Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5

Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5
1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10

2 Организация работы местных органов власти с обращениями граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17

Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30

3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач. дебюр.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

Таким образом, бюрократия в  худшем её проявлении – особый замкнутый  слой лиц, противопоставляющих себя обществу, занимающий в нём привилегированное  положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий с целью реализации своих корпоративных интересов  властные функции общества [3, с. 8-10].

Разумеется, современные  черты модели управления вовсе не сводятся к классическому веберовскому набору. Важное значение для эффективной  работы аппарата имеют, например, такие принципы, как приоритет прав и свобод человека, гуманизм и социальная справедливость, открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю, постоянная учеба служащих, наличие узаконенных процедур для разрешения служебных конфликтов. Деятельность аппарата стала определяться не интересами партии, а интересами государства и общества, что послужило основой для формирования политически нейтральной бюрократии [1, с. 19].

Таким образом, перед обществом  стоит сложная задача: сохранить  и укрепить аппарат управления, способный  к эффективной работе, и одновременно бороться с бюрократизмом.

 

 

1.2 Направления  дебюрократизации государственного  аппарата: отечественный и зарубежный опыт

 

Преодоление бюрократизма следует  рассматривать в широком контексте экономического, демократического и духовного обновления, что предполагает не только разработку антибюрократических компаний и механическую реорганизацию аппарата управления, но и обращение к глубинным причинам бюрократизма.

Ключевое направление  преодоления бюрократизма –  
последовательный переход к новой системе экономических 
отношений, основанный на принципах свободного рынка, 
на разгосударствлении и эффективном взаимодействии многообразных форм собственности и хозяйствования, создающих реальные стимулы экономического и социального прогресса. Радикальная экономическая реформа должна сформировать экономический механизм, оптимально сочетающий централизм и автономию, позволяющий управлять интересами государства через интересы народа.

Расширение товарно-денежных отношений и цивилизованного  рынка как регуляторов сужает роль и значение административных методов  управления. Социально-ориентированная  рыночная экономика органически  сочетается с демократической политической системой, характеризующейся свободной  конкуренцией сил, прямыми, равными, альтернативными  выборами на всех уровнях, сменяемостью кадров в оптимальных масштабах, научно-обоснованной кадровой политикой.

Принципиальное значение имеет идея выборности народа. Самоуправление – такое участие граждан в управлении, которое определяет  решающие влияние тех или иных задач местного значения, исходя из интересов не чиновников, а населения. Но самоуправление не сводится лишь к передаче государственных функций общественным органам, а осуществляется через сочетание государственного и общественного самоуправления с постепенной утратой аппаратом монополии на принятие управленческих решений, что  сужает сферу действия бюрократизма, предполагает возрастание значимости саморегуляции отношений между людьми.

Правовое государство  может успешно развиваться лишь вместе с гражданским обществом, при этом возникновение гражданского общества, правового государства и преодоление бюрократизма должно быть синхронным, однонаправленным и одинаковым по темпам.

Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и  негосударственных организаций (движений).

Правовое же государство как гарант преодоления бюрократизма предполагает:

    • демократичность и открытость законодательного процесса;
  • отчётность перед народом исполнительно-распорядительных органов о проводимой политики о повседневной практике, общественный контроль за деятельностью властных структур, воспитание у людей чувства личной причастности к решению общегосударственных задач;
  • независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и прав на защиту;
  • создание профессионально подготовленного, динамичного, современного аппарата управления, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности.       

В правовом государстве должна существовать равная правовая ответственность как гражданина перед государством, так  и государства перед гражданином. Основная идея правового государства — подчинение публичных властей и всех граждан закону.

 Таким образом, преодоление бюрократизма, волокиты, пустого бумаготворчества требует устранения их истоков: низкой квалификации, недостаточной политической и правовой культуры госслужащих, их идеологической неграмотности и морального безразличия, стремления ставить свои личные интересы выше интересов дела [2, с. 253-255].

В Беларуси также предпринимаются  значительные меры по дебюрократизации государственного аппарата и упрощению  административных процедур. Эта работа рассматривается в качестве одного из ключевых направлений государственной  политики и обязательного элемента долговременной стратегии развития государства.

В самом общем виде цель такой работы можно определить как  поворот государственного аппарата «лицом» к населению и максимальное приближение власти к простому человеку путем сокращения административных барьеров и сроков их прохождения, обеспечения  максимального удобства при прохождении  таких барьеров, обеспечения прозрачности в работе государственных органов.

Изучение зарубежного  опыта показывает, что основными  направлениями повышения качества обслуживания в государственных  учреждениях являются:

  • создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг;
  • внедрение единого справочного телефонного номера по административным процедурам;
  • создание портала государственных услуг.

Одним из наиболее успешных в зарубежных странах проектов по повышению качества обслуживания населения  в органах власти стало создание так называемых «гражданских офисов» (многофункциональных центров, центров  комплексного обслуживания, центров  обслуживания населения и т.д.), которые  позволяют в одном месте осуществлять большинство наиболее востребованных административных процедур. Здесь можно  получить справку, социальную помощь, зарегистрировать приобретение и продажу  квартиры и т.д.

Основными целями создания «гражданских офисов» являются сокращение времени на прохождение процедур путем размещения специалистов различных  учреждений в одном здании, улучшение  взаимодействия между различными учреждениями, повышение комфортности осуществления  процедур и др.

Ключевым звеном системы  повышения качества государственных  услуг в Греции является сеть центров  обслуживания граждан (КЕП). К июню 2008 года в стране было создано 1083 КЕПа исходя из принципа, согласно которому в каждом муниципалитете страны должен работать как минимум один центр  обслуживания граждан. В среднем  один КЕП призван обслуживать  до 10 тыс. человек.

Среди наиболее востребованных услуг КЕПов можно выделить следующие: выдача свидетельства о рождении и браке; справки об отсутствии налоговой  задолженности; оплата транспортного  налога; справка об отсутствии судимости; получение социальной помощи; выдача разрешений на ведение профессиональной деятельности; прием заявлений на трудоустройство в государственные  органы; справки, необходимые для  регистрации коммерческой организации.

КЕП представляет собой подразделение  органа местного самоуправления (префектуры или общины), однако финансирование их деятельности в полном объеме осуществляется за счет средств центрального бюджета, выделяемого МВД.

В Германии в каждом из районов  г. Берлина существуют ведомства  по делам граждан, в состав которых  входят приемные для граждан. Количество таких приемных в разных районах  города колеблется от 3 до 5 в зависимости  от численности населения, проживающего в районе. Как правило, в одной  приемной для граждан работает от 8 до 12 сотрудников. Всего в городе Берлине 46 таких приемных. Приемные для граждан расположены в  разных местах района, что позволяет  реализовать принцип «шаговой доступности» услуг населению.

Схожим образом в Новой  Зеландии созданы центры «Хартлэнд  Сервис» (Heartland Service). Данные центры представляют собой органы «единого комплексного обслуживания», с помощью которых  граждане Новой Зеландии, проживающие  в сельской местности, имеют возможность  получения комплекса государственных  и других связанных с ними услуг. Центры «Хартлэнд Сервис» функционируют  в рамках межведомственной инициативы, ведущую роль в осуществлении  которой играет Министерство социального  развития (МСР). Центры «Хартлэнд Сервис»  созданы в 28 главных населенных пунктах  в сельской местности по всей Новой  Зеландии.

 

 

1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь

 

Основой эффективного государственного управления является Конституция. В решении проблемы дебюрократизации органов государственного управления важнейшую роль призвана сыграть ст. 59 Конституции. Согласно ней государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные структуры должны осуществлять грамотное управление, обеспечивающее сбалансированность интересов граждан, общества и государства.

Демократическая Конституция  признаётся во всех современных государствах в качестве основного, связующего звена  всей правовой системы. Вокруг Конституции  развивается всё законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития [3, с. 30].

Одна из важных составляющих дебюрократизации – совершенствование работы государственных органов с населением. Следует отметить, что вопросы эффективной работы государственного аппарата с гражданами находятся постоянно в поле зрения Главы государства. Так 14 января 2005 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 2 «О совершенствовании работы с населением». Согласно Декрету во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений, в которую вносятся замечания и предложения граждан о деятельности данной организации или индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом руководители организаций, индивидуальные предприниматели в течение 15 дней должны рассматривать изложенные в книге замечания и предложения, не требующие дополнительного изучения и проверки, и принимать по ним меры. При необходимости проведения специальной проверки срок может быть продлён, но не более чем на 15 дней, с одновременным уведомлением об этом гражданина.

 Также в Декрете оговорены права граждан на ознакомление с результатами проверки и обжалование в установленном порядке отказа в предоставлении книги; ответственность за ненадлежащую работу с замечаниями и предложениями граждан, изложенными в книге; установлены контролирующие органы, осуществляющие контроль за соблюдением требований Декрета.

Во многом благодаря  именно этому Декрету в республике создана  единая система анализа и реагирования на общественное мнение о деятельности государственных органов и организаций, индивидуальных предпринимателей [4, с. 8-9].

Мерой по дальнейшему реформированию государственного аппарата стало издание Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Директива № 2 стала особым политико-правовым актом Главы государства, который был направлен на искоренение негативных явлений в сфере взаимодействия общества, граждан и государства. Директива предусматривала оптимизацию внутренней деятельности государственного аппарата, сокращение переписки и отчетности, дальнейшее совершенствование форм, методов и стиля работы государственного аппарата.

Особое внимание было уделено  совершенствованию отчетно-статистической работы в государстве. До принятия Директивы большой объем рабочего времени работников государственных органов затрачивался на подготовку и составление различного рода отчетов и справок. Имела место практика запроса одних и тех же сведений большим количеством различных государственных органов. Наличие большого числа отчетов и регулярных запросов различных сведений в конечном итоге оказывало негативное влияние на выполнение работниками государственных органов и организаций их основных функций, что, в свою очередь, ухудшало качество работы с населением.

Директивой были предусмотрены  меры, направленные на оптимизацию  отчетно-статистической деятельности и сокращение документооборота. Установлен единый порядок сбора статистических данных и разовой информации, обязательный для всех государственных органов  и организаций [4].

Директива № 2 определяет подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными при работе с гражданами: недопущение проявлений волокиты, формализма, бюрократизма,  внедрение новых форм работы с населением (предварительная запись на приём, консультирование, выездные приёмы граждан), установление удобного для граждан режима работы.

Важным направлением стало  повышение уровня информирования граждан  о работе государственных органов  и организаций. Наличие информационных стендов с актуальной информацией  о приёмных днях руководителей и начальников структурных подразделений, ответственных за то или иное направление деятельности органа, организации, с указанием времени приёма и номеров кабинетов во всех государственных органах и организациях помогает гражданину быстро сориентироваться.

Информация о работе Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур