Общая характеристика национальных моделей экономики и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы рассмотреть экономическую модель национальной экономики важно ознакомиться с самой национальной экономикой и её структурой. Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Вложенные файлы: 1 файл

razdel_1.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)
  1. Национальный доход (НД)
  2. Личный доход (ЛД)
  3. Располагаемый личный доход (РЛД)

Валовой национальный продукт (ВНП) –  рыночная стоимость всех предназначенных  для конечного потребления товаров  и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода  времени (года).

Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью  которого измеряют объем национального  производства.

При подсчете ВНП учитываются  товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТТИ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП Беларуси. С другой стороны не все, что произведено в Беларуси, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в Беларуси свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты белорусских служащих, является составной частью ВНП США.

Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются  в течение года для конечного  потребления и не используются в  целях промежуточного потребления.

В стоимость ВНП не включается стоимость  продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного  потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается.

Национальный доход (НД).

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических  ресурсов в ЧВП, являются косвенные  налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных  платежей и прибыли, необходимо вычесть  из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».

НД = ЧВП – Косвенные налоги –  Чистые доходы иностранных факторов.

К косвенным налогам относятся  акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Национальный доход (НД) –  это вновь созданная за год  стоимость, характеризующая, что прибавило  производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

Это – чистый «заработный  доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического  показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

В практике различают произведенный и использованный НД.

Личный доход (ЛД).

ЛД = НД – прибыль корпораций –  взносы на социальное страхование –  чистый % + дивиденды + трансфертные платежи  от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

Располагаемый личный доход (РЛД).

РЛД = ЛД –Индивидуальные налоги.

К личным налоговым и неналоговым  платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата  за проезд в транспорте, коммунальные услуги.

РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после  выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) – важнейшая и самая большая  составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

Чистый внутренний продукт (ЧВП).

ЧВП характеризует совокупный объём производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку  он включает в себя только чистые инвестиции и не включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции.

ЧВП= ВВП-А

 

    1. Классификация моделей национальной экономики

 

В разных странах системы  отличаются друг от друга. В зависимости  от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики.

 

 

Таблица 1 - Модели современного рыночного хозяйства.

Модели

Критерии

Социальное рыночное хозяйство

Либеральная экономика

Корпоративная экономика

Цель государственных программ

Защита интересов граждан

Создание условий для развития предпринимательства

Защита интересов крупного бизнеса

Принципы регулирования  экономики

Долгосрочное программирование

Использование преимущественно  тактических методов

Определение основных приоритетов

Доля государственного сектора

Около 30%

Около 10%

Незначительная

Наиболее типичные страны

Швеция, Германия

США

Япония


 

Например, модель с минимальным  участием государства в регулировании  экономики. В ней преобладает  сфера рынка по сравнению с  государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной  функцией является регулирование внешних  эффектов, которые представляют собой  побочные последствия хозяйственной  деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства  – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который  представляет населению товары и  услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном  управлении, единой энергосистеме и  национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных  науках и т.п.

Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные  для американской модели   черты:

- абсолютное преобладание  частной собственности;

- законодательное обеспечение  максимальной свободы субъектов  рынка;

- ограничение сферы государственного  регулирования в основном проведением  макроэкономической политики;

- относительно небольшая  доля государственного бюджета  в ВВП и удельного веса государственных  инвестиций и  выплат по  линии социального обеспечения  в структуре государственных  расходов.

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует  принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько  государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует  разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал  от банкротства своего предприятия  или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам  войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической  инициативы. Они воплощаются в  социальном равенстве граждан –  равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

– смешанная экономика  характеризуется более или менее  значительным государственным сектором;

 – осуществляется  государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое  отношение) государства реализуется  по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах  здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования  на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов  в немногих руках, создание новых  хозяйственных единиц;

 – регулирование занятости  населения с ориентацией на  минимизацию безработицы;

 – большой удельный  вес госбюджета в ВВП (хотя  ФРГ находится в середине развитых  капиталистических стран по этому  показателю);

– регулирование экономики  в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для  которой характерен высокий уровень  социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и  стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях  модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито  стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип  всеобщего благосостояния, расширила  государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в  этой области: 1/3 самодеятельного населения  была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и  трансфертные платежи, превышали 60% ВВП  Швеции, что вывело ее на первое место  в мире по расходам. Эта часть  шведской модели характеризуется как  социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти  не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания  полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и  политики равенства.

Выделим специфические черты  шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика  солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры  по зарплате;

-значительный государственный  сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают  объекты социального назначения;

-доля госбюджета в  ВВП превышает 50%, в расходной  части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная  сфера;

Информация о работе Общая характеристика национальных моделей экономики и их классификация