Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа
Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65
При оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах. Рыночное пространство включает в себя не только непосредственных производителей и потребителей товарной продукции, но и значительное число активных промежуточных звеньев, устанавливающих деловые отношения между ними. К таким звеньям относятся оптово-посреднические организации, которые оказывают существенные услуги, как производителям, так и конечным потребителям продукции.
Оптовая торговля является наиболее
важным звеном, которое обеспечивает
ускорение процесса товародвиже
Материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении нескольких десятилетий. За последние годы произошло резкое сокращение объема оптовых операций. В условиях рынка предприятия опта оказались в кризисном положении, многое было разрушено. Оптовая торговля вынуждена была заняться новыми видами деятельности (розничной торговлей, производством, сдачей складских помещений в аренду и т.п.), поменять специализацию, внедрять новые формы организации оптовой торговли (объединения, ассоциации и т.д.).
Поэтому рациональная организация и совершенствование оптовой торговли являются одной из важнейших задач. Оптовое звено определяет направление товарных потоков, преобразует производственный ассортимент в торговый и выступает проводником огромной массы товаров на потребительский рынок.
Для удовлетворения спроса
населения продукция
- пространственное перемещение товаров
(перевозка грузов), т. е. преодоление расстояния
между производителями продукции и потребителями
(покупателями);
- прохождение товаров
через различные звенья.
В рыночной экономике возрастает значимость
повышения эффективности всего процесса
товародвижения. С этой целью необходимо:
- сократить расстояние перевозок
путем рационального размещения производственных
предприятий;
- уменьшить количество
посредников на пути движения
товаров с мест производства
до потребителя, т. е. снизить
звенность товародвижения;
- выбрать наиболее экономичные
виды транспортных средств.
Под звенностъю товародвижения понимается
количество торговых звеньев, через которые
проходят товары при их доведении от производителя
до потребления.
В зависимости от потребительских свойств
товаров, местонахождения предприятий
промышленности и торговли, масштабов
оборота по реализации товаров можно выделить
следующие формы товародвижения: готовая
продукция производственных предприятий
непосредственно доставляется в розничную
торговую сеть или же через различные
посреднические структуры.
Важную роль в организации товародвижения
играет оптовая торговля. Она представляет собой торгового
посредника между производственными и
розничными торговыми предприятиями.
Экономическим содержанием деятельности
оптовых предприятий является обращение
товаров, посредством которого товары
поступают из сферы производства в сферу
обращения или обращаются внутри этой
сферы.
Оптовая
торговля, в отличие от розничной, занимает
промежуточную стадию в товарном обращении.
Подобное посредничество возникает, когда
производственные предприятия не имеют
возможности самостоятельно довести свою
продукцию до розничной торговой сети,
а магазины не в состоянии организовать
доставку товаров непосредственно с предприятий
промышленности по многим причинам объективного
характера.
Объективная
необходимость оптовых предприятий вызвана производственными,
транспортными и торговыми факторами. Основными из них являются:
- размещение промышленных предприятий по регионам страны с учетом источников сырья и других условий;
- уровень специализации производственных предприятий;
- условия транспортировки грузов, отдаленность розничной сети от поставщиков продукции;
- широкий ассортимент реализуемых
предметов потребления, их физико-химические
свойства, несоответствие производственного
ассортимента торговому;
- масштабы деятельности магазинов
(величина их оборота), состояние материально-технической
базы розничной торговли, несовпадение
периода реализации со временем выпуска
продукции, связанное с сезонностью производства
и потребления отдельных товаров (сахар,
картофель, овощи, спортивные товары, обувь,
елочные украшения и т. п.).
Эти конкретные условия деятельности
производственных и розничных предприятий
требуют создания и накопления определенных
запасов, большая часть которых концентрируются
в оптовом звене.
Оптовая торговля способствует экономии
расходов и повышению эффективности всей
сферы товарного обращения. В частности,
хранение запасов товаров в оптовом звене
обходится дешевле, чем в магазинах. Доставка
товаров в розничную сеть с оптовых баз,
как правило, требует меньших затрат по
сравнению с их перевозкой с производственных
предприятий.
В условиях конкуренции
оптовые предприятия оказывают покупателям
и поставщикам товаров различные услуги.
Они проводят исследования рыночной конъюнктуры,
рекламные мероприятия, информационное
и транспортное обслуживание клиентов
и т. п.
Оптовые предприятия классифицируются по отдельным
признакам.
По зонам обслуживания можно выделить
региональные и межрегиональные оптовые
базы. Так, функционируют оптовые базы,
которые обслуживают потребительские
общества района, области и республики.
По организационно-правовым формам различают
ООО, АО, унитарные предприятия и др. По
специализации бывают универсальные и
специализированные оптовые предприятия.
В условиях функционирования множества
оптовых предприятий различных форм собственности
повышается роль государственного регулирования в области оптовой торговли.
Основными его задачами являются:
- стимулирование развития
конкурентной среды и
- организация закупок продукции для государственных нужд;
- создание благоприятных
условий для капитальных
- осуществление сертифицирования
оптовых предприятий и др.
Основной показатель развития оптовой
торговли – оптовый товарооборот.
Он представляет собой продажу товаров крупными партиями юридическим лицам по безналичному расчету, для дальнейшей реализации этих товаров или переработки.
Основными признаками операции,
относимой к оптовой торговле,
1. Реализация товаров специальными
торговыми предприятиями, образованными для осуществлени
2. Товары, реализованные розничным
предприятиям, остаются в сфере товарного
обращения.
3. Купленные производственными предприятиями товары служат сырьем для выпуска готовой продукции.
4. Оптовые операции в обязательном
порядке оформляются счетами-фактурами.
Таким образом, сущность оптовой торговли
заключается в осуществлении посредничества
между производственными и розничными
торговыми предприятиями в доведении
товаров до потребителей. Отсюда и роль
оптовой торговли в экономике страны
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России
Повышенное внимание к
оптовой торговле в советской
экономике практически началось
с 1965г. в связи с перестройкой
управления промышленностью и переходом
к новым методам планирования
и экономического стимулирования, что
положило начало экономическим реформам
в стране. В этот период оптовая
торговля продукцией производственно-технического
назначения рассматривалась как
форма планового распределения
материальных ресурсов; основанная на
государственном плане развития
народного хозяйства. Руководил
процессом развития оптовой торговли
средствами производства в стране Госснаб
СССР. Основными формами оптовой
торговли были: торговля через оптовые
предприятия и транзитом
Плановое распределение товара и его свободная реализация оказались несовместимыми, поэтому, несмотря на большие усилия по внедрению её основных форм, в те годы объективно она не могла быть реализована.
Новый качественный этап в
развитии оптовой торговли в России
следует отнести к 1991г., когда
было упразднено централизованное распределение
продукцией; приняты законы РСФСР "О
собственности в РСФСР" от 24 декабря
1990г. и "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 25 декабря 1990г.; стали
отпускаться оптовые цены и начали
создаваться организационные
Отличительным признаком функционирования этих структур явился рыночный характер их деятельности: свободный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, независимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности.
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение.
Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России:
-Оптовая торговля сырьем;
-Оптовая торговля готовой и полуфабрикатами продукцией;
-Продовольственные товары;
-Средства;
-Потребительские товары без переработки производства;
-Оптовая торговля средствами производства ;
-Оптовая торговля
-Торговые связи с
-Торговые связи с
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.
Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности.10 Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.
Появление крупных торговых сетей
создает потребность в столь
же крупных оптовых поставщиках
продукции. Особенно это важно для
крупных неспециализированных магазинов,
которые физически не могут устанавливать
прямые связи со всей той массой
предприятий-производителей, продукция
которых составляет товарный ассортимент
таких магазинов. Оптовые компании
обеспечивают сосредоточение широкого
ассортимента различных видов и
марок продукции в одной точке,
что позволяет ритейлу
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.
Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.
В секторе оптовой торговли один из самых высоких (среди прочих секторов торговли) уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе — чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.
По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель — 8,4%, в торговле автотранспортом — чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми — для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%. По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции — доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице. Рестораны, кафе и бары по этому показателю уходят далеко в отрыв, опережая оптовиков с почти 2-х кратным преимуществом.
Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы — 30,7% и 5%). Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду — арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов (последнее критично, например, для ресторанов). Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов, а для ресторанного бизнеса и розницы доля этой статьи расходов в 2-6 раз выше.