Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 03:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать факторы, обосновывающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- исследовать провалы рынка
- определить специфику государственного управления экономикой
- обозначить пути регулирования рыночных провалов при помощи механизмов государства
Объект исследования – рыночная экономика
2.2 Недобросовестная конкуренция, как фактор, препятствующий развитию экономики страны
Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции.
Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
С принятием Конституции
Рисунок 3 – Количество нарушений антимонопольного законодательства зафиксированных ФАС России
На рисунках 3, 4 и 5, 6 представлены данные
характеризующие состояние
Монополизированность
конкуренция в сфере энерго-топливных ресурсов порождает неоправданное повышение тарифов на тепло - и электроэнергию и газ.
Рисунок 4 – Структура нарушений статьи 11 закона «О защите конкуренции» за 2011 год8
Рисунок 5 – Динамика структуры недобросовестной конкуренции, выявленной ФАС России в 2011 - 2012 годах
Россия является добытчиком сырьевых ресурсов, но тарифы для жителей страны, гораздо выше, чем для стран экспортеров. Из-за монополизированности рынка добывающих компаний, население вынужденно переплачивать, и это сказывается отрицательными настроениями в стране, а также появляется дефицит у населения, для приобретения иных, необходимых для жизни товаров и услуг.
Рисунок 6 – Средняя потребительская цена на газ9
Государство способно и ему необходимо регулировать данные показатели, иначе состояние страны в дальнейшем времени не останется стабильным.
Развитие экономики страны не маловажная часть политики, ведь Россия является одной из развитых стран, значит, передовое место в приоритетах является развитие. Без развития, не будет прогресса, движения, а значит, из развитой страны Россия рискует снова стать развивающейся. Крупный дефицит бюджетов, отсталый НТП, слабо развитая инфраструктура, не способствуют успешному развитию.
В 2012 году завершено реформирование антимонопольного законодательства, была выстроена законодательная и институциональная база для эффективной конкурентной политики.
Результатами данный преобразований стало снижение количества нарушений антимонопольного законодательства.
Рисунок 7 – Динамика нарушения антимонопольного законодательства, сговоры на торгах
Задача ФАС России – сосредоточиться на повышении эффективности право применения с использованием лучших мировых практик.
В 2013 г. ФАС России разработала Стратегию развития антимонопольного регулирования до 2024 г., цель, которой – формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам.
Стратегия направлена на:
• Защиту и развитие конкуренции на товарных рынках;
• Реализацию единого цикла формирования государственного заказа и исполнения государственных контрактов в рамках созданной Федеральной контрактной системы (ФКС);
• Повышение эффективности проведения торгов;
• Развитие конкуренции при осуществлении закупок;
• Упрощение и оптимизацию контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
• Развитие международной интеграции;
• Совершенствование взаимодействия антимонопольных органов
с институтами гражданского общества.
2.3 Инфляционные
процессы, как фактор, обосновывающий
необходимость
Инфляция – повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценение денежной единицы, переполнение каналов денежного обращения денежной массой.
Причины инфляции в РФ:
1) структурные диспропорции – утяжеление экономики;
2)традиционное финансирование государственного бюджета посредством эмиссии;
3) монополия предпринимателя.
По данным Росстата изменилась структура потребительских расходов домохозяйств с 2000-го по 2011-й год: доля трат на продукты питания снизилась с 35,5 % до 32,9 % от общего бюджета; на непродовольственные товары – с 46,2 % до 38,7 %; на алкогольные напитки – с 4,9 % до 1,7 %; оплата услуг возросла – с 13,4 % до 25,7 %.
Если человек получает 20 тысяч рублей, а за ЖКХ платит 4 тысячи, это уже 20% от его бюджета, существуют еще транспортные услуги, здравоохранение, образование. Поэтому объеденить все показатели, то выйдет, что питание – это 50% бюджета людей, все услуги – это еще 30%, а на дискреционные расходы остается даже меньше 20%.
Такая ситуация неприемлема в развитой стране. Необходимость государственного вмешательства очевидна, ведь рынок, сам по себе, не справляется с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности всего населения, а забота о населении – это первоочередная задача любого демократического государства.
Также можно заметить, что тенденция уровня безработицы в стране следует тенденции инфляционных показателей.
В настоящее время мы имеем завышенный уровень безработицы, в сравнении с естественным 5 %.
Но динамика направлена к снижению обоих показателей, что говорит об усилении роли государственного вмешательства.
Рисунок 8 – Уровень инфляции и безработицы на период 2000 - 2012гг.10
Замедление роста
Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен сыграли также принятые в конце 2010 - начале 2011 гг. Правительством Российской Федерации меры по насыщению продовольственных рынков, в том числе по стимулированию импорта товаров. Отрицательный вклад в инфляцию (-1,8 процентных пункта) внесло удешевление плодоовощной продукции с апреля по август 2011 г. на 28,45 %, после ее роста за период 2010 год - март 2011 г. на 68 %.
Рисунок 9 - Инфляция и рост цен на продовольствие
Также, благодаря инфляции, на сегодняшний момент, мы имеем сильную дифференциацию доходов среди населения. Например, доля богатых доля верхнего среднего класса, в совокупности составляющего лишь 6 % от общего объема населения, тем не менее, являются 33 % от доли совокупного дохода., данные представлены в таблице 2.
Такие показатели свидетельствуют о неравенстве распределения доходов рынком, а значит вмешательство государства, будет являться необходимым звеном в функционировании стабильной экономики страны.
Государственная политика, направленная на регулировании дифференциации доходов населения, находит свое отражение в реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и в закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации»11 а также других нормативных правовых актах и постановлениях.
Пособия по безработице – один из выходов из сложившейся ситуации. Можно рассмотреть показатели выплат пособий на период с 2005 – 2013 гг.
Таблица 2 – Дифференциация доходов населения по группам на 2011г.
группа |
Доля в населении, % |
Численность, млн. семей |
Совокупный доход группы, млрд. USD |
Доля в совокупном доходе населения, % |
Средний семейный доход, тыс. USD в год |
Диапазон дохода в расчете на одного члена семьи USD в месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Богатые |
1 |
0,55 |
100 |
14,3 |
180 |
Более 2500 |
Верхний средний |
5 |
2,7 |
130 |
18,6 |
48 |
1000-2500 |
Средний класс |
18,5 |
10 |
210 |
30 |
21 |
500-1000 |
Нижний средний |
18,5 |
10 |
120 |
17,1 |
12 |
300-500 |
Бедные |
40 |
21,8 |
120 |
17,1 |
5,5 |
125-300 |
Очень бедные |
17 |
9,45 |
20 |
2,9 |
2,1 |
Менее 125 |
Итого |
100 |
54,5 |
700 |
100 |
13,4 |
По итогам обследования населения
по проблемам занятости
При росте численности экономически активного
населения в январе-марте 2013 г. увеличилась
численность занятых в экономике и в среднем
за I квартал составила 70,9 млн. человек,
что на 823 тыс. человек больше, чем в январе-марте
прошлого года.12
Таблица 3 – Величина пособий по безработице с 2005 – 2013 гг.
Минимальная величина пособия по безработице |
Максимальная величина пособия по безработице | |
1 |
2 |
3 |
2013 год |
850 рублей |
4900 рублей |
2012 год |
850 рублей |
4900 рублей |
2011 год |
850 рублей |
4500 рублей |
2010 год |
800 рублей |
4300 рублей |
2009 год |
800 рублей |
3524 рублей |
2008 год |
781 рубль |
3124 рубля |
2007 год |
720 рублей |
2880 рублей |
2006 год |
720 рублей |
2880 рублей |
2005 год |
720 рублей |
2880 рублей |
Рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса. Уровень общей безработицы в I квартале 2013 г. составил 5,8 % экономически активного населения. В марте в Российской Федерации общая численность безработных составила 4,3 млн. человек, что на 446,7 тыс. человек меньше, чем в марте 2012 года.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в I квартале 2013 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек, при этом в конце марта 2012 г. в органах службы занятости было зарегистрировано на 229,9 тыс. человек больше.
Меры борьбы с безработицей в 2013.
Информация о работе Необходимость государственного регулирования рыночной экономики