Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция
Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.
Оптимистичный, значительное улучшение социально-экономического положения страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.
Существующая система управления образованием в России содержит в себе черты административной системы бывшего СССР и рыночной экономики переходного периода. В 90-х гг. система претерпела ряд реформ, вызванных крупными изменениями в системе образования на федеральном уровне. Среди наиболее крупных реформ отметим: создание единого Министерства образования РФ, переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования, бурное развитие негосударственного высшего и среднего профессионального образования.
Несмотря на эти преобразования, система управления образованием в России характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократичностью и нередко несоблюдением норм управляемости.
Реформы в образовании, такие как отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Теперь традиционные формы получения образования и модели обучения не могут полностью удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. В этих условиях в России, как и во всем мире развивается система открытого образования.
Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества».
Идеи открытого образования в некоторой степени были реализованы раньше в таких формах обучения, как заочное обучение и экстернат.
Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки:
• резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества;
• распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере;
• учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности;
• гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения.
Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п.
Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них.
Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.
Лекция № 13
Тема: Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. В его состав входят:
Большая часть хозяйствующих субъектов отрасли производят продукцию и услуги в условиях естественной монополии.
При этом локальная естественная
монополия рассматривается как естественная
монополия, существующая на локальном
экономическом пространстве, устанавливаемая
и регулируемая в границах одного субъекта
Российской Федерации или одной административно-
К субъектам локальных естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, относятся:
Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальнных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
Особенностью современного состояния предприятий ЖКХ является высокая степень физического износа основных фондов. Это связано с невысоким объемом инвестиций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных за последние десять лет.
Многочисленные трудности функционирования ЖКХ и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.
В связи с этим в регионах Российской Федерации осуществляется выполнение программы реформирования ЖКХ. Работа направлена на принятие экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений с грамотно поставленной информационно-пропагандистской компанией. Главная задача реформы – обеспечение поддержки и широкого участия населения в процессе преобразования этой жизненно важной сферы национальной экономики.
Правовые аспекты регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровней в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы должны быть направлены на:
Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ невозможно без использования научно-обоснованных методов ценообразования на услуги предприятий, функционирующих в данной сфере.
Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в большей степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.
При этом в целях повышения эффективности функционирования предприятий-монополистов в сфере ЖКХ и их экономического роста в интересах общества при установлении цен и тарифов на услуги данных хозяйствующих субъектов необходимо оценивать и учитывать нормативы инвестиционной составляющей в стоимости предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг.
Учет норматива инвестиционной составляющей в цене продукции позволяет после её реализации аккумулировать на предприятии внутренние финансовые ресурсы, обеспечивающие возможность организации эффективных процессов воспроизводства и использования его собственных основных средств.
Именно на базе нормативного подхода к формированию внутренних инвестиционных источников для воспроизводства основного капитала локальных естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, можно повысить эффективность их функционирования, а также надежность и качество предоставляемых ими услуг населению.
Нормативная величина инвестиционных ресурсов в стоимостной структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть определена с учётом выполнения рыночных принципов возврата первоначальных капиталовложений в приобретение основных фондов субъекта хозяйствования и их эксплуатации с требуемой экономической эффективностью.
Амортизационные отчисления являются важным базовым инвестиционным источником. Однако применяемые в настоящее время методы и нормы амортизации не обеспечивают возврата первоначальных капиталовложений в основные средства с учетом фактора времени. Высокие темпы инфляции и длительные нормативные сроки службы оборудования приводят к тому, что при номинальном возврате инвестиций существует несоответствие аккумулируемой денежной составляющей её ценности в момент приобретения фондов. Поэтому наряду с целевым использованием амортизационных отчислений возникает потребность в определении той части прибыли, которая должна направляться на воспроизводственную инвестиционную деятельность.
Простое воспроизводство (самовоспроизводство) основного капитала будет определяться условием полного возврата за период эксплуатации фондов вложенных в них инвестиций.
где |
Ко |
– первоначальные инвестиции в основной капитал; | |||
Тн |
– полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах; | ||||
ЧДt |
– часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в | ||||
воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов; | |||||
Кл |
– ликвидационные денежные потоки в конце периода эксплуа- | ||||
тации фондов (Тн); | |||||
Е |
– норма дисконта. |
Считая, что к окончанию срока полезного использования объекта фондов его остаточная стоимость будет иметь нулевое значение, условие простого воспроизводства любого инвентарного номера основных средств можно выразить как
Фо =
,
где Фо – первоначальная балансовая стоимость объекта фондов;
Тн |
– полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах; | ||||
ЧДt |
– часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в | ||||
воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов; | |||||
Е |
– норма дисконта. |
Собственные ежегодные денежные потоки предприятия, обеспечивающие текущее возмещение первоначальных инвестиций в основной капитал, складываются преимущественно из амортизации и той части прибыли, которая направляется на модернизацию, реконструкцию, восстановление и обновление фондов, то есть
ЧДt = At + Пtф ,
где |
At |
– амортизационные отчисления в t-м году эксплуатации объекта | |||
фондов; | |||||
Пtф |
– часть прибыли, направляемая на воспроизводство основного | ||||
капитала и распределенная на рассматриваемый объект фондов. |
При линейном методе начисления амортизации,
её ежегодная сумма в составе себестоимости продукции составит
где nа – линейная норма амортизации, в долях единицы.
Прибыль для воспроизводства основных средств, распределенную на рассматриваемый объект фондов, можно выразить как
Пtф = рt × Фо ,
где |
рt |
– воспроизводственная рентабельность объекта основных фон- | |||
дов в t-м году; (рt = Пtф / Фо). |