Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, реферат
Цель реферата:
1. Изучить виды управляющих воздействий в условиях разрешения конфликтных ситуаций;
2. Определить условия профилактики межличностных конфликтов;
3. Разработать систему ранней диагностики и выявления конфликтных ситуаций на ранних этапах развития с целью предотвращения межличностных конфликтов в процессе общения в коллективе;
4. Рассмотреть стили, методы, способы разрешения межличностных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………......3
1..Культура общения в коллективе. Факторы и особенности формирования культуры.……………………….……….4
2. Природа конфликта в организации
2.1.Сущность конфликта……………………………………………............4 2.2.Типы конфликтов……….. ……………………………..….....................9
2.3. Основные причины возникновения конфликтов в организация.......16
3. Механизм управления конфликтом ……………………………......22
3.1. Предупреждение конфликтов…………………………………….......22
3.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций………........23
Заключение…………...…………………………………………….…......
Список использованных источников…………………...….….............
Участники конфликта практически всегда воспринимают его причины эмоционально, испытывают чувство несправедливости, обиды, неудовлетворенности (это вовсе не означает, что сам конфликт будет эмоциональным, нерациональным).
В возникновении конфликтов можно выделить две стороны – объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т. е. объективно являются той почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика.
Начало конфликта связано с тем, что человек пытается доказать свою точку зрения, приводит аргументы в пользу своей позиции, переубеждая оппонента. Кто является этим оппонентом? Конкретный человек или – реже – группа людей протеста: руководитель, принявший соответствующее решение, работник, который подвел своих товарищей, и так далее. Оппонентом может также оказаться человек, на которого вступающий в конфликт возлагает ответственность за создавшуюся ситуацию, хотя мера его «вины» проблематична.
Причинами, влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в организациях, могут быть:
1. Распределение материальных благ и ресурсов, даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достичь целей организации.
2. Распределение социальных
благ, выраженных в престиже, в
оценке значимости человека
З. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии – и к конфликту.
4. Различные формы
экономического и социального
неравенства. Самым важным
5. Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта
существует везде, где один
человек или группа зависят
в выполнении задачи от
6. Различия в представлениях и ценностях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение воз награждения любым способом..
7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
8. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию с точки зрения других.
Однако каждая из этих причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. К этим условиям относятся, по мнению многих исследователей, следующие:
• технические условия конфликта, существующие в организации: наличие лидеров в конфликтующих группах, степень организованности и сплоченности группы в конфликте, наличие или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей у участников конфликта и т.д.;
• политические условия: условия применения власти руководителем, осознание зависимости и степени неравенства подчиненными, условия подчинения исполнителей;
• социальные условия: жесткость или либеральность нормативной системы организации, соотношение между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных групп, идентификация работников с группой, мобильность членов организации, степень институционализации участников конфликта и т.д.;
• психологические условия:
эмоциональный настрой
Протекание конфликта в организации.
Ни один конфликт в организации не начинается сразу. Обычно выделяют следующие стадии протекания конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения конфликта.
На латентной, т.е. скрытой,
стадии возникают уже все основные
элементы, образующие структуру конфликта,
его причины и главные
В предконфликтной стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но именно здесь начинаются скрытые конфликтные взаимодействия. Хотя члены организации и социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до предконфликтной стадии они, как правило, не оценивают другие группы или членов организации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осуществляется только на конфликтной стадии.
В свою очередь, в развитии предконфликтной ситуации выделяют несколько этапов.
1. Определение причин
конфликта, когда члены
2. Оценка ресурсов и возможностей соперников (например, члены группы узнают, что их соперники обладают прочными связями с руководством своей организации или с организацией более высокого уровня). Оценка предшествует мобилизации ресурсов (финансовых, материальных, информационных и т. д.), которая является первым шагом в осуществлении конфликтных взаимодействий.
3. Поиск сторонников и союзников в конфликте. В организации, характеризуемой достаточно тесными связями между структурными единицами, поиск сторонников происходит практически в любом конфликте. Это объясняется тем, что вступивший в конфликт ищет у членов организации поддержки или сочувствия в отношении своего положения или своих действий.
4. Скрытые конфликтные
взаимодействия, которые включают
маскировки, провокации и другие
способы психологического
Суть предконфликтной стадии – подготовка открытых конфликтных взаимодействий, расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других подразделений организации и отдельных личностей. Вместе с тем, именно на этой стадии может быть эффективна профилактика конфликта, Для предупреждения конфликта важно знать не только, что делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Соответственно, технология предупреждения конфликта – это совокупность знаний о способах, средствах и приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешаются возникшие противоречия.
Стадия открытого конфликта отличается двумя признаками, появление которых свидетельствует о наступлении непосредственно конфликта. Первый – наличие ясно выраженной установки на борьбу с соперником. Второй признак – наличие инцидента, т.е. ярко выраженных столкновений между соперниками. При этом используются следующие ресурсы:
• ресурсы принуждения, включающие в себя материальные средства, силовые ресурсы, статусные ресурсы (например, должности в организации);
• авторитет и экспертные качества, к которым, в частности, относятся эксклюзивные знания, способности и интуиция;
• все значимые, влиятельные и авторитетные связи, которые имеют какое-либо отношение к данной конфликтной ситуации;
• престиж и общественное мнение членов организации
• информационные ресурсы, которые актуальны, нужны и могут быть использованы в данной конфликтной ситуации.
На следующем этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности конфликтных взаимодействий. Если причина не исчезает и конфликт не удается погасить усилиями управляющих подразделениями и высшего руководства, он переходит на эмоциональный уровень, когда соперники испытывают сильную неприязнь друг к другу.
Признаком перехода скрытой стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Другими признаками конфликтных действий являются:
• расширение числа участников;
• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких как не приязнь, ненависть и т.п.;
• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
3.Механизм управление конфликтом в организации
3.1. Предупреждение конфликтов.
Выделяют управление конфликтами на основании:
• целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
• изменения установок и ценностных ориентаций соперников.
Эти виды управления конфликтом, по С.С.Фролову, реализуются в различных способах: организационных, социокультурных и социально-психологических.
Организационные способы управления конфликтом характеризуются целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий – ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин.
3.2.Основные методы разрешения конфликтной ситуации
Основными организационными способами разрешения конфликта являются следующие.
1. Образование подгрупп
внутри конфликтующих сторон, когда
структурное подразделение
2. Введение независимых
контролирующих элементов,
З. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника. Это явление может стать основой эффективного управленческого воздействия на поведение членов организации.
4. Перемещение членов
организации из одной
5. Изменение содержания труда. При использовании данного способа происходит переключение интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий. Конечно, таким образом очень редко удается погасить конфликт, однако достигается ослабление его интенсивности, прохождение критической точки конфликта.
Социологические и культурные способы управления конфликтами. К социологическим и культурным способам управления конфликтами относятся следующие.
1. Изменение содержания
властных отношений. Прежде
2. Изменение отношений
зависимости. Блокирование
З. Изменение структуры неформальной социальной группы. Изменение структуры неформальных отношений одной из конфликтующих сторон может ослабить ее сплоченность или привести к возникновению новых неформальных групп, которые изменят степень включенности конфликтующей стороны в конфликтную ситуацию.
4. Изменение системы
ценностей. Наиболее типичные
причины конфликтов в
Информация о работе Общая культура работников и предотвращение конфликтов в коллективе