Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:30, дипломная работа
Основной необходимостью рассмотрения вопросов повышения эффективности использования оборотных активов в агропромышленном комплексе является зависимость результатов деятельности предприятия от правильной организации и успешного их использования, которые высвобождают не только денежные, но материальные ресурсы, направляемые на дополнительные капиталовложения и прочие нужды хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. СУЩНОСТЬ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, ОСОБЕННОСТИ ИХ КРУГООБОРОТА 6
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ И ИСТОЧНИКАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 17
1.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 20
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И РОЛЬ ЗВЕРОВОДСТВА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ 23
2.2. РОЛЬ ОТРАСЛИ ЗВЕРОВОДСТВА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ 30
3. СЛОЖИВШИЙСЯ УРОВЕНЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗВЕРОВОДСТВА В ЗАО «СУДИСЛАВЛЬ» СУДИСЛАВСКОГО РАЙОНА, КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 41
3.2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 54
3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ЗВЕРОВОДСТВА 68
4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ЗАО «СУДИСЛАВЛЬ» 75
4.1. ОПТИМИЗАЦИЯ КОРМОВЫХ РАЦИОНОВ С ЦЕЛЬЮ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА ЗАКУПКУ КОРМОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 75
4.2. УСКОРЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ С ПОМОЩЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ 88
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 93
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
2. Острейшей проблемой является
тяжелое финансовое положение
сельского хозяйства, которое характеризуется:
незначительными денежными
3. Нерешенной проблемой остается
межотраслевой диспаритет цен
и доходов. В условиях либерализации
экономики сельское хозяйство
оказалось особо незащищенным
перед монополизированными
4. Немаловажной проблемой являетс
5. Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам. Существенным сдерживающим фактором роста агропромышленного производства является отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка. Старые административно распределительные органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики не созданы. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения. Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-импортерах, что ведет к сокращению спроса.
6. Предприятия, поставляющие средства
производства, крайне плохо адаптированы
к потребностям отечественного
сельского хозяйства. Среди них
можно выделить две группы: предприятия,
которые работают
7. Проблемы развития сельской
местности сегодня являются не
только социальными, но и оказывают
негативное воздействие на
8. Во многих регионах преодолению негативных процессов препятствуют острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур. [1]
Структура активов предприятия на начало 2013 года составила следующее [19]:
Таблица 1
Структура активов предприятий сельского хозяйства на начало 2002 года, %
Актив |
Крупные и средние предприятия |
Малые предприятия |
Внеоборотные активы | ||
Нематериальные активы, в т.ч. |
- |
- |
патенты, лицензии, товарные знаки, иные активы |
- |
- |
орграсходы |
- |
- |
деловая репутация |
- |
- |
Основные средства, в т.ч. |
59,9 |
60,3 |
земельные участки и объекты природопользования |
0,3 |
0,6 |
здания, машины, оборудование |
47,1 |
51,1 |
Незавершенное строительство |
4,5 |
5,3 |
Долгосрочные финансовые вложения |
1,1 |
4,7 |
Итого |
65,5 |
70,6 |
Оборотные активы | ||
Запасы, в т.ч. |
24,8 |
14,1 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
10,3 |
5,3 |
Продолжение таблицы 1 | ||
затраты в незавершенном производстве (издержки обращения) |
3,6 |
2,8 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
2,2 |
2,9 |
товары отгруженные |
- |
0,2 |
Дебиторская задолженность (с платежами более чем через 12 мес.) |
0,6 |
1,5 |
Дебиторская задолженность (с платежами в течение 12 мес.) |
6,1 |
9,2 |
Краткосрочные финансовые вложения |
0,4 |
1,3 |
Денежные средства |
0,5 |
0,9 |
Итого |
34,5 |
29,4 |
Всего активов , млрд. руб. |
833,5 |
61,4 |
Как видно из таблицы 1, в крупных и средних предприятиях, по сравнению с мелкими, на внеоборотные активы приходится больше оборотных активов. То есть размер предприятия позволяет более интенсивно использовать основные средства. В то же время, запасы крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в 2 раза превышают запасы мелких предприятий. Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий на более низком уровне, чем у мелких сельскохозяйственных производителей. По общей сумме активов, крупных и средних предприятий больше чем мелких. Это говорит о неразвитости фермерского, частного сектора сельскохозяйственного производства.
В результате диспаритета цен, убыточной деятельности и прекращения страхования сельскохозяйственные предприятия полностью лишились за последние 17 лет собственного оборотного капитала, необходимого для возобновления производства. Одновременно с этим все большая доля оборотных средств (материальных запасов и затрат) формировались за счет незаконного, по существу, привлечения средств других предприятий и организаций, путем несвоевременной оплаты поставленных хозяйствам материальных ценностей и оказанных услуг, задержки платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, то есть за счет наращивания долгов, просроченной кредиторской задолженности. К концу 2009 года за счет просроченной кредиторской задолженности уже покрывалось около 70% всех материальных запасов и затрат сельскохозяйственных предприятий.
Одним из показателей, характеризующих способность предприятий вести текущее производство, осуществлять необходимые закупки за счет собственных средств, является наличие на их счетах денежных средств.
Одной из причин такого катастрофического снижения доли собственных средств в оборотном капитале и нарастания просроченных долгов явилось инфляционное удорожание оборотных средств, не обеспеченное источниками. При существенном сокращении оборотных фондов в натуральном выражении (скота, посевов, семян и т.д.) их стоимость возросла в несколько тысяч раз. Только за 1998 год удорожание составило 23 млрд. руб.
В условиях нормальной экономики, когда масштабы производства не снижаются, инфляционное снижение цен покрывается инфляционным доходом – увеличением выручки от продажи продукции, ростом прибыли, остатками денежных средств на счетах предприятий и, соответственно, за счет дополнительных платежей в бюджет. Достигается это соответствующим регулированием экономики государством (индексация доходов пенсионеров и др.), то есть управлением инфляцией в определенном направлении. В действительности же государственное регулирование инфляции выразилось в прошедшие годы не столько в покрытии удорожания за счет дополнительного дохода, сколько в использовании его на другие нужды, в том числе на покрытие провалов в бюджете. В текущем и последующих годах инфляция в России неизбежна, и, возможно, даже необходима для стимулирования производства. Ввиду этого создание механизма управления инфляцией является одной из неотложных задач.
Общая сумма кредиторской задолженности, включая заемные средства, пени и штрафы, накапливаясь в течение ряда лет, по сельскохозяйственным предприятиям достигла на 1 января 2010 года 144 млрд. руб., в том числе просроченная – 103,1 млрд. руб., что превысило годовую выручку сельскохозяйственных предприятий на 20%. По существу, это огромная кредиторская задолженность представляет собой накопленный за ряд лет диспаритет цен. Что касается других отраслей народного хозяйства, то просроченная кредиторская задолженность у них, хотя и велика, но составляет все же не выше 55% от годовой выручки. При этом доля просроченной кредиторской задолженности по сельскому хозяйству составила на 1 января 2010 года 71%, а по другим отраслям - 47%.
О тяжелом финансовом положении сельскохозяйственных предприятий свидетельствует и то, по сельскому хозяйству вся просроченная кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 11 раз, а по другим отраслям – только в 1,7 раза (на 1 января 2010 года). При этом просроченная задолженность поставщикам и подрядчикам по сельскохозяйственным предприятиям превышает задолженность покупателей в 4,4 раза, тогда как в других отраслях народного хозяйства эта задолженность ниже задолженности покупателям на 10%. При таком положении даже при полном проведении взаимных зачетов долгов у сельскохозяйственных предприятий останется непогашенная задолженность в сумме 27 млрд. руб., тогда как по другим отраслям эта кредиторская задолженность может быть погашена. [20]
Что касается источников финансирования пополнения оборотных средств, то здесь можно отметить следующее: в условиях продолжающегося кризиса определяющее значение для обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства имеет создание отлаженного, адекватного современным условиям экономического механизма, основанного на гибком сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведения сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. Механизм финансирования АПК через бюджеты различных уровней носит явно символический характер, что свидетельствует о крайне недостаточном уровне поддержки и не способствует стабилизации аграрного сектора и выхода его из кризисного состояния.
Начиная с 1994 года, сельскохозяйственным предприятиям предоставлялись краткосрочные кредиты под высокие процентные ставки из централизованных источников, что вызвало проблему их погашения и вынужденное пролонгирование.
В 1995-1996 гг. необходимость пополнения оборотных средств на выполнение сезонных работ осуществлялась за счет государственного товарного кредита, под гарантии субъектов Российской Федерации, с расчетом поставками сельхозпродукции в федеральный и региональный продовольственные фонды. Эта схема кредитования имела отрицательные последствия, как для сельского хозяйства, так и для бюджета. Указанные кредиты оказались слишком дорогими для большинства предприятий, обусловили рост задолженности по товарному кредиту и отсрочку основной массы платежей. Кроме того, товарный кредит в том виде, в котором он применялся, являлся скрытой субсидией аграрному сектору, искажая истинные расходы бюджета на поддержку АПК и затрудняя контроль за прохождением средств. Поэтому в 1997 году государственный товарный кредит, как основная форма кредитования, был отменен.
Вместе с тем в условиях ускорения процессов вертикальной интеграции в АПК одной из разновидностей товарного кредита для пополнения оборотных средств, стал кредит коммерческих фирм. Наряду с отдельными положительными чертами эта разновидность кредита имеет и негативные стороны. Прежде все это выражается в занижении цен на продукцию сельского хозяйства при заключении сделок по товарному кредиту. Отсутствие развитой кредитной системы сельского хозяйства, удаленность от современных рынков заемных ресурсов, тяжелое финансовое положение сельскохозяйственным предприятий скорее вынуждает пользоваться товарным кредитом, нежели свидетельствует о высокой эффективности данной формы кредитования. И все же государственные органы власти предприняли несколько попыток совершенствования форм кредитования, облегчения бремя кредитной задолженности для сельскохозяйственных производителей. Так был создан фонд льготного кредитования, в 2001 году было принято решение внедрения механизма субсидирования за счет средств федерального бюджета в виде погашения части процентной ставки по кредитам, направленным на приобретение кормов, запасных частей, ГСМ, материальных ресурсов и других оборотных средств.
В настоящее время основную часть финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий составляют собственные средства, что является главным источником вложений по возможности обеспечивающих наиболее необходимые направления производственного и социального развития. Около 90% денежных средств поступает от выручки за реализованную продукцию, работы, услуги. Но если учесть, что основная масса предприятий убыточна, то совершенно очевидно, что на производственные цели поступают мизерные суммы. [13, с. 26-27]
Россия – один из крупнейших производителей и экспортеров пушнины. В нашей стране обитают в природе и разводятся в неволе более 50 видов животных, шкурки которых используются в меховом производстве. Промышленным производством пушнины занимаются специализированные зверохозяйства и зверофермы, а также существуют организации по заготовке промысловой пушнины.
Особенностью заготовки пушно-мехового сырья является резко выраженная сезонность. Пик заготовок приходится на ноябрь – февраль. Анализ динамики реализации шкурок и меховых изделий, проведенный Министерством сельского хозяйства и продовольствия, показывает, что 55% всей реализации приходится на три месяца – октябрь, ноябрь, декабрь, в том числе 50% реализации меховых изделий приходится на октябрь.[12, с.8].
В заготовках пушно-мехового сырья приоритетное значение имеет российское звероводство, потенциал которого может обеспечить потребности меховой промышленности страны в сырье и насыщение внутреннего рынка страны товарами отечественного производства. Меховая промышленность России ежегодно способна переработать около 40 млн. шкурок пушнины и мехового сырья, 12 – 15 млн. шкурок овчины. Емкость отечественного мехового рынка оценивается в 20 – 25 млрд. руб. в год, что составляет 30% мирового производства пушнины.[39, с. 22].