Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 03:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать факторы, обосновывающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- исследовать провалы рынка
- определить специфику государственного управления экономикой
- обозначить пути регулирования рыночных провалов при помощи механизмов государства
Объект исследования – рыночная экономика

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 212.74 Кб (Скачать файл)

Положительный внешний эффект возникает  в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего  диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному  потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

  1. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляется недобросовестная конкуренция и монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Последствия установления несовершенной  конкуренции являются:

1) недопроизводство товаров;

2) завышение цен;

3) тенденция к получению экономической  прибыли 

Потери от несовершенной конкуренции:

  • неоправданный рост цен;
  • увеличение издержек производства и обращения;
  • замедление научно-технического прогресса;
  • снижение конкурентоспособности на мировых рынках;
  • падение эффективности экономики.

В связи с этим одной  из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное  регулирование экономики.

  1. Рыночная экономика, особенно в условиях существования кредитно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

Социально-экономические последствия  инфляции проявляются в следующем:

1.      Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».

2.      Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.

3.      В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

4.  Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ    РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.1 состояние экологии как фактор необходимости регулирования

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные, и положительные Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц.

В теории наиболее хорошо изучена  проблема отрицательных экстерналий  в области охраны окружающей среды.   Здесь подавляющее число воздействий связано с возникновением отрицательных внешних эффектов: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов, экологические ущербы и т.д. Обычно такие негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности субъекты этой деятельности стараются не принимать во внимание.

Отрицательные внешние эффекты  обычно незначительно сказываются  на экономическом положении самих  загрязнителей. В этом случае издержки и ущербы от их деятельности в буквальном смысле внешние, так как они не влияют на затраты его собственного производства, его внутренние издержки. Производители загрязнений заинтересованы, прежде всего, в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую для своего решения дополнительных затрат.

В результате издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести  другие. Тем самым производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Фактически они не платят за использование ресурсов, чью ценность для альтернативных вариантов использования этих ресурсов   они занижают.

По причине данных процессов  экологическое состояние в государстве  ухудшается, ввиду чего, государственное  регулирование природопользованием  является необходимостью.

На рисунке 1 представлена динамика загрязнения окружающей природной среды на период с 1990 по 2011 годы.

Рисунок 1 – Динамика загрязнения  окружающей среды

 

Проведя исследования диаграммы, можно наглядно увидеть, что тенденция  к снижению загрязнения наблюдается  с 2009 года. До этого момента показатели держались на высоком уровне, позволяющем  судить о недостаточном контроле за охраной природной среды.

Стимуляция производителей к снижения уровня загрязнения не была активно задействована, разработанные  стандарты, в определенных пределах, даже разрешали бесплатно сбрасывать вредные вещества. 4

Таблица 1 – Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу  веществ, отходящих от стационарных источников5

        миллионов  тонн

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Предельно допустимая концентрация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

18,8

20,4

20,6

20,6

20,1

19,0

19,1

19,2

7,2

Твердые вещества

3,0

2,8

2,8

2,7

2,7

2,3

2,4

2,3

0,8

Газообразные и жидкие вещества

15,8

17,6

17,7

17,9

17,4

16,7

16,7

16,9

7,3

Диоксид серы

5,4

4,7

4,8

4,6

4,5

4,4

4,4

4,3

2,2

Оксиды азота

1,7

1,7

1,7

1,7

1,8

1,7

1,9

1,9

0,5

Оксид углерода

5,0

6,5

6,3

6,4

6,1

5,5

5,6

5,8

1,5

Углеводороды (без летучих  органических соединений)

2,7

2,9

2,8

3,0

3,2

3,3

3,1

3,1

0,9

Летучие органические соединения

0,9

1,7

1,9

1,9

1,5

1,5

1,6

1,6

0,4


 

Проанализировав данную таблицу, можно сделать выводы о том, что уровень загрязнения атмосферы в Российской федерации превышает предельно допустимую концентрацию в среднем в 3 раза, это говорит о слабом контроле за выбросами загрязняющих веществ, что в дальнейшем может отразиться на таких показателях, как продолжительность жизни населения, количество врожденных пороков, состояние здоровья взрослых и детей, общий уровень жизни, показатели рождаемости и смертности.

Чтобы не допустить угрозы загрязнения природной среды  до уровня опасного для жизни и  здоровья, необходимо обеспечивать регуляция  процессов

 выброса отходов во всех видах экономической деятельности.

Отобразив интересующие данные при помощи диаграммы, наглядно представим тенденцию к увеличению государственных  расходов в сфере охраны окружающей среды 

Рисунок 2 – затраты на охрану окружающей среды6

 

Данные показатели означают усилившуюся направленность государства  в регулировании антропогенной  нагрузки, именно положительная динамика расходов отражается в снижении коэффициента загрязнения.

В перспективе, продолжая  вкладывать средства в финансирование охраны окружающей среды, государство  сможет установить данную экстерналию  в рамки нормативов.

Государством были разработаны  законы и нормативы, способствующие выяснению нарушений при загрязнении  и установлению штрафов и обязанностей, для загрязняющих природу источников:

- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» №52-ФЗ  от 30.03.99г.

- Закон РФ «Об охране  атмосферного воздуха» №96-ФЗ  от 04.05.99 г.

- Закон РФ «Об охране  окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.2003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды"7

 Также государством была разработана и принята программа «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 год»

Задачи, поставленные программой:

  1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
  2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
  3. Повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

Информация о работе Необходимость государственного регулирования рыночной экономики