     Государство осуществляет регулирование налоговых отношений, используя определенные методы.

     3.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений 

       Методы государственного регулирования налоговых отношений - это приемы и способы, посредством которых государство устанавливает, изменяет и прекращает права и обязанности субъектов данных отношений.

    Основные  методами государственного регулирования  налоговых отношений являются следующие:

    1) издание односторонних правовых  актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формирует  налоговое законодательство;

    2) издание односторонних правовых  актов, носящих индивидуальный  характер;

    3) совершение двухсторонних налогово-правовых  актов;

    4) реализация государством в лице  его уполномоченного органа своих  прав и обязанностей в качестве  субъекта конкретного налогового правоотношения.

    Как мы видим, по своей форме данные методы выступают в качестве правовых. И  это не случайно: налог - дитя закона; Однако все они имеют определенное экономическое содержание. Посредством их устанавливаются, изменяются и отменяются налоги, что приводит к возникновению, изменению и прекращению налоговых отношений, как разновидности экономических отношений, вводятся налоговые каникулы, осуществляется налоговая амнистия, предоставляется налоговый кредит, дается отсрочка налогового платежа и т. п. Все это акты экономического порядка.

    Рассмотрим  названные методы регулирования  налоговых отношений         в обозначенной последовательности. Отметим двойственную роль государственного регулирования налоговых отношений. С одной стороны, оно является субъектом налогового отношения в качестве «государства — собственника» (или, как сейчас стали говорить, "государства - казны"), выступая получателем сумм налогового платежа и естественно заинтересованного в том, чтобы получить денег как можно больше. С другой стороны, выступая в качестве субъекта публичной власти, обладающего огромными властными полномочиями, государство регулирует данное общественное отношение путем издания соответствующих законов, определяя при этом как свои собственные права в качестве субъекта налогового отношения, так и обязанности другой стороны этого отношения - налогоплательщика. В целом такая ситуация довольно нетипична для механизма правового регулирования: обычно государство регулирует общественное отношение, находясь вне его, т. е. будучи равноудаленным от обеих сторон этого отношения. При этом государство как субъект публичной власти, сохраняя объективность и непредвзятость, обязано учесть и сбалансировать интересы сторон данного общественного отношения, при условии, что эти интересы могут быть противоречивыми. Примером такого правого регулирования является регулирование товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. [5, с.54].

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики