Неоклассика и институционализм: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели изучения курсовой работы:
- получить представление о возникновении, становлении и современном развитии неоклассической и институциональной экономической теории;
- ознакомиться с основными исследовательскими программами неоклассики и институционализма;
- показать сущность и специфику неоклассической и институциональной методологии исследования экономических явлений и процессов;

Содержание

Введение………………………………………………………………….5-6
1.Теоритические положения неоклассики и институционализма………
1.1.Неоклассическая экономическая теория…………………..……..7-12
1.2.Институциональная экономическая теория……………….….13-18
1.3.Сравнение неоклассики и институционализма……………….....18-23
2. Неоклассика и институционализм как теоритические основы рыночных реформ……………………………………………………………….
2.1.Неоклассический сценарий рыночных реформ в России и его последствия……………………………………………………………….…24-31
2.2.Институциональные факторы рыночного реформирования….. 32-37
Заключение……………………………………………………………38-39
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 85.56 Кб (Скачать файл)

ограничивающих конкуренцию действий государства и бизнеса,  повышение эффективности регулирования естественных монополий, обеспечение демонополизации и развития конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов,  в частности водных биологических ресурсов и участков недр. Важными факторами стимулирования конкуренции является снятие барьеров

35

для выхода на рынок -  упрощение системы регистрации новых предприятий, 

включая возможность регистрации предприятия через сеть интернет,  при исключении возможности создания фирм-однодневок;  сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия, установленным требованиям; замена лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности, финансовыми гарантиями либо контролем со стороны саморегулируемых организаций.

      Один из важнейших компонентов формализованных институциональных рамок обширного множества экономических обменов - антимонопольное законодательство, устанавливающее рамки дозволенной хозяйственной деятельности в сферах, которые принято считать рынками.  
     Необходимо осуществить формирование эффективной системы управления государственной собственностью при соблюдении соответствия состава государственного имущества функциям государства, обеспечении открытости информации об эффективности управления имуществом,  улучшении управления государственными долями в акционерных обществах,  повышении эффективности деятельности государственного сектора экономики, а также созданных государственных корпораций и крупных государственных холдингов в стратегических отраслях. Предстоит осуществить ряд мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости,  расширение системы микрокредитования,  сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий,  проводимых в отношении малого бизнеса,  снижение издержек бизнеса,  связанных с этими мероприятиями,  ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов,  допускающих нарушения порядка проведения проверок,  признание

 

36

недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их

проведении,  значительное сокращение вне процессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

    В настоящее время возрастает роль институтов развития. Важнейшая задача институтов развития - создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В ряду институтов развития особое место занимают государственные корпорации.  Они являются переходной формой,  призванной способствовать консолидации государственных активов и повышению эффективности стратегического управления ими.  По мере решения этих проблем, а также укрепления институтов корпоративного регулирования и финансового рынка часть государственных корпораций должна быть акционирована с последующей полной или частичной приватизацией,  часть государственных корпораций,  созданных на определенный срок,  должна прекратить свое существование.  Действенность институциональных изменений зависит от того,  в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике.  В России образовался существенный разрыв между формальными нормами  (законами)  и неформальными нормами  (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса и широких слоев населения, то есть в правовом нигилизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

37

Заключение

       Неоклассика и институционализм являются базовыми теориями развития экономических отношений. В курсовой работе была раскрыта актуальность данных теорий в современной экономике различных стран, и как эффективно применять их на практике, для максимизации прибыли и сокращении трансакционных издержек. Получены представления о возникновении, становлении и современно развитии данных экономических теорий. Так же мной были описаны сходства и различия между теориями и особенности каждой из них. Были рассмотрены методы исследования экономических процессов и явлений, с позиции неоклассики и институционализма.  Опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть роль данных экономических теорий для развития современных экономических систем и определить специфику каждого направления экономической теории, для принятия последующих экономических решений. Необходимо понимать, что данные теории являются основой эффективного развития организации, и применение различных особенностей дынных теорий позволит развиваться фирме равномерно и в долгосрочной перспективе. Получено представление о достоинствах и недостатках экономических теорий,  применение их на практике и какова роль данных направлений в функционировании экономики.

      В курсовой  работе была рассмотрена приватизации в России на основе неоклассического направления, и результаты ее проведения. Можно сделать вывод о том, что приватизации имела больше негативных черт чем положительных, в связи с необдуманной политики государства и отсутствие ряда факторов, при которых она могла пройти успешно. Так же были рассмотрены институты приоритетного развития России в долгосрочной перспективе, и какие реформы нужно проводить для развития эффективной, инновационной экономики России.

38

 

       Полученные в ходе исследования выводы говорят о том, что неоклассика и институционализм как теории экономических отношений, играют важную роль в функционировании экономики, как на макро, так и на микро уровнях, и чем лучше будут поняты принципы этих теорий, тем эффективнее будут использоваться ресурсы, соответственно увеличение доходов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

 

Список использованных источников

 

Основная литература

1.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник.  Под общей ред. д.э.н., проф.А.А. Аузана. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 416с.

2.Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие / Е.А.Бренделева; под.общ. ред. А.В.Сидоровича. – Москва: Дело и Сервис, 2006. – 352с.

3.Институциональная экономика: Учебник. / Под общ. Ред. А.Олейника. – М.: ИНФРА–М, 2005.

4.Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов / Б.В.Корнейчук. –М.:  Гардарики, 2007. 255с.

5.Одинцова М.И. Институциональная экономика [Текст]: учеб.  пособие/ М.И. Одинцова ; Гос. ун-т ─ Высшая школа экономики. ─ 2-е изд. ─ М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. ─ 397с.

6.Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория: Учеб. пособие. ─ М.: ИНФРА – М, 2005. ─ 224с.

7. Беккер Г.С. Человеческое  поведение: экономический подход. Избранные  труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост., науч. ред., послесл. Р.И Капелюшникова; предисл. М.И.Левин. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

8.  Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

9. Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Пробл. теории и практики упр. – М., 1998. – № 2. – С.19-24.                      10. Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? //Там же. – 2000. – № 4. – С. 22-27.

11. Иншаков О.В. Институция  и институт: проблемы категориальной  дифференциации и интеграции // Экономическая  наука современной России. – 2010. – № 3.

12. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело: Catallaxy, 1993.

13. Клейнер Г.Системный ресурс экономики // Вопросы экономики. – 2011.         – №1.

14. Кирдина С.Г. Институциональные изменения и принцип Кюри // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1.

15. Лебедева Н.Н. Новая  институциональная экономическая  теория: Лекции, тесты, задания: Учебное  пособие. – Волгоград: Волгоградское  научное издательство, 2005.

16. Норт Д. Институты, институциональные  изменения и функционирование  экономики. М.: Начала, 1997.

17. Ореховский П. Зрелость социальных институтов и специфика оснований теории общественного выбора // Вопросы экономики. – 2011. – № 6.

 

40

18. Рихтер Р., Фурутборн Е. Институты и экономическая теория. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

19. Скоробогатов А.С. Институциональная  экономика. Курс лекций. – СПб  филиал ГУ ВШЭ, 2006.

20. Серл Дж. Что  такое институт.// Вопросы экономики. – 2007. –  № 8.

21. Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. – М.: Дело, 2001.

22. Журнал «Теоретическая  экономика» №3, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Неоклассика и институционализм: сравнительный анализ