Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат
В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.
На рисунке
9 представлены основные
Второй этап
организация проактивного
Третий этап
предполагает осуществления
На основе методологии
проактивного антикризисного
Важно отметить, что в области
повышения уровня антикризисного управления
сами хозяйствующие субъекты обладают
значительными возможностями, в настоящее
время необходимость организации антикризисного
управления производственно-коммерческой
деятельностью на микроуровне еще не до
конца осознана, а менеджеры не имеют
представления о возможностях и методах
проактивного антикризисного управления.
Наше исследование является попыткой
устранить этот пробел и дать возможность
специалистам применять разработанную
нами модель антикризисного управления
национальной экономикой в современных
условиях.
Рисунок 9 – Основные составляющие методологии проактивного антикризисного управления
Примечание – составлено автором
С помощью предлагаемой модели можно определить систему взаимосвязей между методами антикризисного управления на макро-, мезо- и микроуровне. При этом изучение фаз воспроизводственного процесса на макроуровне позволяет выявить закономерные взаимосвязи между экономическими, социально-экономическими (более сложными) кризисными ситуациями и производственно-коммерческой деятельностью. Кроме того, при использовании данной модели, вероятно создание логической взаимосвязи между методами антикризисного управления в рамках национальной экономики и разработкой организации антикризисного управления на мезо- и микроуровне.
Совокупность
изменений упредительного характера,
реализуемых на основе предвидения опасности
кризиса, анализа его симптомов и причин,
принятия мер по снижению отрицательных
последствий кризиса и учета его факторов
для последующего развития рассматривается
нами как система антикризисного управления.
Важно отметить, что она максимально опережает
уровень развития производства, используя
соответствующие организационно-экономические
механизмы его реализации. В системе
организационно-экономического механизма
мы рассмотрели мониторинг состояния
(организационно-
Предложенный организационно-экономический механизм является методическим инструментом применения проактивных методов антикризисного управления национальной экономикой Республики Казахстан.
С помощью применения
предлагаемых проактивных
– прогнозирование предкризисной ситуации, своевременно определяющее наступление кризиса, его первые признаки и характер;
– формулирование и реализация основных методологических проблем жизнедеятельности объекта управления в кризисных ситуациях;
– моделирование действия социально-экономической системы в кризисных ситуациях – прогнозирование кризисных ситуаций, их анализ и оценка, разработка и анализ поведения системы в условиях кризиса.
Комплексный и системный подход к решению проблемы обеспечения устойчивого экономического роста Республики Казахстан предполагает разработку модели антикризисного управления, позволяющей своевременно определить кризис национальной экономики. Использование проактивных методов и механизмов антикризисного управления, рассматривающих все возможные способы недопущения кризиса экономики, является основой научного предвидения кризисных явлений и управления ими в условиях их преодоления.
Рисунок 10, лист 2
Итак, важно отметить, что в Казахстане антикризисное управление должно стать не только проблемой в сложившейся на сегодня ситуации, но и в целом приоритетной задачей органов власти как на макро- мезо- и микроуровнях. На базе объединения комплекса совокупных мер антикризисного управления возможно создать условиях эффективного развития национальной экономики.
Заключение
В результате диссертационного исследования можно сделать ряд выводов.
1. Циклическое развитие экономики представляет собой такую форму ее движения, которая предполагает смену революционных и эволюционных стадий развития сопровождающихся высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
Цикличность – это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и мировое хозяйство в целом.
2. Любая социально- экономическая система может попасть в кризисные периоды развития, что обусловлено совокупностью внешних, внутренних, субъективных и объективных факторов. Существует большое количество разнообразных кризисов (экономических, политических, структурных и прочих). Важно более четко отделить одни виды кризисов от других, что обусловливает и разграничение факторов, усиливающих или ослабляющих кризисные процессы. Однако даже в развитой рыночной системе устойчивое состояние в действительности практически не встречается, что обусловлено быстрыми изменениями внешней среды.
3. Анализируя внутренние и
4. Для рыночной экономики характерна усиливающаяся нестабильность внешней среды: повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции органов управления на них; возрастает частота появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях уже невозможно осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции на происходящие изменения необходимо использовать методы, способы и приемы современного менеджмента. В этой связи большое значение имеет эффективное применение антикризисного управления.
5. Необходимость появления института антикризисного управления связано с рыночными реформами казахстанской экономики и последующим наступлением глубокого и продолжительного кризиса, охватывающего все отрасли экономики и вызвавшее массовое банкротство предприятий. Вместе с тем антикризисное управление, по нашему мнению, нельзя рассматривать как временное явление в казахстанской экономической науке и практике, призванное нормализовать экономическую ситуацию в стране. Необходимость существования и развития антикризисного управления обусловлена закономерностью возникновения кризисных явлений в социально- экономических системах (в том числе и на предприятии), имеющих, как известно циклических характер развития.
6.Менеджмент следует называть антикризисным, так как, он направлен на улучшение экономического положения предприятия. Вместе с тем антикризисное управление должно занять свою «нишу» в теории и практике менеджмента. Границей между управлением в обычном режиме и антикризисным управлением может стать угроза кризиса, которую, не возможно более четко определить без антикризисного менеджмента. Управлять предприятием в условиях кризиса традиционными методами, характерными для управления в обычном режиме, невозможно. В кризисной ситуации требуются иные подходы к управлению и принятию таких решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить ход событий и остановить приближение банкротства предприятия.
7.Антикризисное управление
национальной экономикой
8.Происходящие в Казахстане
радикальные социально-
9. Преодоление негативных
явлений в экономике
10. Важнейшей проблемой
механизма антикризисного