Налоговая политика как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Содержание

Введение ……..……………………………………………........................ 2
Глава 1 Взаимосвязь различных направлений деятельности государства..………………………………… 4
1.1. Многообразие форм государственного регулирования в экономике.……………………………………………………………………….. 4
1.2. Экономический рост как показатель социально-экономического развития.…………………………12
1.3. Налоговые поступления как категория финансирования государственного регулирования…………………………………………….15
Глава 2 Налоговая политика РФ в современных условиях.…………………………………………………………..……………. 18
2.1. Изменения налоговой политики в условиях кризисного развития..……………………………..……………………………………….. 18
2.2. Задачи налоговой политики..………….…………………………. 24
Заключение ……………………………………………..………………..28
Список использованной литературы …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Состав субъектов налоговой  политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В РФ такими субъектами являются уровни управления:

- федеральный;

- региональный;

- местный.

Масштаб влияния их на государственную  налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых  полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма.

Как правило, субъекты налоговой  политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой  базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. При формировании конкретной налоговой политики необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

-стабильности налоговой системы;

-одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

-равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода.

В зависимости от состояния  экономики и от целей, которые  на данном этапе государство считает  приоритетными, используются различные  модели (типы) налоговой политики.

Модель налоговой политики - это тип налоговой политики, апробированный рядом стран и  с достигнутым определенным результатом, который может быть использован  другими странами.

Применяются следующие модели (формы) налоговой политики:

1. Политика максимальных  налогов. Данная политика направлена  на увеличение налогов, повышение  их ставок, сокращение налоговых  льгот.

В дальнейшем она может  привести к уклонению от уплаты налогов, развитию теневой экономики и  торможению расширенного производства. Но на коротком промежутке времени  данная налоговая политика может  быть оправдана, так как она сдерживает инфляцию. Как правило, данная модель используется в случаях:

  • чрезвычайных обстоятельств, в период экономических кризисов, военных действий для оперативной мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет. Основной целью политики максимальных налогов является фискальная;
  • когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается высокими социальными расходами. Например, в развитых скандинавских странах, где налоговая система отличается высокой долей отчислений на социальное страхование. При такой политике приоритетными целями являются фискальная и социальная.

2. Политика экономического  развития ориентирована на стимулирование  экономической активности бизнеса  путем ослабления налоговой нагрузки  на производителей и используется, как правило, в период экономического  оживления.

В краткосрочной перспективе  политика экономического развития имеет  целью преодоления циклического спада экономики путем снижения налогов. В дальнейшем данная налоговая  политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

3. Политика разумных налогов.  Такую политику можно назвать  смешанной, сочетающей признаки  разных моделей (нечто среднее между первой и второй моделью). Характеризуется сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не угнетать развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.12

Установление разумных налогов  необходимо для сохранения конкурентных преимуществ на существующих мировых  рынка и достижения приоритетного  положения на вновь формирующихся  рынках высокотехнологической продукции. Приоритетными целями политики разумных налогов выступают фискальная, экономическая  и социальная.

Так, в 2008г. правительство РФ столкнулось с экономическим кризисом, который требовал выбора правильного решения в выборе налоговой политики. Принципиально существуют две стратегии изменения налогообложения в условиях кризиса. Первая основана на концепции финансовой стабилизации. Она предполагает, что ни в коем случае нельзя допускать дефицита бюджета, который придется покрывать за счѐт дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая сократит реальные доходы населения. Поэтому налоги следует собирать в таком объѐме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен.  Согласно другой концепции  – экономического роста – снижение налогов, наоборот, приносит

крайне положительный  эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени  стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма  налоговых поступлений в бюджетную  систему возрастает благодаря росту  ВВП.

Что касается России, то основные меры российского  правительства применялись в  направлении ослабления налогового бремени, но и меры повышения налогов  также имеют место. Большая часть  налоговых мер вступила в силу 1 января 2009 года. Но уже на конец  января 2008 года бывший министр финансов Алексей Кудрин оценил общий размер осуществленных антикризисных мер  примерно в 2,1 трлн. рублей. Из этой суммы  около 1,1 трлн. рублей – это потраченные  из бюджета средства. Примерно 1 трлн. рублей приходится на снижение налогов, т.е. на недополученные бюджетом средства.13

Тем не менее, наряду с политикой облегчения налогового бремени отмечается и политика повышения  налогов, возможно, вызванная ожиданием  скорого подъѐма в экономике. В июле 2009 года был принят закон о повышении единого социального налога, в соответствии с которым с 2010 года отменяется регрессивная ставка налога, а с 2011 года эффективная ставка (процентная ставка налога, выплачиваемая после осуществления всей налоговой корректировки) повышается до 34% против сегодняшних 26%. Позже последовали решения о повышении акцизов на алкоголь и табачную продукцию.14

Нельзя не упомянуть и о негативных эффектах принятой налоговой политики. В связи с принятым комплексом мер оправдались ожидания о том, что пострадает малый и средний бизнес, а также, что регионы, бюджеты которых пострадали от кризиса значительно больше, чем федеральный, явно начнут пользоваться предоставленной им возможностью и активно повышать налоги на имущество и транспортный налог для покрытия бюджетного дефицита.

Таким образом, мы видим, что правительство в  условиях кризиса прибегает к  смешанной стратегии налоговой  политики. И это является наиболее оправданной мерой, т.к. государство  не может во всех отраслях «сыграть»  на понижение или повышение налогов, все дело в том, что в краткосрочном  периоде правительство добьется требуемых результатов, однако, если рассматривать план в перспективе, государство может столкнуться  с огромными потерями, причиной которых  стали необдуманные меры, принятые для решения той или иной проблемы.

 

 

 

2.2.Задачи налоговой политики.

В современных условиях налоговая  политика, пожалуй, является одной из важнейшей задачей государства. До сих пор ведутся дискуссии о проблеме оптимальной налоговой политики.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма. Представим таблично видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики:

Взаимосвязь налоговой политики и  налогового механизма РФ15

Таблица 1.


Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и  организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом  для построения налогового механизма  является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций  управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций  этого механизма.

Для налогового механизма  нашей страны характерны следующие  функции:

1) управления - заключается  в организации деятельности государственных  органов, непосредственно отвечающих  за формирование процесса управления  налоговой системы страны;

2) регулирования - заключается  в организации деятельности финансовых  и налоговых органов по оценке  результатов изменения налогового  законодательства и оперативному  вмешательству в процесс обеспечения  доходной части бюджета, а также  по предоставлению налогоплательщикам  отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов  и по применению налогоплательщиками  льгот, вычетов, освобождений  и других преференций;

3) принуждения - заключается  в организации деятельности налоговых,  правоохранительных и других  органов по принудительному исполнению  обязанностей;

4) планирования - заключается  в организации деятельности финансовых  и налоговых органов по определению  размера поступлений налогов  в соответствующий бюджет и  мобилизации усилий для увеличения  этих поступлений;

5) контролирования - заключается  в организации деятельности налоговых  органов по регистрации налогоплательщиков  и контролю над их финансово-хозяйственной  деятельностью, в организации  деятельности налоговых и правоохранительных  органов по выявлению и пресечению  нарушений налогового законодательства;

6) информирования - заключается  в организации деятельности налоговых  и других органов по доведению  до налогоплательщиков информации  о действующих налогах и сборов, порядке исчисления и др.

7) консультирования - заключается  в организации деятельности финансовых  и налоговых органов по разъяснению  налогоплательщикам положений налогового  законодательства, практическое применение  которых вызывает у них затруднение.

Также государству необходимо определится с целями, которые  оно преследует при осуществлении  налоговой политики. Рассмотрим таблицу 2.

Цели государственной налоговой  политики.16


Таблица 2.

 

 

 

Исходя из данных таблицы  целей государственной налоговой  политики мы видим, что налоговая  политика  это не просто комплекс мер по решению экономических  проблем, но это обширная деятельность, направленная на решение социальных проблем, таких как повышение социальной защищенности граждан через распределение доходов, таких как развитие человеческого капитала и многие другие; также можно сказать что налоговая политика решает ряд экологических проблем, таких как охрана окружающей среды, сохранение природного капитала; и, конечно, не обходит стороной международные проблемы, такие как гармонизация таможенных налогов и избежание двойного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время ведётся  множество споров о налоговой  политике нашего государства, её настоящем  состоянии и путях её развития для обеспечения максимального  экономического роста. В данной работе были проанализированы теоретические основы налоговой политики, определены её цели, принципы, задачи, а также инструменты воздействия на экономику. Была определена взаимосвязь между налоговой политикой и экономическим ростом в стране, а также проведен анализ налоговой политики в кризисный период.

Сделали вывод о том, что  существуют различные формы регулирования  в экономике, к которым прибегает  государство для обеспечения  благосостояния и стабильного экономического развития. И в соответствии с целью  выбирается та или иная форма регулирования, которая могла способствовать решению  сложившейся проблемы.

Проанализировав действия налоговой  политики в условиях социально-экономического развития, увидели, что отрицательном росте - это страна с депрессивной экономикой; если рост нулевой - имеет место стагнация, и ни о каком социально-экономическом развитии не может быть и речи; можно говорить только о разных масштабах деградации нации. А что касается положительного экономического роста, то он обеспечивает социально-экономическое развитие только при достижении определенного уровня. В условиях современной России - это не ниже 15% роста ВВП в год при одновременном росте внешнеторгового сальдо и снижении доли безработного населения в экономически активном населении.

Также выяснили, что налоговые  поступления призваны не только помочь развитию экономики, но и сработать  рычагом финансирования различных  методов регулирования экономики  государством. Можно сказать, что  налоговые поступления являются важнейшей частью государственного бюджета, на основе которого и планируется решение той или иной проблемы.

И в конце хотелось бы отметить, что инструменты налоговой политики разнообразны, и лишь их грамотное  использование может помочь в  развитии экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2008. – 153с.
  2. Белокрылова, О.С. Теория переходной экономики[Текст]: учебное пособие/ О.С. Белокрылова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  3. Васильев Ю.В. /Налоговый стимул для развития экономики // Российский налоговый курьер, 2009. -№15.
  4. Государственные расходы в производстве [Электронный ресурс] // Режим доступа http://worldofeconomy.ru/index.php?newsid=214 (дата обращения: 14.04.2012)
  5. Караваева И.В. «Вопросы развития налоговой политики»[Текст]/И.В. Караваева// – Финансы. – 2008. – №12. С.56.
  6. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики / Ю. Князев //Общество и экономика - 2008. - № 6.
  7. Красавина Л. Н. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирования. [Электронный ресурс] / Л.Н. Красавина // Финансовая аналитика. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/krasavina_03_11.pdf (дата обращения: 04.05.2012)
  8. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005.
  9. Милов В. Вредительская экономическая политика [Электронный ресурс]/В. Милов.  – Режим доступа:  http://www.gazeta.ru/column/milov/3281932.shtml  (дата обращения: 04.05.2012)
  10. Митрофанова, И.А. О соотношении понятий экономический рост и социально-экономическое развитие. [Текст] / И.А. Митрофанова // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 10. – С. 44–47.
  11. Митяев О. Какие налоги нужны во время кризиса [Электронный ресурс]/О. Митяев.  – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090212/161925082.html (дата обращения: 04.05.2012)
  12. Монин С. Воздействие интервенций центрального банка на фискальную политику. [Электронный ресурс]/С. Монин// РЦБ. - Режим доступа: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=656 (дата обращения: 04.05.2012)
  13. Павлова Л.П. «Проблемы совершенствования налоговой политики в России»[Текст] /Л.П. Павлова// - Финансы. – 2007. – №1.  С.62  
  14. Понятие налоговой политики ее цели и задачи. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nalogiinfo.ru/Цели%20налоговойполитики.html (дата обращения: 04.05.2012)
  15. Тарасова В.Ф. Теория и история налогообложения[Текст]: учебное пособие/ В.Ф. Тарасова – М.: Экономист, 2006. – 319 с.

Информация о работе Налоговая политика как фактор экономического роста