Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;
Введение…………………………………………………………………………...3
Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5
Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5
1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10
2 Организация работы местных органов власти с обращениями граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17
Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30
3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….40
Таким образом, бюрократия в худшем её проявлении – особый замкнутый слой лиц, противопоставляющих себя обществу, занимающий в нём привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий с целью реализации своих корпоративных интересов властные функции общества [3, с. 8-10].
Разумеется, современные черты модели управления вовсе не сводятся к классическому веберовскому набору. Важное значение для эффективной работы аппарата имеют, например, такие принципы, как приоритет прав и свобод человека, гуманизм и социальная справедливость, открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю, постоянная учеба служащих, наличие узаконенных процедур для разрешения служебных конфликтов. Деятельность аппарата стала определяться не интересами партии, а интересами государства и общества, что послужило основой для формирования политически нейтральной бюрократии [1, с. 19].
Таким образом, перед обществом стоит сложная задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно бороться с бюрократизмом.
1.2 Направления
дебюрократизации
Преодоление бюрократизма следует
рассматривать в широком
Ключевое направление
преодоления бюрократизма –
последовательный переход к новой системе экономических
отношений, основанный на принципах
свободного рынка,
на разгосударствлении и эффективном
взаимодействии многообразных форм собственности
и хозяйствования, создающих реальные
стимулы экономического и социального
прогресса. Радикальная экономическая
реформа должна сформировать экономический
механизм, оптимально сочетающий централизм
и автономию, позволяющий управлять интересами
государства через интересы народа.
Расширение товарно-денежных отношений и цивилизованного рынка как регуляторов сужает роль и значение административных методов управления. Социально-ориентированная рыночная экономика органически сочетается с демократической политической системой, характеризующейся свободной конкуренцией сил, прямыми, равными, альтернативными выборами на всех уровнях, сменяемостью кадров в оптимальных масштабах, научно-обоснованной кадровой политикой.
Принципиальное значение имеет идея выборности народа. Самоуправление – такое участие граждан в управлении, которое определяет решающие влияние тех или иных задач местного значения, исходя из интересов не чиновников, а населения. Но самоуправление не сводится лишь к передаче государственных функций общественным органам, а осуществляется через сочетание государственного и общественного самоуправления с постепенной утратой аппаратом монополии на принятие управленческих решений, что сужает сферу действия бюрократизма, предполагает возрастание значимости саморегуляции отношений между людьми.
Правовое государство может успешно развиваться лишь вместе с гражданским обществом, при этом возникновение гражданского общества, правового государства и преодоление бюрократизма должно быть синхронным, однонаправленным и одинаковым по темпам.
Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений).
Правовое же государство как гарант преодоления бюрократизма предполагает:
В правовом государстве должна существовать равная правовая ответственность как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином. Основная идея правового государства — подчинение публичных властей и всех граждан закону.
Таким образом, преодоление бюрократизма, волокиты, пустого бумаготворчества требует устранения их истоков: низкой квалификации, недостаточной политической и правовой культуры госслужащих, их идеологической неграмотности и морального безразличия, стремления ставить свои личные интересы выше интересов дела [2, с. 253-255].
В Беларуси также предпринимаются значительные меры по дебюрократизации государственного аппарата и упрощению административных процедур. Эта работа рассматривается в качестве одного из ключевых направлений государственной политики и обязательного элемента долговременной стратегии развития государства.
В самом общем виде цель
такой работы можно определить как
поворот государственного аппарата
«лицом» к населению и
Изучение зарубежного
опыта показывает, что основными
направлениями повышения
Одним из наиболее успешных
в зарубежных странах проектов по
повышению качества обслуживания населения
в органах власти стало создание
так называемых «гражданских офисов»
(многофункциональных центров, центров
комплексного обслуживания, центров
обслуживания населения и т.д.), которые
позволяют в одном месте
Основными целями создания «гражданских офисов» являются сокращение времени на прохождение процедур путем размещения специалистов различных учреждений в одном здании, улучшение взаимодействия между различными учреждениями, повышение комфортности осуществления процедур и др.
Ключевым звеном системы повышения качества государственных услуг в Греции является сеть центров обслуживания граждан (КЕП). К июню 2008 года в стране было создано 1083 КЕПа исходя из принципа, согласно которому в каждом муниципалитете страны должен работать как минимум один центр обслуживания граждан. В среднем один КЕП призван обслуживать до 10 тыс. человек.
Среди наиболее востребованных
услуг КЕПов можно выделить следующие:
выдача свидетельства о рождении
и браке; справки об отсутствии налоговой
задолженности; оплата транспортного
налога; справка об отсутствии судимости;
получение социальной помощи; выдача
разрешений на ведение профессиональной
деятельности; прием заявлений на
трудоустройство в
КЕП представляет собой подразделение органа местного самоуправления (префектуры или общины), однако финансирование их деятельности в полном объеме осуществляется за счет средств центрального бюджета, выделяемого МВД.
В Германии в каждом из районов г. Берлина существуют ведомства по делам граждан, в состав которых входят приемные для граждан. Количество таких приемных в разных районах города колеблется от 3 до 5 в зависимости от численности населения, проживающего в районе. Как правило, в одной приемной для граждан работает от 8 до 12 сотрудников. Всего в городе Берлине 46 таких приемных. Приемные для граждан расположены в разных местах района, что позволяет реализовать принцип «шаговой доступности» услуг населению.
Схожим образом в Новой
Зеландии созданы центры «Хартлэнд
Сервис» (Heartland Service). Данные центры представляют
собой органы «единого комплексного
обслуживания», с помощью которых
граждане Новой Зеландии, проживающие
в сельской местности, имеют возможность
получения комплекса
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь
Основой эффективного государственного управления является Конституция. В решении проблемы дебюрократизации органов государственного управления важнейшую роль призвана сыграть ст. 59 Конституции. Согласно ней государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные структуры должны осуществлять грамотное управление, обеспечивающее сбалансированность интересов граждан, общества и государства.
Демократическая Конституция
признаётся во всех современных государствах
в качестве основного, связующего звена
всей правовой системы. Вокруг Конституции
развивается всё
Одна из важных составляющих дебюрократизации – совершенствование работы государственных органов с населением. Следует отметить, что вопросы эффективной работы государственного аппарата с гражданами находятся постоянно в поле зрения Главы государства. Так 14 января 2005 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 2 «О совершенствовании работы с населением». Согласно Декрету во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений, в которую вносятся замечания и предложения граждан о деятельности данной организации или индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом руководители организаций, индивидуальные предприниматели в течение 15 дней должны рассматривать изложенные в книге замечания и предложения, не требующие дополнительного изучения и проверки, и принимать по ним меры. При необходимости проведения специальной проверки срок может быть продлён, но не более чем на 15 дней, с одновременным уведомлением об этом гражданина.
Также в Декрете оговорены права граждан на ознакомление с результатами проверки и обжалование в установленном порядке отказа в предоставлении книги; ответственность за ненадлежащую работу с замечаниями и предложениями граждан, изложенными в книге; установлены контролирующие органы, осуществляющие контроль за соблюдением требований Декрета.
Во многом благодаря именно
этому Декрету в республике создана
единая система анализа и реагирования
на общественное мнение о деятельности
государственных органов и
Мерой по дальнейшему реформированию государственного аппарата стало издание Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Директива № 2 стала особым политико-правовым актом Главы государства, который был направлен на искоренение негативных явлений в сфере взаимодействия общества, граждан и государства. Директива предусматривала оптимизацию внутренней деятельности государственного аппарата, сокращение переписки и отчетности, дальнейшее совершенствование форм, методов и стиля работы государственного аппарата.
Особое внимание было уделено
совершенствованию отчетно-
Директивой были предусмотрены меры, направленные на оптимизацию отчетно-статистической деятельности и сокращение документооборота. Установлен единый порядок сбора статистических данных и разовой информации, обязательный для всех государственных органов и организаций [4].
Директива № 2 определяет подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными при работе с гражданами: недопущение проявлений волокиты, формализма, бюрократизма, внедрение новых форм работы с населением (предварительная запись на приём, консультирование, выездные приёмы граждан), установление удобного для граждан режима работы.
Важным направлением стало повышение уровня информирования граждан о работе государственных органов и организаций. Наличие информационных стендов с актуальной информацией о приёмных днях руководителей и начальников структурных подразделений, ответственных за то или иное направление деятельности органа, организации, с указанием времени приёма и номеров кабинетов во всех государственных органах и организациях помогает гражданину быстро сориентироваться.