Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:40, реферат
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Введение………………………………………………………………………3
Понятие налоговой системы…………………………………………………4-6
Структура налогообложения РФ…………………………………………….7-10
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации………………………………………………………11-15
Принципы построения системы налоговой службы РФ…………………..16-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список литературы…………………………………………………………..24
Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.
Институт « обеспечение
В постановлении Конституционного
Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что
по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое
обязательство состоит в
Специфической мерой воздействия
налоговой ответственности
Принципы построения системы налоговой службы РФ.
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.
Государственная налоговая служба
- единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов и других обязательных платежей,
установленных
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.
В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов. Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, в Налоговом кодексе
впервые нашла закрепление
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства.
Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.
В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи
72 Конституции Российской Федерации
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
По предметам совместного
2. Принцип независимости.
Независимость понимается, прежде всего,
как независимость от местных
органов власти. Она является конкретным
проявлением принципа разделения властей:
праву местных органов власти
вводить местные налоги, устанавливать
ставки платежей, определять льготы, противостоит
обязанность налоговых
3. Принцип централизации.
Государственная налоговая служба
России является централизованной системой
налоговых органов. Исключением
является правовое положение Госналогинспекции
по г. Москве. В соответствии с Указом
Президента РСФСР от 28 августа 1991 года
«О полномочиях органов
Иерархическая структура налоговых органов России.
Государственная заинтересованность
в стабильном поступлении налогов
выражается в создании специальной
системы учета
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О
налоговых органах Российской Федерации"
(в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют
единую систему контроля за соблюдением
налогового законодательства России,
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующие
бюджеты и внебюджетные фонды
налогов и других обязательных платежей,
а также контроля в пределах компетенции,
за соблюдением валютного
участие в выработке налоговой
политики и осуществление ее с
целью обеспечения
обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ и другим законам.
Единая, независимая, централизованная
система налоговых органов
Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);
Его территориальные органы:
Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в городах.
Инспекции МНС России по городам без районного деления.
Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.
А также:
Подведомственные организации.
Предусмотрена деятельность специализированной
налоговой инспекции МНС России
по работе с крупнейшими
Для осуществления взаимодействия
министерства с полномочными представителями
Президента Российской Федерации в
федеральных округах утверждены
положение и типовая структура
межрегиональных инспекций МНС
России по федеральному округу (приказ
МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307). Налоговые
органы - юридические лица. Они имеют
самостоятельную смету
Система налоговых органов построена
в соответствии с административным
и национально-территориальным
Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.
Возглавляет систему налоговых
органов центральный аппарат
Государственной налоговой
Высшую ступеньку в иерархии
налоговых органов занимает центральный
аппарат Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам, которая является
правопреемником
Структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:
1. Департамент налоговой политики
2.Департамент налогообложения прибыли
3.Департамент косвенных
4.Департамент налогообложения
доходов и имущества
5.Департамент единого
6.Департамент организации
7. Департамент налогов и сборов
с алкогольной и табачной
8.Департамент учета
9.Департамент учета и
10.Департамент анализа и
11.Департамент контроля
12.Департамент информационных
13.Юридический департамент
14.Департамент кадровой
15.Департамент финансового
16.Департамент материального
17. Административно-контрольный
18.Управление ресурсных
19.Управление налогообложения
20.Управление международных
21.Управление по работе с
22.Управление по модернизации налоговых органов
23.Управление международного
24.Управление по
25.Управление налоговой
26.Отдел телекоммуникаций
В рамках решения поставленных задач
отраслевые департаменты изучают и
анализируют практику применения действующего
налогового законодательства на местах,
с учетом отечественного и зарубежного
опыта ведут разработку актуальных
аспектов налоговой политики, участвуют
в подготовке законодательных актов
по конкретным видам налогообложения,
разрабатывают инструкции, методические
рекомендации, указания о порядке
исчисления и взимания того или иного
вида налога. Они вправе осуществлять
либо принимать участие в
Непосредственные задачи других подразделений
центрального аппарата реализуются
в основном в рамках обеспечительных
и вспомогательных функций. К
примеру, юридическое управление, которое
состоит из отдела правового обеспечения
налогообложения и отдела нормативных
актов и контроля за организацией
правовой работы в налоговых органах,
должно обеспечивать соответствие действующему
законодательству всех нормативных
актов, издаваемых налоговой службой
РФ, защищать права и законные интересы
налоговой службы в судах, а также
органах государственной власти
и управления, участвовать в разработке
и совершенствовании законов
о налогах и налоговых органах,
осуществлять методическое руководство
правовой работой в инспекциях, систематизировать
правовые акты, обеспечивать правовой
информацией руководящие и
Информация о работе Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства