Нефть – стратегическое оружие XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Нефть – стратегический ресурс XXI века? В этом нету и не может быть сомнений. Ведь множество вещей, с которыми сделаны из нефти являются продуктом переработки нефти. Без неё не возможно представить сегодня жизнь. Она не незаменима. Не смотря на все эти разговоры замены нефти на альтернативные источники топлива, не возможно заменить нефть не как источник топлива (для производства пластика, спирта, основнов для парфюмерии, медицинских препаратов). И это прекрасно понимают главы государств и крупные нефтяные компании. Этим они и пользуются, играя друг с другом на нефтяном рынке. И эта игра продолжается с тех пор, когда люди поняли сколько нужных, полезных вещей можно сделать из нефти, то есть примерно с конца XIX века.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…………4
Глава 1. Теоритические аспекты нефтяной промышленности……...…..6
Структура и особенности нефтяной отрасли………...……………6
Особенности международной торговли нефтью………………...13
Глава 2. Страны, влияющие на мировой нефтяной рынок …….………22
2.1. Страны ОПЕК………………………………………………...……22
2.2. Россия на мировом рынке нефти…………………………………31
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по мир. эк (Автосохраненный).docx

— 137.83 Кб (Скачать файл)

     России  из числа членов международного консорциума  по освоению данных месторождений - Азербайджанской  международной операционной компанией (АМОК).

     Во-вторых, существуют противоречия в отношении  степени развития нефтедобычи.

     Здесь заметны расхождения между позициями  нефтяников и кругов, связанных с  рыболовством. Последние высказывают  опасение, что масштабная добыча нефти  на Каспий приведет к резкому сокращению рыбных запасов . В-третьих, следует  иметь в виду, что решительная  политика "ЛУКойла", поддерживаемая руководителями правительства, не всегда вызывает одобрение со стороны представителей других российских нефтяных компаний.

     Вопрос  транспортировки каспийской нефти  связан для России почти исключительно  с государственными интересами, поскольку  все магистральные нефтепроводы принадлежат государственной компании "Транснефть". Отсюда уровень, на котором принимаются решения, и  формулируется политика в отношении  данного вопроса. Самым деятельным лицом в международных переговорах  среди российского руководства  является премьер Виктор Черномырдин. Выбор маршрута перекачки нефти, как ранней, так и "основной", будет в ближайшее время одним из острейших внешнеполитических вопросов для Российской Федерации.

     Проблема  не только в сотнях миллионов долларов прибыли ежегодно за транзит, которые  сейчас оспаривают между собой. С  точки зрения внешней политики, решение, во многом определит будущее международных  отношений в данном регионе. В  непосредственной близости от границ России и в зоне ее особых интересов, находятся третьи по значению в мире запасы нефти. На Каспии сталкиваются интересы нефтедобычи и рыболовства, хозяйственной ориентации населения  прибрежных регионов. В прикаспийском  регионе и в непосредственной близости от него до сих пор не развязаны  все узлы региональных и этнических конфликтов. Российские политики считают  допустимым определенный уровень экономического присутствия Запада на Каспии. Однако, по мнению российских политиков и  бизнесменов, присутствие западных компаний в регионе не должно приводить  ни к усилению политического влияния  соответствующих стран, ни к вытеснению России с занимаемых ею позиций рынка  Каспии.

     Нынешняя  тенденция превращения Каспия в "нефтяное озеро" не может не сохраниться. При этом следует отметить, что  разведка и разработка нефтяных месторождений  на дне Каспия сопряжена со значительным риском аварий, разливов нефти с  трансграничными последствиями. Значительную опасность представляет сброс в  море отходов бурового шлама, который  содержит около 40 высоко- токсичных  компонентов. Суточное накопление шлама  на морских промыслах составляет уже многие сотни тонн. Между тем  в настоящее время в прибрежных акваториях Баку средние зарегистрированные концентрации нефти превышают предельно  допустимые в 10, а фенолов в 18 раз. Российские интересы в отношении  этой проблемы заключаются главным  образом в том, чтобы максимально  сохранить экологию Каспия и нынешний уровень рыболовства. Для этого  необходимо, видимо, предусмотреть  соответствующие финансовые отчисления со стороны участвующих в освоении дна Каспия нефтяных компаний.

     Во  влиятельных политических кругах большинства  ближневосточных государств превалирует  мнение, что необходимо найти противовес безраздельной гегемонии Соединенных  Штатов, которая установилась с начала 90-х годов.

     Российские  нефтепромышленники видят в своем  присутствии в регионе еще  и возможность освоения новой  технологии и получения практики бурения и нефтедобычи в местных  условиях. (Именно так подходит, например, "ЛУКойл" к своей работе на нефтяных месторождениях Туниса.) Кроме того, подобная практика дает российским нефтяным компаниям опыт сотрудничества и  одновременно конкуренции в современных  условиях. Возможно, что в ближайшее  время основное притягательное воздействие  будет иметь Ирак. Интерес российских нефтепромышленников к работе в  этой стране вызван, помимо легко объясняемых  коммерческих перспектив, тем обстоятельством, что в свое время советские  геологи открыли значительную часть  иракских месторождений, а советские  нефтяники развивали здесь национальную нефтяную промышленность. В результате в России имеются подробные карты  нефтяных месторождений этого государства, а в Ираке остались кадры, обученные  советскими специалистами.

     Поэтому нефтепромышленники считают это  направление приоритетным, предполагая, что работу здесь вести будет  гораздо легче, чем в некоторых  других потенциально привлекательных  нефтедобывающих странах.

     В России внешнеполитическая сторона  взаимодействия нефтяных сообществ  возникает как результат целенаправленной политики правительства на привлечение  иностранного капитала для освоения тех месторождений, на которых по разным причинам российские нефтяники  работать в ближайшее время не смогут. Для освоения западными компаниями крупнейших месторождений было необходимо создать нужный уровень взаимодействия между государственными институтами  России и Запада и определенную правовую базу, в первую очередь принять закон о разделе продукции. Такое взаимодействие на высоком уровне имелось только между Россией и США. Оно отразилось, в частности, в работе комиссии Черномырдина--Гора. Что касается правовой базы, то трудности ее создания в условиях сложившихся взаимоотношений между российскими и западными нефтепромышленниками довольно хорошо заметны на примере принятия все того же закона о разделе продукции.

     Среди российских компаний наибольший интерес  в его принятии демонстрировал ЮКОС, собирающийся осваивать вместе с  американским АМОКО Приобское месторождение. Не секрет, что именно данная компания наиболее активно лоббировала разработку и прохождение в Государственной  Думе закона о разделе продукции. Однако сделанные на этапе работы согласительной комиссии Государственной  Думы и Совета Федерации существенные поправки к законодательству исказили его первоначальный замысел. Вся  эта ситуация является хорошей иллюстрацией к одной из сторон взаимоотношений  парламента, а также российского  и западного (в первую очередь  американского) нефтяных сообществ. 
 
 
 

 

 

     Заключение.

     Нефть была, есть и в обозримом будущем  останется основным источником первичной  энергии, потребление которой неуклонно  расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и  нефтепродуктов в качестве сырья  для химической промышленности, что, как известно, экономически более  оправданно и эффективно по сравнению  с прямым энергетическим использованием углеводородов.

     Нефтяные  запасы распределены между странами не равномерно, к примеру у Саудовкой  Аравии, имеется больше 25% мировых  запасов нефти, а у Андорры  всего 2%. Соответственно производство и потребление в странах различается, США при производстве нефти в 12%, потребляет ее в 2 раза больше.

     В связи с тем, что потребление  нефти из года в год увеличивается, возникает реальная угроза истощения  нефтяных запасов. В связи с этим необходимо предпринимать соответствующие  действия, что бы не допустить этого:

     -применение  технологий повышения эффективности  нефтедобычи;

     -продление  сроков эксплуатации истощенных  нефтяных месторождений;

     -восстановление  простаивающего фонда нефтяных  скважин;

     -повышение  рентабельности и рост прибыли  в деятельности нефтедобывающих  предприятий.

     Ведь  она, кроме как один из самых важных ресурсов остаётся, так же остаётся самым главным предметом воздействие  одних государств на другие. К примеру  страны ОПЕК, для которых нефть  является единственным способом получать прибыль, регулируют ценовую политику на неё, ставя другие страны перед  фактом: нефть теперь стоит вот  столько.  Правда последнее время из-за войны в Ираке в 2000-2003 году, ОПЕК уже сильно утратило свои позиции, но всё таки сохраняет ещё какое-то слово на мировом нефтяном рынке.

     А от сюда следует вывод что нужно думать об альтернативе обычным месторождениям нефти. Это может быть переход на газ, уголь, атомную энергию, гидроэнергию. Нефть можно заменить на:

     1.Синтетическое  топливо;

     2. Биодизельное топливо;

     3. Алкоголь;

     4. Электричество;

     5. Водород.

     Несмотря  на развитие альтернативных источников, нефть в ближайшие 30 лет останется  основным сырьем для производства топлива.

     Главное не запускать данную ситуацию, и  рационально решить эту задачу, потому что нефть на данный момент полностью  быть заменена другими ресурсами  быть не может.

 

Список  использованной литературы

1. Ю.С. Масленченков, Ю.Н.Тронин Финансово-промышленная  корпорация России - М.: изд.Дека, 2003.

2. Джон Роберте  Экономические школы - С-Петербург, 2002.

3. Ергин Д  Добыча. Всемирная история борьбы  за нефть, деньги и власть / перевод с англ. - М.:изд.\Де Ново, 2001.

4. Р.Х.Муслимов, Ф.М.Хайретдинов Труды научно-практической  конференции, Нефть, газ - Казань.: изд.Экоцентр, 2004.

5. Финансовый  менеджмент - М.: изд.Перспектива, 2002.

6. Анализ финансового  состояния и инвестиционной привлекательности  акционерных обществ в промышленности, в строительстве и торговле - М.: журнал Консультант бухгалтера, 2003.

7. Технико-финансового  анализа - М.: изд. ЮНИТИ, 2004.

8. Р.Брейли, С.Майерс  Принципы корпоративных финансов - М.: изд.Олимп - Бизнес, 2003.

9. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия: Учебно-практическое  пособие. М.: Издательство Дело  и Сервис, 2004. 285 с. 

10. Анализ хозяйственной  деятельности в промышленности/Под  ред. В.Н. Стражева. Минск: Высшая  школа, 2003. 144 с. 

11. Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического  анализа. М.: Финансы и статистика, 2004. 215 с. 

12. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ  инвестиционных проектов,- М.: ЮНИТИ, 2004. 236 с. 

13. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое  состояние предприятия: Практическое  пособие. - М. Издательство ПРИОР, 2003. 228 с. 

14. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление  персоналом в условиях рыночной  экономики (опыт ФРГ) - М: Дело, 2002. 114 с. 

15. Вакуленко  Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской  (финансовой) отчетности для принятия  управленческих решений СПБ Издательский  Торговый Дом Герда, 2003 - 520 с. 

16. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия,  структура, положения об отделах  и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО Издательство Экономика,  НОРМА, 2003. 118 с. 

17. Ворот И.  Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2004. 428 с. 

18. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М.: "Дело  ЛТД", 2004. - 320с. 

19. Гиляровская  Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный  анализ и аудит коммерческих  организаций. Воронеж: ВГУ, 2003 - 384 с. 

20. ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового  предприятия. М.: Экономика, 2002. 114 с. 

21. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской  отчетности. M.: Издательство Дело  и сервис, 2003. 276 с. 

22. Дыбаль С.В.  Финансовый анализ: Теория и практика. М.: Бизнес-Пресса, 2005. 304 с. 

23. Ефимова О.В.  Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский  учет, 2003. 247 с. 

24. Карлин Т.Р.  Анализ финансовых отчетов: учебник  M. : ИНФРА - M, 2004. 361 с. 

25. Ковалев В.В.  Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004. 255 с. 

26. Ковалев В.В.  Финансовый анализ. М.: Финансы и  статистика, 2001. 329 с. 

27. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной  деятельности предприятий. Учебник.  М.: Перспектива, 2004. 364 с. 

28. Делягин М.Г.  Разработка новой энергетической  стратегии России: мирохозяйственный  контекст и внешнеэкономические  подходы. - Сб, 2007.

29. Демиденко  К.А., Барсукова В.В., Крылова С.М.  Нефти и газовые конденсаты  России: Том 2: Нефти Сибири, 2006.

30. Желтиков В.П.  Экономическая география, 2007.

31. Колядов Л., Комарова Л., Епифанова Н. Структура  управления нефтяными компаниями. - М., 2007.

32. Сучков Б.М.  Добыча нефти из карбонатных  коллекторов, М.: ЮНИТИ, 2006.

33. Алекперов  В. Заглядывая в будущее // Нефть  России 2007, № 4

34. Алекперов  В. Основные тенденции в нефтяном  бизнесе - М., 2006.

35. Башмаков И.  Цены на нефть: пределы роста  и глубина падения // Вопросы  экономики, № 3, 2006, с . 28.

36. Башмаков И.  Нефтегазовый ВВП как индикатор  динамики Российской экономики  // Вопросы экономики, № 5, 2006, с  . 78.

Информация о работе Нефть – стратегическое оружие XXI века