Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция

Краткое описание

Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

1[1].doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Развитие предпринимательства без учета экологических требований может привести к конфликту целей. Как правило, выбирается только одна цель, другие же могут быть проигнорированы, либо деятельность по их реализации будет ослаблена. Как показывает практика, такой вариант решения конфликта экологических и экономических целей широко распространен в России, чему во многом способствует несовершенство природоохранного законодательства, заниженная цена ресурсов и т.д.

Экологические и экономические интересы не только конфликтны, но и множественны. При достижении субъектом хозяйственной деятельности одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться, например, вследствие ограниченности ресурсов. Так, возрастание объема продаж без внедрения ресурсосберегающих технологий требует увеличения потребления ресурсов и влечет рост выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строительство очистных сооружений связано с увеличением затрат и снижением прибыли.

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформления. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

1) практической реализации  государственных программ развития  добывающей промышленности и  минерально-сырьевой базы;

2) социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации;

3) равных возможностей  всех юридических лиц и граждан  в получении лицензий;

4) развития рыночных  отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

5) необходимых гарантий  владельцам лицензий (в том числе  иностранным) и защиты их права  пользования недрами.

Лицензия должна содержать:

• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

• указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

• указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

• сроки действия лицензии и сроки начала работ;

• условия, связанные с платежами, взимаемыми за пользование недрами, земельными участками, акваториями;

• согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;

• соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

В систему лицензирования должны быть включены следующие экономико-правовые функции:

1. Лицензия как право  на пользование тем или иным  видом природных ресурсов.

2. Лицензия как договор  правоотношений между собственником  природного ресурса и природопользователем, в том числе инвестором в  природопользовании.

3. Лицензия как правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений, в том числе по инвестированию.

4. Лицензия как документ, в котором находят окончательное отражение и обоснование поступления в бюджет всех уровней при проведении конкурсов, аукционов, тендеров по продаже прав природопользования (лицензионные сборы, плата за предварительный и окончательный пакеты информации о природных ресурсах, разовые платежи, размеры которых могут варьироваться, в том числе за счет стоимостной оценки природных ресурсов.

5. Лицензия как правовой  документ, в котором устанавливаются  ставки платежей за природные  ресурсы.

6. Лицензия как механизм  обеспечения оптимального сочетания интересов: государства, субъектов Федерации и предприятий природопользователей.

7. Лицензия как правовой  документ, в котором обосновываются  и обеспечиваются льготы, обеспечивается  гарантия предоставления льгот, а также устанавливаются штрафные санкции за нарушение условий природопользования.

8. Лицензия как механизм  и инструмент создания благоприятного  инвестиционного климата, привлечения  инвесторов и стимулирования  ускоренного экологически безопасного  освоения и разработки отдельных видов природных ресурсов путем предоставления льгот по налогообложению, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции.

9. Лицензионный паспорт  как основной документ создания  и ведения единой информационной  системы лицензирования природопользования и реестра природопользователей.

10. Лицензия как предмет  залога для получения кредитных (заемных) средств для привлечения  инвесторов и инвестиционных  ресурсов.

11. Лицензия как элемент (составная часть) долгосрочных нематериальных  активов предприятия, имеющих стоимостную оценку.

12. Лицензия как недвижимое  имущество, которое можно передавать  в доверительное управление и  т. п.

13. Лицензия как форма  оплаты акций при приватизации  предприятий, при покупке основной  и дополнительной эмиссии акций, при учреждениях природопользователем новых организаций, в том числе совместных предприятий.

14. Лицензия как часть  уставного капитала предприятия-природопользователя. Имеется ввиду включение стоимости  природных ресурсов в уставной  капитал.

Сертификация по экологическим требованиям. Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

• удовлетворяет ли товар его потребностям;

• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.

Система экологической маркировки. Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов, как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.

Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.

Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно-технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), потребляемого сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных как предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям новых технологических процессов.

Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме экспертизы. По результатам такой оценку должен выдаваться экологический сертификат, который свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Побудительным мотивом к проведению экологической сертификации продукции должно стать введение комплекса стимулов и санкций:

• экологический сертификат и маркировка продукции должны иметь более высокий приоритет по отношению к другим сертификатам и знакам;

• экологический сертификат является основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования;

• уклонение потенциальных заявителей от процедуры сертификации должно сопровождаться введением системы штрафных санкций и ужесточением экологического контроля.

Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться как препятствие к получению лицензий или как основание для аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятельности. В отдельных случаях это может сопровождаться более жестким налогообложением. С точки зрения развития международной кооперации необходимо обеспечить признание национального экологического сертификата одной страны другими.

Система экологической сертификации должна базироваться на следующих основных принципах, предусматривающих:

• установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации;

• разграничение функций между различными органами системы экологической сертификации;

• гармонизацию международной и национальной систем по сертификации;

• распределение ответственности между участниками сертификации;

• независимость органов по экосертификации от действующих сторон;

• бездискриминационный доступ к участию в системе;

• развитие системы для проведения работ по отдельным конкретным группам объектов экосертификации;

• открытость и отсутствие ограничений на организацию и проведение экосертификации в государствах СНГ и других странах;

• тесную увязку экологических инструментов защиты природы с экологическим сертификатом.

В рамках системы предусматривается выполнение следующих функций:

Информация о работе Общественный сектор экономики