Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65

Вложенные файлы: 1 файл

витя диплом.docx

— 128.35 Кб (Скачать файл)

Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых  или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные  связи между изготовителями и  различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых  видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная  база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового  положения определяются Законом  РФ от 07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными  организациями, образуемыми на началах  членства коммерческими и некоммерческими  организациями и индивидуальными  предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной  территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Целями деятельности ТПП  являются содействие развитию экономики  страны, ее интегрированию в мировую  хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических  и научно-технических связей с  предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную  работу, содействуя формированию национального  товарного рынка.

От организационно-правовой формы субъектов торговой деятельности, регламентируемой гражданским законодательством, следует отличать их функциональный вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием  деятельности. Эти различения почти  не разработаны юридической наукой, хотя они стали уже общепринятыми  в практике. Итак, следует различать  юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид организации как субъекта торгового права.

Выше были показаны виды специальных участников рынка, являющихся организаторами торговой деятельности. Наряду с ними достаточно четко функциональные различия закрепились в оптовой  торговой и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников  приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

Торгово-посреднические организации  подразделяются на виды в зависимости  от выполняемых ими на товарном рынке  функций, характера совершаемых  операций с товаром, основных видов  используемых договоров и других оснований.

В зависимости от того, приобретает  ли торгово-посредническое звено право  собственности на товар, выделяют: 1) оптовые торговые и посреднические организации, приобретающие право  собственности на реализуемый с  их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности  на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.

В группу независимых торгово-посреднических звеньев входят организации, приобретающие  и реализующие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, трейдеров  и ряд других. Прохождение через  них товаров от изготовителей  к потребителям оформляется цепочкой договоров.

Дилерами называются оптовые  организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). При принятии на себя обязанностей продажи товаров какой-либо организации-изготовителя по соглашению с ней посредник  становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее официальным  дилером. Дилеры должны быть юридическими лицами. Другой их признак - самостоятельное, т.е. от своего имени и за собственный  счет, совершение покупок и продаж товара. Они могут принимать на себя по договору с изготовителем  сервисные обязанности, обеспечение  покупателей сменными узлами и деталями к техническим изделиям.

Торговые дома представляют собой многофункциональные организации. Наряду с приобретением и последующей  продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др.

Торговые дома строятся как  единое юридическое лицо либо в форме  контрактных объединений, т.е. связанных  договорами о совместной деятельности сообществ торговых, производственных, складских, транспортных и иных организаций.

Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов Российской Федерации  предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются для  содействия выходу отечественных производителей на зарубежные рынки.

В качестве достоинств торговых домов в литературе отмечается оперативное  реагирование на изменения конъюнктуры  рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством  и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых  исследований и рекламных мероприятий.

Трейдеры - специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие  от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и  индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных  сделках, коротких операциях.

Дистрибьюторские фирмы  являются участниками внешнеторгового  оборота. Дистрибьюторы выступают  реализаторами закупленного по импорту  товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с  иностранным поставщиком. Дистрибьюторы  создают свою сбытовую сеть, формируют  складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой. Крупные  производители и сбытовые фирмы  нередко осуществляют реализацию своих  товаров в других странах, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия  складских площадей на: 1) имеющие  склады (регулярные) и 2) арендующие склады либо не имеющие складских помещений. Регулярные дистрибьюторы выполняют  функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в  будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие  складов, в основном участвуют в  транзитных поставках.

У нас в стране производители  порой ошибочно заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для  сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом  деле является дилером, а вместо дистрибьюторского  контракта с ним должен заключаться  договор на исключительную продажу  товара.

Организации перечисленных  видов занимаются самостоятельной  покупкой и последующей продажей товаров. От них следует отличать субъектов, не приобретающих прав собственности  на товар, а лишь содействующих реализации товаров. Таковы комиссионеры, фирмы-стокисты, брокеры, торговые агенты и др.

Так, фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, нередко выступают  в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению  клиентов и за их счет.

Специализированными посредниками являются фирмы-стокисты. Они осуществляют по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента  товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие  от товара, получаемого дистрибьютором, право собственности на этот товар  сохраняется за иностранным поставщиком (консигнантом). Этот товар реализуется  по договорам средним и мелким покупателям.

Распространенный вид  посредников - брокеры. Они заключают  договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они  действуют в качестве фирм, нередко  имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения  на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

Важная группа субъектов - торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным  покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.

Имеется ряд других видов  организаций, специализированных по функциям в сфере торгового оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1. Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права

 

             Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая.  При широкой трактовке в законодательство  включают акты законодательных  органов, а также подзаконные  акты (акты органов управления  и судов). При узкой трактовке  в законодательство включают  только акты законодательных  органов (законы и постановления  парламента).

Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные  акты. Но такое понимание очень  удобно для органов управления, для  общества, которое не хочет или  не может связывать себя рамками  закона. Широкое понимание законодательства - это путь размывания закона, подмены  его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению  с законами характерны для императивного  правового регулирования. Дело в  том, что закон по своей природе - всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для  правоприменения, а это как раз  характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны  и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для  свободы правоприменителей, а это  характеризует императивное регулирование.

Долгие годы при функционировании командно-административной системы  мы руководствовались (и в теории, и на практике) широким пониманием законодательства.

Путь к правовому государству  включает в качестве одной из исходных возрастание роли закона. Для этого  необходимо отнести к законодательству только те акты, которые являются законодательными по своей природе, т. е. были приняты  единственным законодательным органом - парламентом. Законодательством в соответствии с его узким пониманием являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом. Подзаконные акты - решения органов управления и судов - в состав законодательства не входят. Такова необходимая теоретическая база верховенства любого закона.

Вместе с тем понятие  законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание - хорошо и правильно, а широкое - плохо  и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда  мы говорим о той или иной отрасли  законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в  виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда  мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как  законодательные, так и подзаконные  акты. При составлении сборников  нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные  акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.

Характеристика торгового  законодательства основывается на понятии  коммерческого (торгового) права как  совокупности норм и иных средств  частного права, регулирующих товарное обращение. Предметом регулирования  коммерческого права как под  отрасли гражданского права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей  в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и хозяйственных целей.

Первостепенное значение в законодательном регулировании  товарного обращения принадлежит  Конституции Российской Федерации, содержащей положения о едином экономическом  пространстве на территории России, свободном  перемещении товаров, услуг и  финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности и др. Названные установления непосредственно регулируют торгово-предпринимательскую деятельность и служат правовой основой торгового законодательства.

Особое место в регулировании  торгового предпринимательства  занимает Гражданский кодекс РФ, который  в настоящее время включает в  себя важнейшие положения торгового  права.

Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. К торговому  обороту в полном объеме относятся  общие начала и принципы правового  регулирования гражданских правоотношений. Почти полностью к торговому  обороту применяются нормы первой части ГК РФ. Дополнения или изъятия  из этих норм, установленные специально для регулирования торговых отношений, количественно невелики. Во второй части ГК РФ значительное число норм, непосредственно относящихся к  торговому обороту, рассредоточены по отдельным главам и параграфам.

Информация о работе Оптовая торговля