Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение национального богатства Республики Беларусь, его структуры и способов измерения в экономике.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретический аспект понятия и структуры национального богатства;
определить способы измерения национального богатства в отечественной и зарубежной практике;
раскрыть проблематику измерения национального богатства;
показать перспективы развития и преумножения национального богатства в отечественной экономике.
Введение 3
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя 5
1.1. Общее понятие и классификация национально богатства 5
1.2. Особенности оценки национального богатства 7
1.3. Проблемы измерения национального богатства в Республике Беларусь 12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь 20
2.1.Анализ основных средств в составе национального богатства 20
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны 24
2.3.Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь 32
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь 39
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь 51
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Страна | Потенциальный человеческий капитал | Удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве | |
Всего, трлн дол. США | На душу населения, тыс. дол. США | ||
Страны СНГ-всего | 39,9 | 142,2 | 49,1 |
Азербайджан | 0,6 | 70,0 | 42,2 |
Армения | 0,2 | 58,0 | 54,3 |
Беларусь | 1,8 | 181,6 | 55,4 |
Грузия | 0,3 | 58,8 | 52,2 |
Казахстан | 1,5 | 100,7 | 35,4 |
Киргизия | 0,2 | 50,0 | 45,9 |
Молдова | 0,2 | 53,5 | 51,4 |
Россия | 28,7 | 197,1 | 50,9 |
Таджикистан | 0,2 | 26,8 | 53,7 |
Туркмения | 0,3 | 55,0 | 10,2 |
Узбекистан | 1,4 | 58,6 | 50,1 |
Украина | 4,5 | 91,8 | 53,1 |
Источник:[1, c. 112]
Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государсгвам с высоким уровнем образования населения удельпый вес работников с высшим и средним специальным образованием в нашей стране увеличился с 36,4% в 2005г. до 43,9% в 2010г.
В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать стругктуру занятости населения, повышать производительность труда.
В
решении задач социально-
В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 % (таблица 2.7). Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производства и системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.[7, c. 84]
Наукоемкость ВВП по большинству стран сократилась в несколько раз, лишь в России и Украине в 2002 г. она превысила 1 % — величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинается разрушение национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности.
Ни
в одной из стран СНГ научно-техническая
составляющая не только не стала фактором
экономического роста, но зачастую и полностью
отсутствовала. Перенос центра тяжести
экономических преобразований главным
образом в изменение отношений собственности
и финансовую сферу отодвинули на второй
план такие важнейшие проблемы, как сохранение
и развитие национальной науки, обеспечивающей
технологическое обновление производства
и выпуск конкурентоспособной продукции.
Научно-технологический фактор был практически
полностью исключен из процесса реформирования
экономики. Результатом такой политики
стало резкое обострение технологического
кризиса, падение производства, потеря
внутренних и внешних рынков, растущая
технологическая зависимость от зарубежных
стран.
Таблица 2.7 – Стоимость выполненных научных исследований, % к ВВП
Страна | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2002 г. | 2006 г. | 2010 г. |
Азербайджан | 1,01 | 0,31 | 0,35 | 0,30 | 0,33 | 0,36 |
Армения | 2,54 | 0,08 | 0,26 | 0,30 | 0,35 | 0,36 |
Беларусь | 2,27 | 0,95 | 0,81 | 0,73 | 0,80 | 0,87 |
Грузия | 1,20 | 0,11 | 0,19 | 0,20 | 0,19 | 0,18 |
Казахстан | 0,74 | 0,27 | 0,17 | 0,30 | 0,33 | 0,34 |
Кыргызстан | 0,73 | 0,26 | 0,13 | 0,20 | 0,18 | 0,18 |
Молдова | 1,57 | 0,75 | 0,58 | 0,50 | 0,41 | 0,40 |
Россия | 2,98 | 0,81 | 1,28 | 1,40 | 1,67 | 1,72 |
Таджикистан | 0,73 | 0,11 | 0,07 | 0,05 | 0,02 | 0,03 |
Туркменистан | 0,65 | 0,26 | - | - | - | - |
Узбекистан | 1,22 | 0,39 | - | - | - | - |
Украина | 2,33 | 1,34 | 1,14 | 1,10 | 1,08 | 1,07 |
Источник:
[7, c. 85]
В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных (по сравнению с другими странами СНГ) условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслях экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства — GALS в западных странах и др.).
Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 2004 г. данный показатель показал рост и уже к 2010 году составил 0,87%.[12]
Столь длительная негативная тенденция падения ключевого макропараметра научного потенциала отразила как в фокусе подобную динамику и других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей.
С 1990 по 2009 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500—700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24. [9, c. 124]
За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.
Меры, предпринятые руководством страны в середине 90-х гг. XX в., по оздоровлению ситуации в научной сфере касались создания общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего, в области макроэкономической политики и законодательства с учетом перехода к рыночным отношениям.
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики в этих областях.
Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).
Государственный комитет по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.
Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, на отраслевые министерства и концерны.
Ключевыми
макропараметрами научного потенциала
являются показатели наукоемкости ВВП,
среднегодовая численность работников
отрасли «Наука и научное обслуживание»,
их доля в общей численности занятых в
народном хозяйстве, количество научных
организаций. Эти параметры используются
и для международных сопоставлений (таблица
2.8).
Таблица 2.8 - Макропоказатели научного потенциала Республики Беларусь
Макропоказатель | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2006 г. | 2010 г. |
Наукоемкость ВВП, % | 2,27 | 0,95 | 0,81 | 0,73 | 0,8 | 0,87 |
Число организаций, вы- | ||||||
полнявших ИР, ед. | 312 | 286 | 307 | 295 | 302 | 312 |
В том числе: | ||||||
научно-исследователь- | ||||||
ских организаций | 133 | 133 | 165 | 168 | 170 | 171 |
конструкторских бюро | 70 | 54 | 48 | 38 | 41 | 40 |
проектных и проектно- | ||||||
конструкторских орга- | ||||||
низаций | 36 | 21 | 5 | 5 | 6 | 6 |
опытных заводов | - | - | 10 | 8 | 9 | 10 |
высших учебных заведений | 27 | 34 | 33 | 34 | 30 | 29 |
промышленных организаций | 24 | 17 | 37 | 32 | 36 | 45 |
прочих | - | - | 9 | 10 | 10 | 11 |
Численность персонала, | ||||||
занятого ИР (на конец | ||||||
года), чел. | 107 206 | 39 300 | 32 926 | 29 981 | 33269 | 35689 |
В том числе исследователей | 59 030 | 26 902 | 19 707 | 17 702 | 18101 | 18752 |
из них: | ||||||
докторов наук | 542 | 712 | 819 | 783 | 896 | 987 |
кандидатов наук | 5 872 | 4 403 | 3 847 | 3 431 | 3025 | 3125 |
техников | - | - | 2 574 | 2 337 | 2874 | 2354 |
вспомогательного | ||||||
персонала | - | - | 6 751 | 5 999 | 5801 | 6200 |
прочего персонала | - | - | 3 894 | 3 943 | 2572 | 4271 |
Доля работников отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых в народном хозяйстве, % | 2,1 | 1,0 | 0,33 | 0,3 | 0,31 | 0,34 |