Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат
В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.
Улучшение
использования антикризисного потенциала
предполагает соответствие системы
антикризисного управления задачам, стоящим
в настоящее время для
Рассмотрение
ряда теоретических и
Теория
диагностических исследований относится
к числу теорий, описывающих и
исследующих механизмы
решении теоретических проблем в других областях и сферах деятельности. Однако диагностика в антикризисном управлении до сих пор остается мало разработанной проблемой. Поэтому актуальной задачей является разработка методологии и аналитического аппарата построения моделей и разработки процедур проведения диагностики антикризисного управления.
Рыночные преобразования в каждой стране проходят под влиянием многих внутренних экономических и политических процессов, что обуславливает достаточно разнообразные и неоднозначные результаты реформирования экономики. Казахстанская экономика является открытой с точки зрения как достаточно свободного формирования валютного курса по текущим операциям, так и весьма высокой доли экспорта и импорта в национальном продукте. Так, если в 2004 году валовое накопление экспорта в ВВП составляла 52,6%, а импорта 43,9 %, то в 2007 году происходит снижение 49,4 % и 42,6 %. Темпы роста экспортных операций в 2007 г. снизились на 3,2 % по сравнению с 2004 г. Хотя в 2007 г. и наблюдалось увеличение объема импортных операций по сравнению с 2004 г.
За период 2001-2007 гг. в экономике Казахстана наметились позитивные сдвиги. На внутреннем рынке наблюдался рост спроса на производимую продукцию и услуги. Показатели 2001 г., явились лучшими за последнее десятилетие. Объем произведенного валового внутреннего продукта за 2007 г. составил 12849796 млрд. тенге, в то же время, темпы спада ВВП в 2007 г. составили 1,8 % по сравнению с 2006 годом (рисунок 6).
Экономический спад ВВП сопровождался высокими темпами инфляции в республике. Индекс потребительских цен в 2007 г. составил 118,8 % и повысился по сравнению с 2006 г. на 10,4 %.
Рисунок 6 - Индекс физического объема валового внутреннего продукта за 2001-2007 гг.
Примечание – составлено автором по материалам Агентства РК по статистике
За годы реформ произошли изменения и в структуре ВВП: удельный вес промышленного производства в ВВП снизился в 2007 г. до 28,3 % против 29,1 % в 2003г., доля сельского хозяйства за этот же период уменьшилась почти в 2 раза, в строительстве произошло снижение более чем на 0,5%. За период 2006-2007 гг. наблюдается снижение удельного веса в структуре ВВП производства товаров (с 44,8 % до 43,4 %). В то же время доля услуг в структуре ВВП постепенно растет, и в 2007 году составила 54,3 %, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 0,9 %. Увеличение доли услуг в структуре ВВП объясняется быстрым развитием рыночной инфраструктуры в республике. Снижение ВВП в 2007 г. по сравнению с 2006 г. обусловлено финансовым кризисом и снижением темпов производства в базовых отраслях экономики.
Тенденция повышения потребительских цен по секторам экономики, характеризует общий уровень инфляции, в 2003 г.она составляла – 6,8 %, в 2006 г. – 8,4 %., и в 2007 г. – 18,8 %. Динамика цен на потребительском рынке в определенной мере зависела от изменения цен в реальном секторе экономики. В результате роста потребительских цен увеличилась стоимость жизни населения. Прожиточный минимум в 2007 г. по сравнению с 2004 г. возрос на 45 %. Итоги социально-экономического развития Казахстана в 2007 г. свидетельствует о реальной ситуации в мировой экономике и определяют ее как кризисную. Позитивным моментом в настоящее время является политика правительства о проведении антикризисных мер в наиболее приоритетных отраслях экономики, к которым относится сельское хозяйство.
Экономические реформы и формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики определяют новые задачи, решение которых требует развития предприимчивости и деловой активности. Стабильность и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве связано с формированием многоукладности в аграрной сфере экономики. Разгосударствление и приватизация хозяйств общественного сектора не привели к ожидаемым результатам, так как были допущены принципиальные ошибки в решении вопросов кооперирования предприятий сельского хозяйства с предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и отраслей промышленности, производящих материально-технические средства производства для отрасли, отразился на покупательной способности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Существуют проблемы совершенствования структуры и взаимоотношений между сферами АПК, главная из которых - оптимизация систем движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю.
По результатам анализа состояния молочной промышленности республики установлено, что главной проблемой остается неразвитость сырьевой базы. Динамика численности скота, в т.ч. крупного рогатого скота подтверждает незначительный рост за последние восемь лет (2001-2007 гг.) – на 32,0% в т.ч. коров – на 19,0% (рисунок 7).
Рисунок 7 – Динамика численности скота за 2001-2007 гг., млн. гол.
Примечание – составлено автором по материалам Агентства РК по статистике
В республике функционирует 281 предприятий по переработке молока, из них 29 крупных, 166 средних, остальные мини-цеха, уступающие прежним по суммарной мощности в 12-16 раз. В дореформенный период в республике насчитывалось 168 крупных молочных предприятий. На сегодня производственная мощность предприятий по переработке молока составляет 2119,9 тыс.т в год, процент их использования в 2007 г. – 41,2% Наиболее высокие показатели переработки молока в г.Алматы – 310,2 тыс.т, Костанайской области – 106,9 тыс.т, Северо-Казахстанской области соответственно – 99,9 тыс.т, Алматинской области– 97,5 тыс.т.
Анализ производства молочных продуктов по видам за период 2002-2007 гг. показывает их рост, в частности сгущенного молока в 4 раза, масла сливочного, сыра и мороженого – в 2-2,5 раза, молока обработанного – на 63,7%, молока сухого – на 70,7% (таблица 4).
Таблица 4 – Производство молочной продукции РК за 2002-2007гг., тонн
Виды продукции |
2002 г. |
2003 г. |
2004г |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. к 2002 г., % |
Молоко, сливки обработанное |
140824 |
164277 |
217616 |
231423 |
179673 |
230580 |
163,7 |
Молоко сухое |
2787 |
2383 |
2138 |
2190 |
4277 |
4757 |
170,7 |
Масло сливочное |
6043 |
9240 |
10566 |
11894 |
19736 |
15446 |
в 2,5 раза |
Сыры |
7565 |
8821 |
11189 |
13144 |
14952 |
16572 |
в 2,1 раза |
Сгущенное молоко |
2484 |
3139 |
4111 |
7700 |
9838 |
10043 |
в 4,0 раза |
Мороженое |
6058 |
6558 |
8803 |
10358 |
12246 |
13047 |
в 2,1 раза |
Одним из главных факторов, обусловливающих уровень конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, является размещение производства сырья, соответствие его количества и качества производственным мощностям промышленных предприятий. Крупные молочные заводы, такие как «Фуд Мастер», ТОО «Агропродукт», ТОО «САМОNI», АО «Адал», расположенные в городах вне сырьевых зон, приобретают сырье в других регионах или используют импортное сухое молоко, что сказывается на качестве и цене молочного продукта. Качество производимой продукции является одним из основных компонентов стратегии предприятия.
Общее состояние экономической и социальной обстановки в Казахстане усиливает внимание к различным мерам, принимаемым для преодоления неблагоприятных тенденций развития всех отраслей экономики. Определенную систему мер призванную для прогнозирования кризисов представляет разработка антикризисной стратегии и регулирование происходящих в экономике процессов. Оно находит свое проявление в исследовании причинно-следственных факторов изменения экономических условий развития общества и социального уровня жизни населения.
Объективная оценка экономического положения Казахстана позволит сформулировать меры антикризисного управления, выбрать наилучшую стратегию развития государства, основанную на концепции активного участия не только государства - регулятора, но и государства – собственника и активного субъекта рыночной экономики, которые представляют собой общепринятую сущность основных направлений государственной деятельности по практическому и эффективному осуществлению макроэкономической, структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политики. На рисунке 8 представлены основные составляющие стратегии антикризисного управления национальной экономикой. Под данной стратегией на наш взгляд, следует понимать комплекс теоретических, методологических и практических положений и выводов по формированию и развитию системы государственной стратегии антикризисного управления, адаптированной к конкретным условиям функционирования национальной экономики.
Эффективное функционирование
антикризисного управления
Дальнейшее осуществление
Рисунок 8 – Основные составляющие стратегии антикризисного управления национальной экономикой
Примечание – составлено автором
функционирования национальной экономики и обоснования путей их достижения. В диссертационной работе были построены экономико- математические модели, которые позволили не только смоделировать экономическую ситуацию по выбранным показателям за исследуемый период времени, но и провести расчеты прогнозных значений основных показателей, характеризирующих эффективность использования антикризисного управления в развитии экономики Казахстана (таблица 5).
Своевременное выявление дестабилизирующих факторов, а также активное использование методов и форм антикризисного управления в значительной степени способны повлиять на устойчивость функционирования национальной экономики. Об этом свидетельствует опыт реформирования производственно-экономических отношений в бывших социалистических странах. Вместе с тем, в Республике Казахстан (как и в других странах СНГ) в период становления рыночных методов хозяйствования и в настоящее время при принятии антикризисной программы по выходу из кризиса наблюдается преобладание реактивных (ситуационных) методов антикризисного управления. Преимущественное применение методологии реактивного антикризисного управления в странах СНГ многие исследователи пытаются объяснить крайне неблагоприятными объективными условиями. На наш взгляд, использование более сбалансированного – проактивного (упреждающего) подхода является наиболее целесообразным. Проактивный подход предполагает тщательный учет объективных причин кризисных явлений и явных недостатков в организации антикризисного управления, которые в настоящее являются время в основном субъективнымы.
При использовании проактивных методов антикризисного управления в период развития рыночной экономики и в условиях борьбы с кризисными явлениями на предварительной стадии допустима реализация следующих стратегических преимуществ:
– формирование национальной экономики на благоприятных условиях, без «финансового груза» международных долговых обязательств;
– отсутствие внешней задолженности, способствующее ускорению процесса интеграции в систему международных финансовых институтов;
– привлечение финансовых ресурсов на более выгодных условиях для создания бескризисного развития национальной экономики;
– активизация процесса привлечения частных иностранных инвестиций, в том числе в реализацию крупных и долгосрочных инвестиционных проектов, в реальный сектор казахстанской экономики по причине отсутствия бремени прежних долгов;
– реальная возможность смягчения негативных социальных последствий путем бюджетного датирования в течении первого периода становления отраслей социальной инфраструктуры.
Таблица 5 - Прогнозные значения
основных показателей, характеризующих
эффективность экономики
Показатели |
2009 г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Валовой внутренний продукт, (млрд. тенге) |
14154,46 |
15574,29 |
16994,12 |
18413,96 |
19833,79 |
21253,63 |
22673,46 |
Численность занятых в экономике |
8016,56 |
8199,79 |
8383,017 |
8566,245 |
8749,472 |
8932,7 |
9115,92 |
Уровень безработицы, % |
5,478 |
4,817 |
4,157 |
3,496 |
2,835 |
2,175 |
1,514 |
Производство сельскохозяйственной продукции, млн.тенге. |
4063654,143 |
4522047,964 |
4980441,786 |
5438835,607 |
5897229,429 |
6355623,25 |
6814017,071 |
Динамика инфляций |
8,134 |
8,122 |
8,110 |
8,099 |
8,087 |
8,075 |
8,063 |
Доля убыточных предприятий в промышленности |
30,43 |
28,24 |
26,06 |
23,87 |
21,68 |
19,50 |
17,31 |
Доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве |
30,04 |
27,83 |
25,63 |
23,43 |
21,23 |
19,03 |
16,82 |
Инвестиции в основной капитал, млн.тенге. |
3901200,607 |
4290199,036 |
4679197,464 |
5068195,893 |
5457194,321 |
5846192,75 |
6235191,179 |
Примечание – разработано автором |