Налоговая политика как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Содержание

Введение ……..……………………………………………........................ 2
Глава 1 Взаимосвязь различных направлений деятельности государства..………………………………… 4
1.1. Многообразие форм государственного регулирования в экономике.……………………………………………………………………….. 4
1.2. Экономический рост как показатель социально-экономического развития.…………………………12
1.3. Налоговые поступления как категория финансирования государственного регулирования…………………………………………….15
Глава 2 Налоговая политика РФ в современных условиях.…………………………………………………………..……………. 18
2.1. Изменения налоговой политики в условиях кризисного развития..……………………………..……………………………………….. 18
2.2. Задачи налоговой политики..………….…………………………. 24
Заключение ……………………………………………..………………..28
Список использованной литературы …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение  следующих задач:

- сглаживание  резких краткосрочных колебаний;

- остановка волны  чрезмерной спекуляции, вызванной  изменением экономической ситуации;

- установление  целевого значения валютного  курса;

- сопротивление  валютным колебаниям, в случае  когда они превышают определенное допустимое изменение.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование  инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение  движения капитала, или барьеры в  международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка  кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования  валютного курса является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.

Таким образом, мы видим, что  существуют различные формы регулирования  в экономике, к которым прибегает  государство для обеспечения  благосостояния и стабильного экономического развития. И в соответствии с целью  поставленной задачи применяется та или иная форма регулирования, которая  могла способствовать решению сложившейся  проблемы.

1.2Экономический рост как показатель социально-экономического развития.

Анализ исследуемой литературы позволил сделать вывод, что экономический рост является центральной задачей экономического развития всех государств.

Под экономическим ростом понимают движение экономической жизни, тенденции  в развитии элементов экономики (объемов производства, уровня цен, уровня безработицы и др.). Рост является составляющей экономического развития, которое необходимо рассматривать  как процесс, включающий периоды  роста и спада, количественные и  качественные изменения в экономике. Спад выражается в отрицательной  динамике как экономического развития экономики в целом, так и отдельных  ее секторов.

Стабильность экономического роста  – одна из главнейших целей экономической  политики. Экономический рост необходим  для того, чтобы обеспечить повышение  жизненного уровня населения. Для измерения  роста национальной экономики можно  использовать показатели совокупного  продукта (дохода): валовой внутренний продукт (ВВП), а также валовой  национальный продукт (ВНП) или национальный доход (НД). Наиболее часто экономический  рост выражают с помощью показателя ВВП, который представляет собой  общий объем товаров и услуг, созданных в экономике за определенный период. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономический  рост, будут рассмотрены ниже.

Поскольку целью экономического роста  является повышение благосостояния населения страны, то увеличение ВВП, сопровождающееся его качественным совершенствованием: расширением ассортимента производимых товаров и услуг, приспособлением  структуры выпускаемых товаров  к структуре потребностей населения  с целью максимального их удовлетворения, можно рассматривать в качестве экономического роста.

Однако экономический рост –  это не только увеличение совокупного  выпуска и дохода, но и улучшение  качественных характеристик экономики  в целом, что означает переход  общества и экономики на новые  качественные уровни своего развития.

В экономической науке выделяют три основных типа факторов экономического роста: фактор предложения, фактор спроса, фактор распределения. Под факторами предложения понимают условия, при которых возможно осуществлять рост объемов производства. В их состав входят: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем и качество основного капитала, используемые технологии и практическое применение научных разработок. Факторы предложения предоставляют потенциальную возможность экономического роста, обеспечивая предложение различных товаров и услуг, производимых в обществе. Но одна только способность к увеличению объемов производства недостаточна для обеспечения реального экономического роста, так как необходимо реально использовать растущий объем ресурсов, т. е. обеспечить спрос на них. Реальная возможность осуществления экономического роста появляется при взаимодействии факторов предложения с факторами спроса и распределения. К ним относят уровень совокупных доходов и расходов, наличие свободных капиталов в обществе, развитие системы кредитных отношений и возможность получения кредита потребителями.

Эффективное распределение возрастающего  количества имеющихся ресурсов с  целью получения наибольшего  объема необходимой продукции осуществляется с помощью факторов распределения. К ним можно отнести рациональное размещение факторов производства и  производственных ресурсов, характер распределения доходов в обществе, изменение экономической структуры  страны, динамику цен на производимую продукцию и наличие инфляционных тенденций в экономике. Важным элементом факторов распределения является эффект от масштаба производства.

Важно отметить, что в экономике любому темпу увеличения валового внутреннего продукта (ВВП), доходной части бюджета, золотовалютных резервов и т.д. за рассматриваемый период присваивается значимость не только экономического роста, но и социально-экономического развития. Если в бюджете доля расходов на социальные нужды больше 50%, или происходит увеличение этой доли, или хотя бы увеличиваются суммарные расходы на социальные нужды, то такой бюджет называют бюджетом социального развития. Но на самом деле, все гораздо сложнее.

Во-первых, под экономическим  ростом действительно следует понимать увеличение экономических параметров системы. Как их измерять - это дело экономической статистики, хотя нельзя не указать на то, что при существующей методике расчета ВВП, теоретически возможна такая ситуация, при которой  ВВП растет за счет роста мировых  цен на экспорт сырья, топлива, энергии  и продукции экологически «грязных»  производств, а остальные отрасли  национальной экономики «погибают». Чтобы этого не было, необходимо при рассмотрении экономического роста  на «выходе» системы дополнять сопоставление  темпов роста ВВП (для регионов - ВРП) с ростом внешнеторгового сальдо (превышением стоимости экспорта над импортом) и с изменением доли безработных в численности экономически активного населения.

Социально-экономическое  развитие - увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны. Если происходит увеличение этих составляющих - значит, страна развивается; если происходит снижение, то не развивается, даже при росте ВВП.

Таким образом, можно сказать, что при отрицательном росте - это страна с депрессивной экономикой; если рост нулевой - имеет место стагнация, и ни о каком социально-экономическом развитии не может быть и речи; можно говорить только о разных масштабах деградации нации. Что касается положительного экономического роста, то он обеспечивает социально-экономическое развитие только при достижении определенного уровня. В условиях современной России (а, возможно и в любой стране) - это не ниже 15% роста ВВП в год при одновременном росте внешнеторгового сальдо и снижении доли безработного населения в экономически активном населении.9

 

1.3. Налоговые поступления как  категория финансирования государственного  регулирования

Главным направлением налоговой  политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются  показатели развития производства и  его эффективности, возможности  повышения материального уровня и качества жизни.

Изменение уровня налогообложения  и государственных расходов в  целях воздействия на экономическое  развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством  ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого  экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных  темпах инфляции.

Рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос  и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, возникает вопрос: где взять деньги? Тут у государства два пути решения проблемы – либо «включить  печатный станок», либо обеспечивать эти расходы за счет поступления от налоговых платежей. Рассмотрим инструменты, благодаря которым государство получает доходы с налоговых поступлений.

Участие государства в  регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых  инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные  методы использования налоговых  инструментов.

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или её части, денежная оценка которой является величина налога. Изменяя её, правительство  может, не изменяя всего массива  налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой  политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для определенной категории налогоплательщиков в  отдельных регионах, отдельных отраслях и предприятиях. Ставка налога обеспечивает относительную стабильность финансового  законодательства, позволяет правительству  быстро и эффективно осуществить  смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных, регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и  регрессивные ставки, с помощью которых  регулируется не только уровень доходов  различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам  единая централизованная налоговая  система является достаточно гибкой, что обеспечивается за счет уточнения  ставок налогов и приведения налоговой политики в соответствии с реальной экономической конъюнктурой.10

Наряду с налоговой  ставкой эффективным средством  реализации налоговой политики являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой – нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Таким образом, видно, что  инструменты налоговой политики разнообразны, и лишь их грамотное  использование может помочь в  развитии экономики. А также налоговые  поступления призваны не только помочь развитию экономики, но и сработать  рычагом финансирования различных  методов регулирования экономики  государством. Можно сделать вывод, что налоговые поступления являются важнейшей частью государственного бюджета, на основе которого и планируется  решение той или иной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Налоговая политика РФ в  современных условиях.

Анализ налоговой политики должен быть дополнен своим положением в настоящие дни. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом, можно сказать о том, что задачей налоговой политики является обеспечение финансовыми ресурсами самого государства, создание благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

2.1. Изменения налоговой политики  в условиях кризисного развития.

Считается, что налоговая  политика включает в себя три звена:

1) выработку научно обоснованных  концепций развития налогов, которые  формируются с учетом требований  объективных экономических законов,  глубокого анализа состояния  развития страны, исходя из потребностей  населения;

2) определение основных  направлений использования налогов  на перспективу и текущий период  с учетом путей достижения  поставленной финансовой политикой  целей, международных факторов  и возможностей роста финансовых  ресурсов;

3) осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

Еще более завуалировано  восприятие того, какую налоговую  политику следует считать эффективной. Уже в самом подходе к обозначению  такой политики нет научного единообразия.

Об эффективной налоговой  политике следует говорить как об искусстве нахождения компромисса  между эффективностью и справедливостью в налогообложении, понятном и принимаемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснованно следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения:

Эффективная налоговая политика - это налоговая политика, ориентированная  на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом  отражающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией  принципов эффективности и справедливости в налогообложении.

Субъектами государственной  налоговой политики, то есть теми, кто  разрабатывают и реализуют налоговую  политику, являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом  в пределах полномочий, установленных  налоговым законодательством, имеющие  возможность воздействовать на экономические  интересы налогоплательщиков.11

Информация о работе Налоговая политика как фактор экономического роста