Организация и техника внешнеэкономических операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что международное экономическое сотрудничество является в современных условиях мощным стимулом развития мировой экономики. Внешняя торговля всех стран возрастает значительно быстрее, чем их совокупный национальный продукт. Сейчас невозможно представить страну, народное хозяйство которой развивалось бы без ее участия в мировом хозяйственном обмене. От степени вовлечения экономики в международное разделение труда зависит уровень промышленного и сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и техника внешнеэкономических операций………….7
Деловые внешнеэкономические операции и факторы на них воздействующие…………………………………………………………..7
Особенности международной деятельности фирм……………………..7
Виды международного бизнеса. Экспорт и импорт товаров……………9
Лицензирование. Контракты на управление …………………………...10
Прямые инвестиции, издержки, конкуренция, контроль………………14
Характеристика современной внешнеэкономической деятельности….19
Субъекты внешнеэкономической деятельности………………………..21
Виды внешнеэкономической деятельности……………………………22
Внешнеэкономические операции и их разновидности…………………23
Внешнеэкономическая деятельность – катализатор рыночных отношений в России……………………………………………………………..25
Организация и техника операций во внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..28
Процедуры заключения внешнеторговых сделок………………………35
Международная торговля научно-техническими достижениями. Операции на условиях подряда и аренды……………………………………...41
Глава 2. Анализ международной экономической деятельности предприятия на примере ОАО Торговый дом «Экон»……………………………………….44
Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия ОАО Торговый дом «Экон»……………………………………...45
Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей ОАО Торговый дом «Экон»…………………………………………….............55
Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО Торговый дом «Экон»…………………………………….............57
Заключение……………………………………………………………………….60
Список литературы………………………………………………………………62

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой - Организация и техника внешнеэкономических операций.docx

— 136.31 Кб (Скачать файл)

Статьями товарного экспорта являются товары, вывозимые из страны, статьями товарного импорта являются товары ввозимые в страну. Экспорт и импорт товаров – это «видимые» операции. Экспортирование и импортирование изделий является для большинства стран основным источником доходов.

Импортирование или экспортирование  нередко является первой внешнеэкономической  операцией. Это объясняется тем, что на начальной стадии вовлечения в международный бизнес эти операции предполагают обычно минимальные обязательства  и наименьший риск для ресурсов фирмы. Фирмы могут увеличить экспорт  продукции путем загрузки своих  избыточных мощностей, что сводит к  минимуму потребность в дополнительных капиталовложений. Помимо этого они могут прибегнуть к услугам торговых посредников.

Экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда, когда они  переходят к другим формам международного бизнеса. В этом случае они продолжаются либо в виде аналогичного бизнеса  на других рынках, либо как дополнение к новым видам бизнеса.

Международный бизнес охватывает много различных видов услуг. Это так называемые «невидимые»  операции. Поступления от транспортных услуг и туризма могут составить  важный источник дохода для международных  агентов воздушных сообщений, компаний морских перевозок, гостиниц. Например, состояние экономики таких стран, как Греция и Норвегия, во многом зависит от доходов, поступающих  от перевозки иностранных грузов на их судах. На Багамских островах от иностранного туризма получают значительно  больше, чем от товарного экспорта.1

К «невидимым» операциям  относят проведение банковских и страховых операций, аренда, прокат, проектно-конструкторские работы,   управленческие услуги.

Проектно-конструкторские  работы, как правило, проводятся в  рамках операций «под ключ», которые  предполагают сооружение на контрактной  основе производственных мощностей, передаваемых в эксплуатацию заказчику после  обеспечения их полной готовности к  началу эксплуатации. Комиссионные выплаты  за управленческие услуги обычно являются результатом предварительно подписанных  контрактов на управление услуг или  достигнутых договоренностей, согласно которым одна фирма предоставляет  другой фирме управленческий персонал для общего руководства или специальных  управленческих функций.

      1. Лицензирование. Контракты на управление.

При заключении лицензионного  соглашения фирма (лицензиар) предоставляет  право на нематериальную собственность  другой фирме (лицензиату) на определенный период, а лицензиат обычно выплачивает  за это роялти лицензиару. Можно  выделить пять категорий нематериальных активов:

  1. Патенты, изобретения;
  2. авторские права;
  3. торговые марки, фирменные названия;
  4. франшизы, лицензии, контракты;
  5. методы, программы.

Обычно лицензиар обязан предоставить информацию и помощь, а лицензиат – эффективно использовать полученные права и уплачивать лицензиару определенную сумму.

Почему лицензиар продает  лицензию, а, например, не создает производственные мощности за границей? Прежде всего, объем  продаж может оказаться не настолько  большим, чтобы окупалось создание за границей производственных мощностей  и системы сбыта. Кроме того, существует опасность, что в период развертывания производства конкуренты усовершенствуют технологию, в результате чего фирма потеряет преимущество. Фирма, уже действующая за границей, может располагать возможностями производства и продажи продукции с меньшими издержками и меньшей длительностью подготовительного периода. Крупные фирмы могут передать другим технологии, которые для них не представляют интереса.

Лицензирование может  оказаться выходом при наличии  торговых ограничений или ограничений  на приобретение иностранцами собственности  в стране-лицензиате. Покупателями лицензий являются небольшие и средние  фирмы, которые не могут тратить  большие средства на научно-исследовательские  и конструкторские разработки. Условия  и величина выплат по лицензионным соглашениям располагаются в  очень широком диапазоне. Основные факторы, определяющие величину платежа:

  • рыночные ограничения (включая экспортные),
  • эксклюзивность лицензии,
  • ограничения по объему производства,
  • требования по качеству продукции, условия возврата субсидий,
  • принудительный ассортимент,
  • срок действия соглашения,
  • новизна технологии,
  • срок действия патента,
  • государственные правила лицензирования (относятся к лицензиару и лицензиату),
  • уровень конкуренций на рынке, который интересует лицензиата,
  • уровень конкуренции среди поставщиков подобных технологий,
  • политический и деловой риск в стране лицензиата.2

При продаже лицензии встает вопрос о конфиденциальности. Ценность многих технологий снижается, если они  становятся широко известными и доступными. По традиции условие сохранения в  тайне лицензиатом конфиденциальной информации включается в лицензионное соглашение. Кроме того, некоторые  лицензиары удерживают за собой право  собственности на производство конкретных компонентов, чтобы лицензиат не получил полного представления  о технологии или возможности  производить точную копию изделия.

Франчайзинг – это, по существу способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю) право на использование своей торговой марки, которая важна для бизнеса покупателя и с помощью которой продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений между ними.

Во многих случаях франшизер берет на себя и функцию снабжения. В некотором смысле продавец и покупатель действует почти как вертикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвязаны и каждая производит часть товаров или услуг, попадающих в конечном счете к потребителям.

Один из важнейших активов  фирмы – это талантливые менеджеры. Несмотря на крупные капиталовложения и прогрессивные технологии, многие государственные предприятия в  слаборазвитых странах испытывают трудности из-за плохо обученных  руководителей. Передача искусства  управления на международном уровне зависит прежде всего от иностранных инвестиций, обеспечивающих направление в другие страны менеджеров и специалистов. Контракты на управление являются средством, с помощью которого фирмы могут послать часть своего управленческого персонала оказывать поддержку фирме в другой стране или выполнять специализированные управленческие функции в течение определенного периода за установленную плату.3

Контракты на управление заключаются  при возникновении ситуаций трех типов. В ситуации первого типа иностранные  инвестиции экспроприированы страной  реципиентом, а бывшему владельцу  предлагают продолжить управление предприятием, пока обучаются местные менеджеры. В этом случае организационная структура  управления может остаться в основном прежней, но изменится состав правления  фирмы. К ситуации второго типа относятся  контракты на управление новым коммерческим проектом, в этом случае подряжаемая  фирма может продать предприятию  значительное количество своего оборудования. В ситуациях третьего типа иностранной  фирме предлагают взять на себя управление с целью повышения эффективности  функционирования предприятия.

С точки зрения страны-реципиента контракты на управление устраняют  потребность – в прямых инвестициях  как средстве, обязательном для получения  управленческой помощи. С точки зрения фирмы, предоставляющей управленческие услуги, контракты помогают избежать риска утраты капитала, когда прибыль  на инвестиции слишком низка, а капитальные  затраты непомерно велики. Контракт на управление может служить также  средством приобретения иностранного опыта поставщиком, благодаря чему возрастает потенциал интернационализации  его деятельности.

Проекты под ключ подразумевают  заключение контрактов на строительство  предприятий, которые передаются за установленную плату владельцу, когда достигнута полная их готовность к началу эксплуатации. Фирмы, реализующие  проекты «под ключ» чаще всего  является изготовление промышленного  оборудования, они же поставляют часть  оборудования по проекту. Особенно часто  такими проектами занимаются строительные фирмы. Иногда консалтинговые фирмы  или фирмы – изготовители оборудования.4

В качестве заказчика часто  выступает государственное учреждение. Как и в случае управленческого  контракта, фирма, строящая объект под ключ, может создать собственными руками будущего конкурента. Данная деятельность выделяется в самостоятельную сферу международного бизнеса. Многие контракты заключаются на сотни миллионов долларов. Этот рынок поделен между немногочисленными мощными фирмами. Часто особенностью подобных контрактов в силу масштабности и, зачастую, государственного значения является то, что их окончание, пуск предприятия имеет межнациональное и общественное значение.

При заключении контракта  под ключ рассматриваются следующие  условия: а) цена контракта; б) финансирование; в) качество технологии и управления; г) опыт и репутация фирмы.

Платежи по контрактам «под ключ» осуществляются поэтапно, по мере выполнения намеченных работ. Существуют различные формы оплаты этапов и  законченного объекта, нацеленные на сокращение сроков и на повышение качества. Так как сроки исполнения контракта  значительны, поэтому он предусматривает  оговорки, учитывающие инфляцию. Заказчик требует технико-экономического обоснования  проекта, которое позволяет выбрать  наиболее эффективный вариант.

      1. Прямые инвестиции, издержки, конкуренция, контроль.

Прямые инвестиции обычно означают долю собственности, по крайней мере, в 10% или 25% (с правом голоса в иностранном предприятии как минимальный размер). Размер доли собственности для получения контроля четко не обозначен. Если акционерная собственность широко рассредоточена, то небольшой процент акций может оказаться недостаточным. Но даже 100% доля собственности иногда не дает полного контроля. Например, когда имеется жесткий контроль государства (цена, распределение дохода). Но не только правительства составляют угрозу контролю. Если какие-то ресурсы, необходимые для деятельности не регулируются ее владельцами, те, кто контролируют эти ресурсы, могут оказывать воздействие на фирму.

Если фирме необходимо увеличить производственные мощности, то сделать это можно посредством  инвестиций, как в собственной стране, так и за границей. В первом случае приходится значительно расширять операции за границей, но при этом активы фирмы остаются в стране базирования. А в случае прямых зарубежных инвестиций и некоторых других операций за границей фирма может снизить потребность в дополнительных капиталовложениях, заключив контракты с другими компаниями на ведение операций от ее имени или предложив владение международным предприятиям на долевых началах.

Фирма может быть ограничена в выборе режима деятельности независимо от ее предпочтений. В дополнение к  прямому запрещению отдельных форм деятельности существует ряд правовых аспектов, влияющих на выбор. К ним  относятся ставки налогов, требование (фактическое или возможное) соблюдение условий законодательства.

Производство за границей или продажа продукции на внешних  рынках сопряжены с постоянными  издержками, поэтому при малом  объеме производства дешевле подрядить  для работы постороннюю фирму, занимающуюся международным бизнесом. Фирма, специализирующаяся на международных операциях, может  перевести постоянные издержки на услуги, предоставленные более чем одной  фирме. Когда бизнес возрастает в  достаточной степени, менее дорогостоящим  вариантом может стать ведение  международных операций своими силами, а не приобретение услуг внешней  фирмы. Поэтому любой фирме следует  периодически заново оценивать проблему ведения международных операций собственными силами.5

Подключение по контракту  внешней организации может обойтись дешевле, если она располагает избыточными  мощностями в сфере производства или сбыта и эти мощности легко  использовать. Такой вариант означает сокращение времени подготовки к ведению международных операций и ускорение начала поступления наличных средств.

На начальном этапе  выхода на международные рынки лишь немногие компании готовы расходовать  значительную часть ресурсов на международные  операции, фирмы могут просто не располагать средствами, достаточными для быстрого развертывания деятельности за границей. Как следствие, такие  фирмы наращивают свое участие в  международном бизнесе поэтапно. На начальных этапах они стараются  сберечь свои ресурсы и сосредоточивать  их в первую очередь в стране базирования, а не за границей.

Этим обусловливается  выбор таких операционных форм, которые  связаны с перекладыванием времени  собственно международных операций на внешние организации. С расширением  зарубежной деятельности фирма начинает рассматривать свой международный  сектор отдельно от внутреннего. Затем проявляется тенденция к обслуживанию международных операций собственными силами и к росту доли ресурсов, размещаемых за границей.

Информация о работе Организация и техника внешнеэкономических операций