Нормативное регулирование аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение системы организации и нормативного регулирования аудита на примере аудиторской проверки финансовых результатов ООО «Свежий хлеб». Задачами курсовой работы являются: Систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по аудиту хозяйственной деятельности; Развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении проблемных вопросов, разрабатываемых в курсовой работе; Выяснение собственной степени подготовленности для самостоятельной практической работы по специальности в условиях научно-технического прогресса и интенсивного развития промышленного производства, постоянного совершенствования хозяйственного механизма и управления народным хозяйством.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации аудита
1.1 Понятие и основные принципы аудита
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
1.3. Аудит финансовых результатов и их использование
2. Аудит финансовых результатов (на примере ООО «Свежий хлеб»)
2.1. Краткая производственно - экономическая характеристика ООО «Свежий хлеб»
2.2. Аудит финансовых результатов деятельности ООО «Свежий хлеб»
2.3. Определение величины аудиторского риска
3. Выводы рекомендации по устранению недостатков, выявленных в результате проверки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нормативное регулирование аудита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию. Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

  • характер аудиторского задания;
  • требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
  • характер и сложность деятельности аудируемого лица;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
  • конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Для повышения  эффективности аудита допускается  использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы  являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

К правовым и законодательным  документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г.
  3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
  8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)
  9. Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)
  10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.)
  11. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г.)
  12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г.
  13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г.
  14. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» от 16 февраля 2008 г. № 80
  16. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ
  17. 36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)

Из приведенного перечня  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности можно  выделить: кодексы и федеральные  законы; постановления Правительства  РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 основных уровня (табл.1.1), расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Таблица 1.1

Уровни нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ

Уровнирегули-рования

Виды и наименования нормативных  документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической  системе

Закон принят

I I

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской  деятельности

Определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано  и утверждено 36 стандарта)

Законодательные и подзаконные  акты

Устанавливают общие положения  по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны и утверждены с соответствии с ФЗ нормативные документы в  области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

III

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных  профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разработаны аккредитивными профессиональными  аудиторскими объединениями 

Нормативные документы министерств  и ведомств

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и ведомствами  принят и разрабатывается ряд  документов по видам аудита

IV

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита и сопутствующих  аудиту услуг

Разработаны и приняты аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами


 

Первый (верхний) уровень  включает закон об аудиторской деятельности, который был принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго  уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие  вопросы регулирования аудиторской  деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время  разработано и принято Правительством РФ 36 федеральных стандарта.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также  нормативные акты министерств и  ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской  деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Рассмотрим организацию аудита  на примере аудиторской проверки на финансовых результатов.

 

 

 

1.3 Аудит финансовых результатов и их использование

 

При проверке достоверности  конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 15, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:

  • аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
  • аудит налогооблагаемой прибыли;
  • аудит чистой прибыли.

Проверка обобщающего  показателя прибыли (убытка) отчетного  периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а  также неправильного исчисления прибыли [16, с.268].

Можно выделить 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:

  • искажение прибыли вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков незавершенного производства и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач товарно - материально ценностей и расходов с дебиторами по претензиям;
  • включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
  • искажение финансового результата за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
  • сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.

Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

  • приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • Главная книга;
  • Журналы-ордера №№ 1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год [10, с.113].

Второй этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (отчет о финансовых результатах). Необходимо установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Все операции, связанные с учетом затрат на производство или издержками обращения, расчетами и т. д., должны быть подтверждены первичными документами.

Изучая все основные реквизиты первичных документов, аудитор призван убедиться в  достоверности этих документов и  оправданности (законности) проведенных хозяйственных операций. Здесь аудитору необходимо проверить соблюдение требований, предъявленных к порядку оформления документации, а также уметь выявлять недоброкачественные или недействительные документы, которые можно определить по признакам нарушений, приведенных в таблице 1.

В ходе проверки аудитор  должен получить учетные регистры, содержащие записи по каждой хозяйственной  операции, проверить правильность подсчета итогов и переноса данных в Главную  книгу, сравнить указанные в учетном регистре суммы и месяц, к которому они относятся, с первичными документами (счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.)[20, с.56].

Проверка отнесения  затрат к тому периоду, в котором  они реально понесены, производится путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями.

Затраты должны быть отнесены на соответствующие счета бухгалтерского учета. Если организация осуществляет несколько видов деятельности или  выпускает продукцию нескольких видов, необходимо проверить наличие раздельного учета затрат, а также соответствие расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б).

На затратные счета и в себестоимость продукции не должны относиться следующие расходы:

  • расходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны финансироваться за счет собственных источников организации;
  • расходы, относящиеся к капитальным вложениям,
  • расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации.

Аудитор должен оценить  правильность учета расходов будущих  периодов и проверить своевременность  их списания (типичная ошибка – единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов).

При наличии у организации  арендованных объектов основных фондов необходимо проверить соответствие порядка начисления арендной платы  в бухгалтерском учете порядку, установленному договором, и правильность отражения в учете расходов, связанных с их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателем) [8, с.298].

Также необходимо проверить  правильность включения сумм износа по основным средствам и нематериальным активам в себестоимость продукции. Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения должно осуществляться за счет собственных источников организации.

Перед аудитором стоит  задача проверить правильность оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат; правильность включения в себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.), расходов на оплату услуг банков, транспортных, коммерческих и общехозяйственных расходов.

В процессе аудирования  контролируют все основные части  каждого финансового результата:

  • от реализации продукции;
  • от продажи ОС и иного имущества;
  • от внереализационной деятельности.

Модель методики аудирования  прибыли представлена в Приложении 1.

В ходе проверки реализации продукции особое внимание необходимо уделить проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек. Наоборот, когда по пропускам обнаруживается количество вывезенной продукции больше, чем в отгрузочной накладной, при внезапных проверках на складе – недостача продукции (а иногда эту недостачу т.о. выявить невозможно и это говорит о том, что была вывезена неучтенная продукция, что свидетельствует о прямом хищении продукции с предприятия). Такой вывод можно сделать только после тщательного исследования причин расхождений в отгрузочных документах и пропусках. При обнаружении такого рода нарушений аудитор должен потребовать представления объяснить соответствующими должностными лицами и предложить внести изменения в учет и отчетные показатели по реализации продукции и финансовым показателям. Аудитор должен тщательно проверить реализацию продукции, в состав которой входят комплектующие изделия и детали и при установлении нарушений предлагать внесение изменений в показатели по реализации и прибыли.

Информация о работе Нормативное регулирование аудита