Направления развития бюджетирования в ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система страны является одной из основных составляющих экономического организма, формирует огромные денежные капиталы, обслуживает производственные и инвестиционные потребности предприятий, а также населения. От ее качественного состояния и дальнейшего развития во многом зависит развитие общества в целом. В настоящее время банковская система РФ еще не в полной мере реализует свои стимулирующие возможности. Она пока не обладает достаточным ресурсным потенциалом, подвержена высоким рискам, не имеет необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в увеличении своей капитальной базы. Это не позволяет банковской системе активно воздействовать на развитие экономики. В деятельности банковской системы в целом и отдельных кредитных организаций имеет место ряд существенных недостатков, которые снижают эффективность хозяйствования и сдерживают темпы экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…6
1. Теоретические основы бюджетирования в кредитных организациях...9
1.1. Сущность бюджетирования в кредитных организациях…………………..9
1.2. Организация процесса бюджетирования……………………………...…..13
1.3. Принципы и алгоритм составления бюджета банка………………..…….27
2. Анализ финансовых показателей на примере ОАО «Сбербанк»…..…37
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк»……37
2.2. Анализ движения денежных средств, доходов и расходов
ОАО «Сбербанк»……………………………………………………………...…44
2.3. Оценка эффективности деятельности ОАО «Сбербанк»……...…………48
3. Направления развития бюджетирования в ОАО «Сбербанк»………..54
3.1. Стратегия развития ОАО «Сбербанк» до 2014 года……………………..54
3.2. Основные направления преобразований в ОАО «Сбербанк»…………....60
3.3. Направления совершенствования бюджетирования
в ОАО «Сбербанк»……………………………………………………………....66
Заключение…………………………..………………………………………….74
Список использованных источников и литературы.……………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетирование.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

На этом же, пятом, шаге планируется прямая (сдельная) заработная плата (блок 8), зависящая от объемов производства. Составление се бюджета также упирается в наличие тарифно-квалификационного справочника. Хочется обратить ваше внимание на два момента:

Во-первых, общую сумму сдельной заработной платы очень неплохо было бы приплюсовывать к расходам на основные материалы и полученную сумму вписывать в Отчет о прибыли и убытках вместо традиционной «материальной» себестоимости. Расчет торговой наценки после этого станет значительно корректнее, а анализ финансовой отчетности - гораздо информативнее. К вопросам анализа мы еще вернемся в соответствующем разделе.

Во-вторых, сумма расходов основных (прямых) материалов и сдельной (прямой) заработной платы по каждому виду продукции и в расчете на единицу даст нам прямую себестоимость каждого изделия, партии изделий или всех изделий данного вида, произведенных за период. Эта информация бесценна для тех предприятии, которые зависят от структурных сдвигов, т.е. производят как более, так и менее выгодную продукцию и страдают, когда менее выгодная «перевешивает». Запомним это - на пятом шаге, при составлении бюджетов прямых расходов и прямой зарплаты мы в качестве промежуточной информации получаем данные о прямой себестоимости.

На шестом шаге должен появиться бюджет косвенных производственных расходов, т.е. расходов, которые предприятие несет для поддержания производства в действующем состоянии, но которые не могут быть увязаны с каким-либо конкретным изделием. Расходы также могут демонстрировать разную степень связи с доходами и быть как полу переменными, так и постоянными.

Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, в сумме с прямой себестоимостью дадут нам производственную себестоимость нашей продукции/услуг. Запомним это тоже.

А вот по отношению к блоку 10 - бюджету себестоимости - возникает несколько очень серьезных вопросов, связанных с управлением себестоимостью:

Понятно, что валовая себестоимость по сути равна общей сумме расходов па продукт, реализованный в данном периоде. Однако существуют проблемы ее оценки. «Много - мало» и всякие изменения легко отслеживать по удельной себестоимости, т.е. по себестоимости в расчете на единицу Продукции.

А сейчас мы переходим к восьмому шагу и блоку 11 - бюджету доходов и расходов (БДР) по основной деятельности. Сам но себе он достаточно прост, так как вся необходимая для составления БДР информация у нас уже есть. А при укрупнении БДР образует ту часть Отчета о прибыли и убытках, которая отражает основную деятельность предприятия - без финансовой, «прочей» и инвестиционной деятельности (внереализационных операций).

Если ваше предприятие не имеет «прочей деятельности» в больших объемах и не планирует получать крупных доходов от финансовой деятельности или связанных предприятий, то Отчет о прибыли и убытках (ОПУ) можно считать готовым. Но порой перечисленные факторы имеют место, да плюс к этому может быть запланирована продажа основных фондов.

Итак, Отчет о прибыли и убытках у нас готов. Теперь мы делаем но нашей схеме «виток назад» и на девятом шаге возвращаемся к прогнозу доходов, превращая его в прогноз выручки (блок 12), т.е. реальных поступлений «живых денег».

На десятом шаге мы подходим к чрезвычайно интересной процедуре - прогнозированию баланса (блок 13). Этот документ - баланс - многим нефинансистам кажется почти мистическим. Порой даже и финансисты испытывают затруднения с его прогнозированием. На самом деле это достаточно просто, нужно только изначально провести различие между теми статьями баланса, которые обусловлены объективно и скорректированы просто так быть но могут - назовем их «объективными», и статьями, которые могут быть изменены в зависимости от различных обстоятельств. Эти статьи логично назвать «регулирующими».

Конечно, для прогнозирования баланс вполне можно свернуть и пользоваться его упрошенной формой. Получается, что подавляющее большинство статей баланса носят объективный характер.

Порядок сортировки групп в обеих частях баланса может быть различным, например как по убыванию, так и по возрастанию ликвидности. Для тех читателей, кто знаком с бухгалтерским учетом социалистических времен, схема баланса, в которой активы расположены сверху вниз в порядке возрастания ликвидности, может ассоциироваться с советским прошлым, когда сначала по важности идут внеоборотные активы, а потом уже все остальное: в те времена никого не интересовала ликвидность, и деньги рассматривали после основных фондов. Аналогичным было и расположение различных источников капитала в пассивах. В соответствии с западной методологией структура баланса отражает сверху вниз убывание ликвидности и опирается на предположение о том, что аналитику (пользователю финансовой отчетности) цифра в верхней строке кажется более значительной, чем в последующих. И потому там, вверху, стоят значения оборотного капитала в активах и текущих обязательствах в пассивах - значения, существенно более важные для финансового управления!

Тем не менее, если для вашего предприятия внеоборотные активы исключительно важны - фондоемкий бизнес, пли если на повестке дня стоят вопросы финансовой устойчивости, или просто вы привыкли видеть текущие величины в нижней части баланса - выбор за вами. Суть ведь не в форме как таковой, а в правильности составления и удобстве использования.

А вот что касается корректности, то пока не рассчитан уровень регулирующих статей, активы пассивам равны не будут, это ясно. Если пассивы больше активов, то регулирующая статья одна: денежные средства, и подсчитать значение по ней очень легко. Если активы больше пассивов, то разница должна быть покрыта пассивными регулирующими статьями - кредитами банка и поставщиков. С одной стороны, они в чем-то равнозначны, с другой стороны, при распределении кредитов между ними нужно руководствоваться договоренностями и характером отношений с одними и другими:

- если по банковскому  кредиту есть ограничения, а с  поставщиками отношения налажены, то фиксируем максимально возможную сумму банковского кредита, остальное относим на счет поставщиков;

- если договора поставок  «не очень» по условиям оплаты, но есть банковская кредитная линия достаточного объема, то рассчитываем задолженность перед поставщиками по формуле оборачиваемости, заложив в нее приемлемый срок оплаты. Остальное относим на банковский кредит;

- если у вашего предприятия  ни кредитной линии, ни значительной  отсрочки платежа по поставкам  нет, а активы с пассивами не  сходятся, вам стоит задуматься  о перспективах своего бизнеса. Это явственный сигнал наметившегося неблагополучия.

По данным полученного прогноза баланса можно будет рассчитать будущие показатели финансовой устойчивости и ликвидности и сравнить их с нынешними; это покажет, как изменится статус вашей фирмы в будущем. О принципах такой оценки мы расскажем позже в разделе, посвященном финансовому анализу. А теперь - деньги!

На одиннадцатом шаге пора составить бюджет инвестиций (блок 14). На этом этапе он составляется ну не то чтобы как бог на душу положит, но достаточно произвольно - вполне можно вставить затраты на все проекты, о которых мечтается. Сюда же целесообразно включить дивиденды, которые предполагается выплатить.

Двенадцатый шаг - это бюджет движения денежных средств (БДДС, блок 15). При составлении БДДС второй раз «выплывает» сумма банковского кредита - первый раз она появилась в прогнозе баланса. Во-первых, эти суммы, взятые на одну и ту же дату (дату прогноза баланса), надо сравнить между собой. Конечно, они будут как-то различаться. Надо разобраться, насколько велико различие и почему оно возникло, и после этого скорректировать либо баланс, либо БДДС. На практике обычно кредит в балансе оказывается меньше за счет колебаний товарных запасов и оплаты собственных счетов. Но в каком-то конкретном случае может быть и по-другому.

Во-вторых, на базе полученной суммы кредита можно рассчитать процентные выплаты и вставить их в ОПУ, который после этого окажется по-настоящему завершенным.

И наконец, в-третьих - БДДС может показать, что запланированные инвестиции компании непосильны. В этом случае их надо урезать, оставив самые важные, и разработать окончательный вариант проекта инвестиций. Иногда для получения окончательного варианта проекта инвестиций требуется несколько итераций, причем немало. Затруднения в ходе планирования почти наверняка означают последующие затруднения в процессе реализации и подталкивают к более строгому контролю.

Несмотря на то, что мы дошли до конца основного бюджета и как будто его «составили», хочется еще раз пройтись по обратным связям, возникающим между его блоками. Организация обратной связи является отдельной, особо важной задачей постановки цикла управления. Интересно то, что обратные связи в заметной степени формируются и могут быть отслежены уже на этапе составления бюджета, а не только в ходе анализа его исполнения. В первую очередь эти циклические связи проявляются на уровне основных бюджетов, но сейчас можно привести примеры и более глубокого взаимодействия. Итак:

Бюджет производства и бюджет запасов влияют друг на друга, и их надо последовательно согласовывать, чтобы не допустить ни затоваривания, ни простоев ввиду отсутствия сырья.

Бюджет доходов и расходов (БДР, он же в агрегированном виде - ОПУ) имеет двустороннюю связь с бюджетом движения денежных средств (БДДС); из ОПУ в БДДС идут данные о расходах на период» из БДДС в ОН У - результаты расчета процентных выплат.

Прогноз баланса и БДДС «проверяют» друг друга в вопросах правильности расчета заемных средств, остатка товарных запасов, дебиторской задолженности и т.д.

БДДС влияет на проект инвестиций, «ограничивая его в средствах» или, наоборот, давая дополнительные. Изменения в проекте инвестиций отражаются в балансе.

Есть и еще обратные связи, в результате возникновения и обязательного учета которых составление бюджета превращается в многошаговую, достаточно скрупулезную и трудоемкую процедуру.

 

2. Анализ финансовых  показателей на примере ОАО «Сбербанк»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика банка ОАО «Сбербанк»

 

Банк является открытым акционерным обществом; он был основан в 1841 году, и с этого времени осуществлял операции в различных юридических формах. Банк зарегистрирован и имеет юридический адрес на территории Российской Федерации. Основным акционером Банка является Центральный банк Российской Федерации («Банк России»). Наблюдательный Совет Банка возглавляет Председатель Банка России. Два Первых Заместителя Председателя Банка России являются заместителями Председателя Наблюдательного Совета Банка. В Наблюдательный Совет также входят независимые директора. Банк работает на основании генеральной банковской лицензии, выданной Банком России, с 1991 года. Банк имеет лицензии, необходимые для хранения и осуществления торговых операций с ценными бумагами, а также проведения прочих операций с ценными бумагами, включая брокерскую, дилерскую деятельность, функции депозитария и управления активами. Деятельность Банка регулируется и контролируется Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам. Иностранные банки и компании Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующих стран.

Основным видом деятельности Группы являются коммерческие и розничные банковские операции. Данные операции включают (но не ограничиваются) привлечение средств во вклады и предоставление коммерческих кредитов в свободно конвертируемых валютах и местных валютах стран, где Группа осуществляет свои операции, а также в российских рублях; предоставление услуг клиентам при осуществлении ими экспортных/импортных операций; конверсионные операции; торговлю ценными бумагами. Группа осуществляет свою деятельность как на российском, так и на международном рынках. Деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через Сбербанк России, который имеет 17 территориальных банков, 193 отделения территориальных банков и 18 377  филиалов, а также через основные дочерние компании, расположенные в Российской Федерации, – ЗАО «Сбербанк Лизинг», ООО «Сбербанк Капитал», компании Группы компаний «Тройка Диалог» и «БНП Париба Восток» ООО. Деятельность Группы за пределами Российской Федерации осуществляется через дочерние банки, расположенные в Турции, Украине, Республике Беларусь, Казахстане, Австрии, Швейцарии и прочих странах Центральной и Восточной Европы, а также через отделение в Индии, представительства в Германии и Китае и компании Группы компаний «Тройка Диалог», расположенные в США, Великобритании, на Кипре и других странах. Фактическая численность сотрудников Группы по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 286 019 человек (31 декабря 2011 года: 266 187 человек). Зарегистрированный адрес и место ведения деятельности. Банк зарегистрирован по следующему адресу: ул. Вавилова, 19, Москва, Российская Федерация.

Целью деятельности Банка является извлечение прибыли.

Банк может осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение  денежных средств физических  и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный  срок);

- размещение указанных в предшествующем абзаце настоящего пункта привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и  ведение банковских счетов физических  и юридических лиц;

- осуществление  переводов денежных средств по  поручению физических лиц и (или) юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их банковским  счетам;

- инкассация  денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа  иностранной валюты в наличной  и безналичной формах;

- привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов;

-выдача банковских  гарантий;

- осуществление  переводов денежных средств без  открытия банковских счетов, в  том числе электронных денежных  средств (за исключением почтовых  переводов).

Информация о работе Направления развития бюджетирования в ОАО «Сбербанк»