Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и особенности нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать особенности нетарифного регулирования ВЭД на примере Японии.
Введение
1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД
1.2 Специальные меры нетарифного регулирования
2. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности на примере Японии
2.1 Особенности и структура системы нетарифного регулирования ВЭД Японии
2.2 Возможность внедрения элементов системы нетарифного регулирования Японии в РФ
Заключение
Список использованной литературы
К числу
мер государственного регулирования
внешнеэкономической
В соответствии
с законом «Об основах
Ранее была
разработана федеральная
Таким образом,
в целом действующее
2. Нетарифное регулирование
Активное
участие государства в
Продуманная
государственная политика регулирования
ВЭД стала одним из главных
рычагов превращения
В практике
государственного регулирования ВЭД
используется широкий арсенал взаимно
дополняющих методов –
Японская
практика регулирования ВЭД опирается
на широкую нормативно-правовую базу.
Система мер законодательного и
административно-правового
Поскольку
в этом законе содержится принцип
свободной и многосторонней торговли,
фигурирующий в основных международных
договоренностях о
Нося
рамочный характер, закон делегирует
полномочия детального регулирования
ВЭД в тех или иных областях
подзаконным актам. Такое «распределение
обязанностей», по мнению японцев, позволяет
более полно учитывать и
«Второй этаж» законодательных актов составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД:
В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.
Наличие
как комплексного закона о ВЭД, так
и законодательных актов, регулирующих
практически все ее формы, сочетание
их с детализированной системой нормативных
актов и неформальными методами
регулирования исключают «
Нетарифное
регулирование ВЭД тесно
Выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о «взаимном тарифном разоружении», Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д.
Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.
В качестве
главной цели внешнеэкономической
политики на 90-е годы провозглашено
активное участие страны в создании
и развитии нового международного экономического
порядка. Речь идет о выработке международных
правил, способствующих глобализации
деловой активности и размыванию
экономических границ; формировании
новых норм движения капитала и зарубежных
инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной
собственности; гармонизации стандартов.
Большое значение придается таким
вопросам, как усиление координации
макроэкономической и валютно-финансовой
политики развитых стран, укрепление международной
экономической системы, урегулирование
внешнеторговых дисбалансов, поддержка
развивающихся экономик. Важное место
отводится адекватному ответу на
проблемы «Восток – Запад», поддержке
усилий восточноевропейских стран
по интеграции в мировое хозяйство,
консультативно-технической
Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк Японии. В стране действуют системы налоговых льгот, в том числе не имеющие аналогов в мире, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.
Развитию ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.
Количество
страховых полисов, выданных за период
с 1950 до середины 2000-х годов, составило
свыше 20,3 млн., а общая сумма страхования
достигла порядка 317 трлн. иен. Охват
внешней торговли государственным
страхованием (доля застрахованных поставок
в общем объеме экспорта) в начале
70-х годов доходил до 70%, в 80-е
годы несколько снизился, а в начале
90-х годов в связи с
Государство
выступает также организатором
системы обслуживания внешнеэкономических
связей и финансирует эту деятельность
из бюджетных средств. Данная система
носит разветвленный характер, охватывая
такие сферы деятельности, как
сбор и анализ маркетинговой информации,
оказание информационно-консультационных
услуг, организация рекламно-
Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. К этой широкомасштабной деятельности привлекаются Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и другие организации.
Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой. 79 представительств ДЖЕТРО работают в 56 странах мира. В самой Японии имеется 33 отделения этой организации.
Обладая развитой сетью различного рода учреждений во многих странах, ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации. Ее базы данных оперируют огромным количеством сведений, в том числе обширными перечнями зарубежных экспортеров и японских импортеров. ДЖЕТРО имеет 31 информационный центр на территории Японии и 28 за рубежом.
Эффективность
японского внешнеэкономического комплекса
в значительной мере зависит от прочности
институциональных основ ВЭД. В
системе органов
Среди государственных
административных органов особое место
занимает Министерство внешней торговли
и промышленности (МВТП), которое
разрабатывает и координирует промышленную
и внешнеторговую политику страны.
МВТП обеспечивает развитие торговых
отношений с зарубежными
Данное
министерство играет ключевую роль в
планировании и структурной перестройке
экономики в сторону
Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов. Среди межведомственных координационных структур – Торговый совет, Совещание министров по экономическим вопросам, Совместный штаб правительства и правящей партии по проведению структурных реформ и др.
Особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Они включают в свой состав не только бюрократов, но и представителей общественных, деловых, академических кругов и играют важную роль в достижении консенсуса по вопросам внешнеэкономической политики.
Японская
система регулирования ВЭД
Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности