Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция
Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.
Развитие предпринимательства без учета экологических требований может привести к конфликту целей. Как правило, выбирается только одна цель, другие же могут быть проигнорированы, либо деятельность по их реализации будет ослаблена. Как показывает практика, такой вариант решения конфликта экологических и экономических целей широко распространен в России, чему во многом способствует несовершенство природоохранного законодательства, заниженная цена ресурсов и т.д.
Экологические и экономические интересы не только конфликтны, но и множественны. При достижении субъектом хозяйственной деятельности одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться, например, вследствие ограниченности ресурсов. Так, возрастание объема продаж без внедрения ресурсосберегающих технологий требует увеличения потребления ресурсов и влечет рост выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строительство очистных сооружений связано с увеличением затрат и снижением прибыли.
Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформления. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:
1) практической реализации
государственных программ
2) социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации;
3) равных возможностей
всех юридических лиц и
4) развития рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
5) необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Лицензия должна содержать:
• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
• указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
• указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
• сроки действия лицензии и сроки начала работ;
• условия, связанные с платежами, взимаемыми за пользование недрами, земельными участками, акваториями;
• согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;
• соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
В систему лицензирования должны быть включены следующие экономико-правовые функции:
1. Лицензия как право на пользование тем или иным видом природных ресурсов.
2. Лицензия как договор
правоотношений между
3. Лицензия как правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений, в том числе по инвестированию.
4. Лицензия как документ, в котором находят окончательное отражение и обоснование поступления в бюджет всех уровней при проведении конкурсов, аукционов, тендеров по продаже прав природопользования (лицензионные сборы, плата за предварительный и окончательный пакеты информации о природных ресурсах, разовые платежи, размеры которых могут варьироваться, в том числе за счет стоимостной оценки природных ресурсов.
5. Лицензия как правовой документ, в котором устанавливаются ставки платежей за природные ресурсы.
6. Лицензия как механизм обеспечения оптимального сочетания интересов: государства, субъектов Федерации и предприятий природопользователей.
7. Лицензия как правовой документ, в котором обосновываются и обеспечиваются льготы, обеспечивается гарантия предоставления льгот, а также устанавливаются штрафные санкции за нарушение условий природопользования.
8. Лицензия как механизм
и инструмент создания
9. Лицензионный паспорт
как основной документ
10. Лицензия как предмет залога для получения кредитных (заемных) средств для привлечения инвесторов и инвестиционных ресурсов.
11. Лицензия как элемент (составная часть) долгосрочных нематериальных активов предприятия, имеющих стоимостную оценку.
12. Лицензия как недвижимое имущество, которое можно передавать в доверительное управление и т. п.
13. Лицензия как форма
оплаты акций при приватизации
предприятий, при покупке основной
и дополнительной эмиссии
14. Лицензия как часть
уставного капитала
Сертификация по экологическим требованиям. Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• создание экологически справедливого рынка.
Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:
• удовлетворяет ли товар его потребностям;
• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.
Система экологической маркировки. Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов, как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.
Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.
С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.
Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно-технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:
• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;
• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
• защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;
• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.
Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), потребляемого сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных как предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям новых технологических процессов.
Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме экспертизы. По результатам такой оценку должен выдаваться экологический сертификат, который свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Побудительным мотивом к проведению экологической сертификации продукции должно стать введение комплекса стимулов и санкций:
• экологический сертификат и маркировка продукции должны иметь более высокий приоритет по отношению к другим сертификатам и знакам;
• экологический сертификат является основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования;
• уклонение потенциальных заявителей от процедуры сертификации должно сопровождаться введением системы штрафных санкций и ужесточением экологического контроля.
Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться как препятствие к получению лицензий или как основание для аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятельности. В отдельных случаях это может сопровождаться более жестким налогообложением. С точки зрения развития международной кооперации необходимо обеспечить признание национального экологического сертификата одной страны другими.
Система экологической сертификации должна базироваться на следующих основных принципах, предусматривающих:
• установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации;
• разграничение функций между различными органами системы экологической сертификации;
• гармонизацию международной и национальной систем по сертификации;
• распределение ответственности между участниками сертификации;
• независимость органов по экосертификации от действующих сторон;
• бездискриминационный доступ к участию в системе;
• развитие системы для проведения работ по отдельным конкретным группам объектов экосертификации;
• открытость и отсутствие ограничений на организацию и проведение экосертификации в государствах СНГ и других странах;
• тесную увязку экологических инструментов защиты природы с экологическим сертификатом.
В рамках системы предусматривается выполнение следующих функций: