Налоговая политика как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Содержание

Введение ……..……………………………………………........................ 2
Глава 1 Взаимосвязь различных направлений деятельности государства..………………………………… 4
1.1. Многообразие форм государственного регулирования в экономике.……………………………………………………………………….. 4
1.2. Экономический рост как показатель социально-экономического развития.…………………………12
1.3. Налоговые поступления как категория финансирования государственного регулирования…………………………………………….15
Глава 2 Налоговая политика РФ в современных условиях.…………………………………………………………..……………. 18
2.1. Изменения налоговой политики в условиях кризисного развития..……………………………..……………………………………….. 18
2.2. Задачи налоговой политики..………….…………………………. 24
Заключение ……………………………………………..………………..28
Список использованной литературы …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

План

                         стр.

Введение  ……..……………………………………………........................ 2

Глава 1  Взаимосвязь различных направлений деятельности государства..…………………………………………….................................... 4

1.1. Многообразие форм государственного регулирования в экономике.……………………………………………………………………….. 4

1.2. Экономический рост как показатель социально-экономического развития.………………………………………. ……..…………………..….…12

1.3. Налоговые поступления как категория финансирования государственного регулирования…………………………………………….15

Глава 2  Налоговая политика РФ в современных условиях.…………………………………………………………..……………. 18

2.1. Изменения налоговой политики в условиях кризисного развития..……………………………..……………………………………….. 18

2.2. Задачи налоговой политики..………….…………………………. 24

Заключение  ……………………………………………..………………..28

Список использованной литературы  …………………………………30

 

 

Введение

 

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства  в реализации поставленных целей  является налоговая политика.

Налоговая политика влияет практически  на все социально-экономические  сферы страны и неразрывно связана  со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная  реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой  политикой, государство стимулирует  экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой  политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются  показатели развития производства и  его эффективности, возможности  повышения материального уровня и качества жизни.

В каждой стране налоговые  системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние  на экономические и социальные условия  развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремиться использовать её в целях определённой финансовой политики.

В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и  целями, административно территориальным  устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Целью данной работы является изучение аспектов налоговой  политики, а также определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации. А также важным моментом видится  рассмотрение налоговой политики как рычаг экономического роста, способствующий увеличению благосостояния.

 

Глава1. Взаимосвязь различных направлений деятельности государства.

 

С развитием рыночных отношений  государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

 

1.1Многообразие форм  государственного регулирования  в экономике.

 

Существует множество методов, которые используются государством для достижения той или иной цели, а именно государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств  регулирования экономики является, то что они:

- не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

- базируются на силе и авторитете  государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения.1

Хотелось  бы уточнить о таких мерах как: запрещение, разрешение и принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности. Примером может служить экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:

-        государственного экономического прогнозирования;

  • государственного экономического программирования;
  • таможенной политики;
  • денежно – кредитной политики;
  • валютной политики;
  • бюджетно – налоговой системы.

Рассмотрим  основные инструменты и их роль в  регулировании экономики государством.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.2

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости  от использования различных критериев  государственные программы можно  подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные  программы, разрабатываемые на  срок от одного года до трех  лет;

- среднесрочные  программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;

- долгосрочные  программы, которые составляются  на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

- общегосударственные  программы;

- региональные программы;

- целевые программы;

- отраслевые программы;

- чрезвычайные программы.3

Бюджетно-налоговая  система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ввп, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.4

Переход к  рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр  тяжести перенесли на доходы предприятия  частного сектора; изменилась структура  доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного  хозяйства – увеличилась сфера  услуг, частной торговли. Корректировка  налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени  будет служить эффективным средством  формирования доходной части бюджета  и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой  системы на экономику связано  с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного  налогообложения.

Для оплаты государственных  расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем  сбора налогов. Но чтобы построить  подводную лодку или проложить  автомагистраль, государству нужно  приобрести на деньги необходимые экономические  ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.5

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.6

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно  переплетаются прямые экономические  и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия  относятся:

  • целевое кредитование;
  • установление кредитных «потолков»;
  • прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные  с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли  по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными  льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные  цели и в определённых размерах.

Установление  так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение  объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в  отдельных сферах хозяйственной  деятельности.

Более широко используется косвенные методы денежно  – кредитного регулирования:

  • регулирование минимальных резервных требований;
  • осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);
  • купля – продажа иностранной валюты;
  • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
  • изменение курса национальной валюты;
  • эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

-        продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату  правительства и уменьшению хозяйственной  самостоятельности отдельных субъектов.

Устойчивость  и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно  плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в  прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса Центральный Банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу.7

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения  денег отражаются в изменениях валютного  курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную  валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный  Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно  плавающим.

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана: «Неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».8

Официальное регулирование  валютного курса основано на том  мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением  долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Информация о работе Налоговая политика как фактор экономического роста