Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие налоговой системы…………………………………………………4-6
Структура налогообложения РФ…………………………………………….7-10
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации………………………………………………………11-15
Принципы построения системы налоговой службы РФ…………………..16-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список литературы…………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

ФДОК!.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Взимание налога с правовой точки  зрения следует расценивать как  обязанность государства по сбору  налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует  также иметь в виду, что обязанность  по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а  не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

Институт « обеспечение исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который хотя и  предусматривает пеню в форме  неустойки как способ обеспечения  исполнения обязательств, но неустойка  в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что  по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в  срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия  налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной  мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она  применяется в соответствии с  действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика  не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение  штрафа, как и такая мера налоговой  ответственности, как взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, носит карательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения системы  налоговой службы РФ.

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в  силу разных причин, допускают нарушения  налогового законодательства - от несвоевременной  уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Государственная налоговая служба - единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством  РФ и республик, входящих в ее состав.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения  в Российской Федерации.

В связи с тем, что к числу  основных функций таможенных органов  относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые  относятся к числу федеральных  налогов и сборов, а также в  связи с тем, что они обязаны  вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу  РФ  Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов. Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Таким образом, в Налоговом кодексе  впервые нашла закрепление норма  об обладании таможенными органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.

Налоговая служба Российской Федерации  основана на следующих принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы  проистекает из принципа единства налоговой  политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется  наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как  государственных, так и местных  налогов.

В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится  установление федеральных экономических  служб. 

По предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  Российской Федерации.

2. Принцип независимости.

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных  органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать  ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций  действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции  выполняют только те решения и  постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые  приняты в соответствии с законом  и в пределах предоставленных  им прав. Местные органы власти и  администрация не имеют права  изменять или отменять решения налоговых  органов, а также давать им оперативные  руководящие указания.

3. Принцип централизации.

Государственная налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции  по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция  находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства  Москвы.

             

Иерархическая структура  налоговых органов России.

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов  выражается в создании специальной  системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции  возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам входит в систему  центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О  налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением  налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие  бюджеты и внебюджетные фонды  налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и его территориальных  органов. Постановление Правительства  Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России:

участие в выработке налоговой  политики и осуществление ее с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;

обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования  в области производства и оборота  этилового спирта и алкогольной  продукции.

МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и  через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые  органы правомочны отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции  РФ и другим законам.

Единая, независимая, централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):

Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России);

Его территориальные органы:

Управления МНС России по налогам  и сборам по субъектам Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции МНС  России по налогам и сборам.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам в городах.

Инспекции МНС России по городам  без районного деления.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам межрайонного уровня.

А также:

Подведомственные организации.

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной налоговой  инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, межрегиональной  государственной инспекции МНС  России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг ; межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах утверждены положение и типовая структура  межрегиональных инспекций МНС  России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307). Налоговые  органы - юридические лица. Они имеют  самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях  банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам и его вышестоящим  органам. Структура Управлений по субъектам  федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции  структурных подразделений руководимых  налоговых органов.

Система налоговых органов построена  в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и  состоит из трех звеньев.

Основным элементом в этой системе  являются государственные налоговые  инспекции по районам, городам без  районного деления и районам  в городах. Второе звено включает в себя районные (городские) государственные  налоговые инспекции.

Возглавляет систему налоговых  органов центральный аппарат  Государственной налоговой службы - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный  аппарат Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, которая является правопреемником Государственной  налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схема состоит  из департаментов по основным направлениям деятельности.

Структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам:

1. Департамент налоговой политики

2.Департамент налогообложения  прибыли

3.Департамент косвенных налогов 

4.Департамент налогообложения  доходов и имущества физических  лиц

5.Департамент единого социального  налога

6.Департамент организации налогового  контроля

7. Департамент налогов и сборов  с алкогольной и табачной продукции

8.Департамент учета налогоплательщиков

9.Департамент учета и отчетности

10.Департамент анализа и планирования  налоговых поступлений

11.Департамент контроля налоговых  органов

12.Департамент информационных технологий

13.Юридический департамент

14.Департамент кадровой политики

15.Департамент финансового обеспечения

16.Департамент материального обеспечения  и капитального строительства

17. Административно-контрольный департамент

18.Управление ресурсных платежей

19.Управление налогообложения малого  бизнеса

20.Управление международных налоговых  отношений

21.Управление по работе с кредитными  организациями

22.Управление по модернизации  налоговых органов

23.Управление международного сотрудничества

24.Управление по информационной  политике

25.Управление налоговой задолженности

26.Отдел телекоммуникаций

В рамках решения поставленных задач  отраслевые департаменты изучают и  анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного  опыта ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют  в подготовке законодательных актов  по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке  исчисления и взимания того или иного  вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных  и тематических проверках территориальных  налоговых инспекций. В их компетенцию  входит рассмотрение писем, жалоб и  заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов  министерствами, ведомствами, если они  имеют отношение к платежам налогов  и сборам в бюджет и др.

Непосредственные задачи других подразделений  центрального аппарата реализуются  в основном в рамках обеспечительных  и вспомогательных функций. К  примеру, юридическое управление, которое  состоит из отдела правового обеспечения  налогообложения и отдела нормативных  актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных  актов, издаваемых налоговой службой  РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах, а также  органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов  о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство  правовой работой в инспекциях, систематизировать  правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные  подразделения Госналогслужбы, анализировать  практику правовой работы на местах и  т. д.

Информация о работе Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства