Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5

Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5
1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10

2 Организация работы местных органов власти с обращениями граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17

Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30

3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач. дебюр.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

Кроме того в рамках Директивы  №2, граждане должны быть обеспечены информацией  о пределах компетенции государственных  органов, организаций, в которые  они обращаются [5, с. 23-24].

Следует отметить, что в  целях надлежащей реализации требований Директивы № 2 Советом Министров Республики Беларусь было принято Постановление от 14 февраля 2007 г. № 188 «О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республике Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», которым определены конкретные мероприятия по выполнению требований к организации государственными органами работы с гражданами, а также указаны сроки выполнения данных мероприятий и ответственные исполнители [5, с. 24].

Таким образом, реализация требований Директивы № 2 позволяет вести  качественную работу по дебюрократизации государственного аппарата на всех уровнях. И в первую очередь это касается местных исполнительных и распорядительных органов, поскольку именно на местном  уровне происходит наиболее тесное взаимодействие граждан и органов власти.

Реформированию также  подверглась работа государственных  органов, иных организаций по рассмотрению обращений граждан. Значительный шаг  в этом направлении сделан с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». Основная цель Указа – совершенствование механизма обращений граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, формирование таких взаимоотношений между гражданами и государством, в которых обеспечивается приоритет интересов гражданина, а государство обеспечивает простые, доступные и максимально комфортные условия для граждан при их обращении в органы государственной власти.

Указом установлен перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений  граждан по существу в отдельных  сферах жизнедеятельности населения. Это сферы деятельности, по которым  заявители чаще всего обращаются в государственные органы (организации), в частности труд, занятость и  социальная защита, архитектура и  строительство, торговое и бытовое  обслуживание, оказание услуг населению, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство  территории. При этом перечень, утверждённый указом, носит информационный характер для граждан и служит в первую очередь, для ориентации отраслей принадлежности данного вопроса.

Указом вводятся следующие меры, направленные на совершенствование организации работы государственных органов (организаций) с гражданами:

  • обязанность разместить в общедоступных местах информации о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов и о времени и месте личного приёма руководителями и иными должностными лицами государственных органов организаций);
  • установлены единые дни для осуществления личного приёма председателями местных исполнительных комитетов, главами местных администраций районов в городах [6].

Важным этапом на пути дебюрократизации стало принятие Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур». При его подготовке учитывался зарубежный опыт регламентации административных процедур (стран СНГ, Австрии, Германии, Греции, Китая, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Чехии и др.). Данный правовой акт, где определены общие подходы при рассмотрении различных обращений, стал базовым документом, который комплексно, системно регулирует отношения, возникающие при осуществлении административных процедур. Он позволил не просто стандартизировать процесс осуществления административных процедур, а через установленную жесткую регламентацию последовательно совершаемых уполномоченным должностным лицом действий минимизировать зависимость населения от своеволия этого должностного лица, усилить гарантии реализации прав граждан [4, с. 15].

В Законе об административных процедурах (ст. 4) впервые были определены принципы осуществления административных процедур, которыми должны руководствоваться все государственные органы и организации. К ним, в частности относятся:

  • законность – осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах;
  • равенство заинтересованных лиц перед законом  – при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо;
  • приоритет интересов заинтересованных лиц – в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц;
  • открытость административной процедуры – предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей;
  • оперативность и доступность административной процедуры – осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;
  • заявительный принцип одного окна – обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом;
  • сотрудничество при осуществлении административных процедур – взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах [7].

Основополагающей идеей  Закона выступает постоянное совершенствование  порядка осуществления административных процедур. Так государственные органы, иные организации в пределах своей  компетенции осуществляют контроль за осуществлением административных процедур. Руководители уполномоченных органов  или уполномоченные ими работники  регулярно, но не реже одного раза в  квартал анализируют замечания  и предложения заинтересованных лиц, касающиеся осуществления административных процедур в уполномоченных органах, в целях оптимизации деятельности этих органов и устранения имеющихся  в их работе недостатков.

Следует отметить, что непосредственно  в Законе нашли отражение ряд  положений Директивы Главы государства  от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», получило законодательное закрепление требование об осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования по принципу «одного окна» [5, с. 22 - 23].

Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» с соответствующими изменениями и дополнениями от 27 июня 2011 г., предусмотрено утверждение нового перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

Новая редакция перечня административных процедур направлена на совершенствование  правового регулирования отношений, связанных с осуществлением административных процедур, оптимизацию перечня документов, размера платы, сроков осуществления  административных процедур в целях  максимального облегчения решения  гражданами своих повседневных вопросов. Кроме того, сокращены административные процедуры, невостребованные на практике, а также уточнены уполномоченные органы, в которые необходимо обратиться гражданам для осуществления административных процедур.

Документом предусмотрено, что административные процедуры  могут осуществляться по заявлениям граждан только при условии их наличия в перечне административных процедур, утвержденном данным Указом. Это нововведение позволит избежать злоупотреблений, связанных с необоснованным введением на ведомственном уровне новых административных процедур [8].

Еще одним значительным шагом  на пути дебюрократизации деятельности государственного аппарата стало принятие Закона «О регистре населения» с изменениями и дополнениями от 1 ноября 2010 г. Данным актом предусмотрено создание правовой основы для формирования в Республике Беларусь современной единой системы учета персональных данных граждан страны. В регистр населения включаются наиболее актуальные и чаще востребованные при работе с обращениями граждан их персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения и смерти, гражданство, семейное положение, место жительства, род занятий, налоговые обязательства и др. Это позволяет сократить переписку, запросы организаций в ходе данной работы, и что самое главное – потери времени при обращении граждан в органы государственной власти с целью получения того или иного документа, справки. В этой связи единая система учета персональных данных способствует более интенсивному внедрению в деятельность организаций принципа «одного окна».

Таким образом, в республике последовательно и целенаправленно  проводится работа по дебюрократизации отношений «государство-гражданин», цель которой максимально упростить  и сократить возможные административные барьеры при реализации гражданами своих прав, обеспечить гражданам  свободу реализации предоставляемых  им конституционных прав и свобод.

 

В завершении данной главы  можно сделать вывод, что ни одно современное государство не может  существовать без развитого бюрократического аппарата управления, функционирующего на основе  законодательно закрепленных правил, норм и инструкций. Однако, при  рассмотрение деятельности государственного аппарата можно выделить такое негативное явление, как бюрократизм, который  является преградой на пути реализации гражданами своих законных прав и  интересов. Таким образом, перед обществом стоит сложная задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно бороться с бюрократизмом.

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА)

 

2.1 Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан

 

Одним из важнейших способов борьбы с бюрократизмом, защиты прав и свобод граждан является право  каждого гражданина направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.  

Обращения рассматриваются без взимания платы. Не допускается ущемление прав, свобод и (или) законных интересов заявителей. Помимо этого, должностные лица государственных органов не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений [10, с. 18].

Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме.

Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Обращения подаются в государственные органы, иные организации, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения вопросов необходимо получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока [10, с. 22].

Письменные обращения, поступившие  в государственные органы или  организации и не относящиеся  к их компетенции, в пятидневный  срок направляются в соответствующие  органы с уведомлением об этом граждан. Либо по данным обращениям гражданам  в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какие  государственный орган или организацию  необходимо обратиться [10, с. 19].

Среди требований, предъявляемых к обращениям выделяют следующие:

  • обращения излагаются на белорусском или русском языке;
  • письменные обращения граждан должны содержать:
  1. наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  1. фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
  2. изложение сути обращения;
  3. личная подпись гражданина (граждан);
  • текст обращения должен поддаваться прочтению;
  • к письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия [1, с. 20].

Письменные обращения  считаются рассмотренными по существу, если все изложенные в них вопросы решены, приняты надлежащие меры по защите, реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы [1, с. 20-21].

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не соблюдены требования, предъявляемые к обращениям;
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции государственного органа, организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам. В этом случае заявитель письменно уведомляется в течение пяти дней об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения [10, с. 21].

Информация о работе Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур