Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 03:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать факторы, обосновывающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- исследовать провалы рынка
- определить специфику государственного управления экономикой
- обозначить пути регулирования рыночных провалов при помощи механизмов государства
Объект исследования – рыночная экономика

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 212.74 Кб (Скачать файл)

2.2 Недобросовестная  конкуренция, как фактор, препятствующий  развитию экономики страны

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это  связано с тем, что среда для  настоящей конкуренции в нашей  стране еще не создана, так как  экономика в значительной степени  является монополизированной. Выход  из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. 

Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление  на конституционном уровне. Статья 8 Конституции закрепляет свободу  экономической деятельности, а в  силу п. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается  экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Рисунок 3 – Количество нарушений антимонопольного законодательства зафиксированных ФАС России

 

На рисунках 3, 4 и 5, 6 представлены данные характеризующие состояние конкуренции  на рынках страны.

Монополизированность Российских рынков, оказывает отрицательное  воздействие на развитие экономики, так, например, недобросовестная

конкуренция в сфере энерго-топливных  ресурсов порождает неоправданное повышение тарифов на тепло - и электроэнергию и газ.

Рисунок  4 – Структура нарушений статьи 11 закона «О защите конкуренции» за 2011 год8

Рисунок 5 – Динамика структуры недобросовестной конкуренции, выявленной ФАС России в 2011  - 2012 годах

Россия является добытчиком сырьевых ресурсов, но тарифы для жителей  страны, гораздо выше, чем для  стран экспортеров. Из-за монополизированности рынка добывающих компаний, население вынужденно переплачивать, и это сказывается отрицательными настроениями в стране, а также появляется дефицит у населения, для приобретения иных, необходимых для жизни товаров и услуг.

Рисунок  6 – Средняя  потребительская цена на газ9

 

Государство способно и ему  необходимо регулировать данные показатели, иначе состояние страны в дальнейшем времени не останется стабильным.

Развитие экономики страны не маловажная часть политики, ведь Россия является одной из развитых стран, значит, передовое место в приоритетах является развитие. Без развития, не будет прогресса, движения, а значит, из развитой страны Россия рискует снова стать развивающейся. Крупный дефицит бюджетов, отсталый НТП, слабо развитая инфраструктура, не способствуют успешному развитию.

В 2012 году завершено реформирование антимонопольного законодательства, была выстроена законодательная и институциональная база для эффективной конкурентной политики.

Результатами данный преобразований стало снижение количества нарушений  антимонопольного законодательства.

Рисунок 7 – Динамика нарушения  антимонопольного законодательства, сговоры  на торгах

 

Задача ФАС России –  сосредоточиться на повышении эффективности право применения с использованием лучших мировых практик.

В 2013 г. ФАС России разработала Стратегию развития антимонопольного регулирования до 2024 г., цель, которой – формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам.

Стратегия направлена на:

•  Защиту и развитие конкуренции  на товарных рынках;

•  Реализацию единого  цикла формирования государственного заказа и исполнения государственных контрактов в рамках созданной Федеральной контрактной системы (ФКС);

•  Повышение эффективности  проведения торгов;

•  Развитие конкуренции  при осуществлении закупок;

•  Упрощение и оптимизацию  контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

•  Развитие международной  интеграции;

•  Совершенствование  взаимодействия антимонопольных органов 

с институтами гражданского общества.

2.3 Инфляционные  процессы, как фактор, обосновывающий  необходимость государственного  вмешательства в стабилизацию экономики.

Инфляция – повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценение  денежной единицы, переполнение каналов  денежного обращения денежной массой.

Причины инфляции в РФ:

1) структурные диспропорции – утяжеление экономики;

2)традиционное финансирование государственного бюджета посредством эмиссии;

3) монополия предпринимателя.

По данным Росстата изменилась структура потребительских расходов домохозяйств с 2000-го по 2011-й год: доля трат на продукты питания снизилась с 35,5 % до 32,9 % от общего бюджета; на непродовольственные товары – с 46,2 % до 38,7 %; на алкогольные напитки – с 4,9 % до 1,7 %; оплата услуг возросла – с 13,4 % до 25,7 %.

Если человек получает 20 тысяч  рублей, а за ЖКХ платит 4 тысячи, это уже 20% от его бюджета, существуют еще транспортные услуги, здравоохранение, образование. Поэтому объеденить все показатели, то выйдет, что питание – это 50% бюджета людей, все услуги – это еще 30%, а на дискреционные расходы остается даже меньше 20%.

Такая ситуация неприемлема в развитой стране. Необходимость государственного вмешательства очевидна, ведь рынок, сам по себе, не справляется с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности всего населения, а забота о населении – это первоочередная задача любого демократического государства.

Также можно заметить, что тенденция уровня безработицы в стране следует тенденции инфляционных показателей.

В настоящее время мы имеем завышенный уровень безработицы, в сравнении  с естественным 5 %.

Но динамика направлена к снижению обоих показателей, что говорит  об усилении роли государственного вмешательства.

Рисунок  8 – Уровень инфляции и безработицы на период 2000 - 2012гг.10

 

Замедление роста потребительских  цен, наблюдаемое с середины I полугодия 2011 г., связано, прежде всего, со снижением мировых цен на зерно и большинство видов продовольственных товаров, ростом импортных продовольственных товаров на фоне укрепления курса рубля.

Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен  сыграли также принятые в конце 2010 - начале 2011 гг. Правительством Российской Федерации меры по насыщению продовольственных  рынков, в том числе по стимулированию импорта товаров. Отрицательный вклад в инфляцию (-1,8 процентных пункта) внесло удешевление плодоовощной продукции с апреля по август 2011 г. на 28,45 %, после ее роста за период 2010 год - март 2011 г. на 68 %.


Рисунок 9 - Инфляция и рост цен на продовольствие

Также, благодаря инфляции, на сегодняшний момент, мы имеем  сильную дифференциацию доходов  среди населения. Например, доля богатых  доля верхнего среднего класса, в совокупности составляющего лишь 6 % от общего объема населения, тем не менее, являются 33 % от доли совокупного дохода., данные представлены в таблице 2.

Такие показатели свидетельствуют  о неравенстве распределения  доходов рынком, а значит вмешательство  государства, будет являться необходимым  звеном в   функционировании стабильной экономики страны.

Государственная политика, направленная на регулировании дифференциации доходов населения, находит свое отражение в реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и в закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации»11 а также других нормативных правовых актах и постановлениях.

Пособия по безработице –  один из выходов из сложившейся ситуации. Можно рассмотреть показатели выплат пособий на период с 2005 – 2013 гг.

Таблица 2 – Дифференциация доходов населения по группам  на 2011г.

группа

Доля в населении, %

Численность, млн. семей

Совокупный доход группы, млрд. USD

Доля в совокупном доходе населения, %

Средний семейный доход, тыс. USD в год

Диапазон дохода в расчете  на одного члена семьи USD в месяц

1

2

3

4

5

6

7

Богатые

1

0,55

100

14,3

180

Более 2500

Верхний средний

5

2,7

130

18,6

48

1000-2500

Средний класс

18,5

10

210

30

21

500-1000

Нижний средний

18,5

10

120

17,1

12

300-500

Бедные

40

21,8

120

17,1

5,5

125-300

Очень бедные

17

9,45

20

2,9

2,1

Менее 125

Итого

100

54,5

700

100

13,4

 

 

По итогам обследования населения  по проблемам занятости численность  экономически активного населения  в I квартале 2013 г. составила 75,3 млн. человек (на 477 тыс. человек больше, чем в I квартале прошлого года). 
При росте численности экономически активного населения в январе-марте 2013 г. увеличилась численность занятых в экономике и в среднем за I квартал составила 70,9 млн. человек, что на 823 тыс. человек больше, чем в январе-марте прошлого года.12

Таблица 3 –  Величина пособий  по безработице с 2005 – 2013 гг.

 

Минимальная величина пособия по безработице

Максимальная величина пособия  по безработице

1

2

3

2013 год

850 рублей

4900 рублей

2012 год

850 рублей

4900 рублей

2011 год

850 рублей

4500 рублей

2010 год

800 рублей

4300 рублей

2009 год

800 рублей

3524 рублей

2008 год

781 рубль

3124 рубля

2007 год

720 рублей

2880 рублей

2006 год

720 рублей

2880 рублей

2005 год

720 рублей

2880 рублей


 

Рынок труда уже практически  полностью восстановился после  кризиса. Уровень общей безработицы  в I квартале 2013 г. составил 5,8 % экономически активного населения. В марте в Российской Федерации общая численность безработных составила 4,3 млн. человек, что на 446,7 тыс. человек меньше, чем в марте 2012 года.

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости, в I квартале 2013 г. стабилизировалась  на уровне 1,1 млн. человек, при этом в  конце марта 2012 г. в органах службы занятости было зарегистрировано на 229,9 тыс. человек больше.

Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2013 году

  1. стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
  2. переподготовка (повышение квалификации);
  3. профессиональное обучение (смена вида деятельности);
  4. создание собственного дела (самозанятость);
  5. общественные и временные работы;
  6. переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Меры борьбы с безработицей в 2013.

  1. Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
  2. Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
  3. Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).

Информация о работе Необходимость государственного регулирования рыночной экономики