Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:09, дипломная работа
Актуальность выбранной темы видится в том, что в последние годы в России активно развивается и набирает популярность такой вид делового туризма, как корпоративные выезды. Основной целью подобных мероприятий является не только служебная необходимость, но и отдых, сплочение коллектива, формирование положительного имиджа компании в глазах клиентов и партнеров. В бюджете многих компаний статья расходов на корпоративные выезды давно выделена отдельной строкой.
Мировой рынок корпоративного туризма оценивается в сумму, превышающую половину триллиона долларов, а в ближайшие годы его объем может составить 2 триллиона долларов. Сегодня каждая четвертая туристическая поездка в мире совершается в связи с деловой целью. Если говорить о детальной сегментации, то порядка 70% продаж приходится на индивидуальные деловые туры, около 13% - на конференции и семинары, 11% - посещение и участие в выставках, по 3% - на конгрессный и инсентив-туризм
Введение
Глава 1. Особенности корпоративного отдыха как особого вида туризма
1.1 Место корпоративного отдыха в системе современного туризма
1.2 Виды корпоративного отдыха
1.3 Основные принципы построения корпоративного мероприятия
Глава 2. Организация обслуживания отдыхающих в санатории - профилактории «Березки» ОАО по ЭХЗ г. Зеленогорска
2.1 Общие сведения о санатории-профилактории «Березки» ОАО ПО ЭХЗ г. Зеленогорска
2.2 Особенности организации корпоративных мероприятий в санатории-профилактории «Березки» ОАО ПО ЭХЗ г. Зеленогорска
2.3 Базовые мероприятия, проводимые в санатории-профилактории «Березки» ОАО ПО ЭХЗ г. Зеленогорска
Глава 3. Проект организации корпоративного мероприятия в санатории-профилактории «Березки» ОАО по ЭХЗ г. Зеленогорска
3.1 Сценарий корпоративного мероприятия «День рождения в кругу сотрудников на природе»
3.2 Обеспечение организации мероприятия
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, рынок корпоративных мероприятий возникает на пересечении двух рынков - рынка events (специальных событий - event-мероприятий) и рынка делового туризма (MICE).[9]
С точки зрения специализации, на рынке event-мероприятий работают следующие фирмы:
1) фирмы по организации праздников
2) концертные агентства
3) тренинговые компании
4) фирмы, предоставляющие отдельные услуги для проведения event-мероприятий (кейтеринговые компании, рестораны, оформительские фирмы, фирмы, предоставляющие профессиональное оборудование, фирмы, организующие фото- и видеосъемку, фирмы, предоставляющие услуги по озвучиванию мероприятия
5) компании по подготовке и проведению корпоративных мероприятий «под ключ» (event- агентства, pr-агентства).
После проведения мероприятия агентство предоставляет заказчику фото- и видеоотчет. Агентство — это предприятии-посредник между заказчиком и десятками подрядчиков, из которых агентство должно выбрать лучших и наиболее подходящих в соотношении «цена — качество» для конкретного мероприятия.
Услугами по организации корпоративных мероприятий пользуются компании разных отраслей. Однако, существуют отрасли – лидеры по количеству заказов корпоративных мероприятий. Это:[10]
1) Банки и страховые компании
2) Российские медицинские и фармкомпании
3) Строительные организации, архитектурные бюро
4) Телекоммуникационные, электронные фирмы
5) Пивоваренные компании
По мнению участников данного рынка, основной тенденцией корпоративных мероприятий в России является спрос на креативные мероприятия.
Если 5-6 лет назад можно было обойтись лишь фуршетом и концертом, то сейчас заказчик хочет, чтобы его удивили. Тяга к креативности – это еще и общемировая тенденция, которая поощряется мировой общественностью.
Также компании, проводящие корпоративные мероприятия, стараются максимально обогатить мероприятие, дав ему добавленную стоимость (например, пригласить на конференцию специалистов с женами и детьми, устроив для последних туристические экскурсии). Периодичность проведения корпоративных мероприятий, проводимых в крупных российских компаниях представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2.: Как часто проводятся корпоративные мероприятия в российских компаниях
Появляется спрос на корпоративные мероприятия с дополнительным оздоровительным эффектом (spa-фактор, услуги оздоровительных центров, востребованы гостиницы с тренажерными залами и бассейнами). Также в последнее время стали обращать особое внимание на выбор экологически чистых зон, «чистых курортов», на которых строго соблюдаются правила сохранения окружающей среды. В этой связи всю большую популярность приобретает так называемый «сельский инсентив-туризм, организуемый на природе, вдали от больших городов и промышленных центров, на яхтах.
Сильное влияние на event-технологии оказывает технический прогресс. Новые решения в области видео и аудио обеспечения, компьютерные и телекоммуникационные ресурсы дают возможность мобильным и гибким компаниям занимать более высокие позиции на рынке.
В последние годы интерес к бизнес-туризму в России увеличивается как со стороны российских бизнесменов, так и со стороны западных компаний. География туров охватывает все больше региональных центров Северо-Западного округа, Урала, Южной Сибири. Особенно динамично развивается внутренний деловой туризм.
Далее будут рассмотрены виды корпоративного отдыха и особенности их классификации.
1.2 Виды корпоративного отдыха
Корпоративное мероприятие — это регламентированное мероприятие, проводимое в заранее определенном месте в запланированное время, в котором активно участвуют сотрудники компании. Оно ориентировано на достижение определенной цели фирмы (компании, организации, корпорации) посредством совместных усилий участников мероприятия. Это и часть культуры организации, и инструмент фиксации успеха, и поле для продвижения корпоративных легенд, мифов, слухов, это способ создания контакта, передачи ценностей и правил поведения.
Основные признаки корпоративного мероприятия:
- наличие общей цели;
- совместное осознанное участие сотрудников компании;
- определенное место и время проведения.
Корпоративные мероприятия могут проводиться на собственной территории (конференц-зал, банкетный зал, кабинет) или на выезде (гостиница, дом культуры, теплоход, дом отдыха, база отдыха, пансионат, загородный клуб).
Сегодня насчитывается достаточное количество видов корпоративных мероприятий. Например, в книге А.Шумовича «Великолепные мероприятия» приводится классификация (Приложение 1), которая позволяет четко определить пользу, приносимую тем или иным типом корпоративного торжества.[11]
Корпоративные праздники могут быть классифицированы на:
Праздник – традиция. Дань укоренившейся традиции проведения праздников, подтверждение стабильности компании и неизменности ее принципов отношения к персоналу;
Праздник – благодарность. Средство выражения своего внимания и заботы о персонале;
Праздник – подарок. Своеобразная премия или "заменитель" премии за профессиональные достижения;
Праздник – разрядка. Снятие накопившихся в процессе работы межличностных конфликтов, улучшение психологического климата в коллективе;
Праздник – инновация. Хороший способ привить мысль о новшествах в компании, обосновать необходимость изменений, изменить отношения к структурам и рабочим процедурам, откорректировать корпоративные ценности;
Праздник – мотивация. Стимуляция интереса к работе, формирование желаемого коллективного настроения (team-spirit);
Праздник – сплочение. Развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы (team-building);
Праздник - тренинг Создание и укрепление необходимых стереотипов и алгоритмов поведения, установок на совместное достижение результатов, атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия (team-traning).
Порядок перечисления возможных видов праздников отражает последовательность изменения представлений руководства компаний о концепции корпоративных торжеств с начала рыночных реформ в России.
В широком смысле, все мероприятия можно разделить на 2 вида:
1. Мероприятия, направленные «внутрь» компаний: мотивационные тренинги и мероприятия по развитию корпоративной культуры, в т.ч. корпоративные праздники, инсентив-мероприятия, корпоративные конференции и пр. В качестве поощрительных поездок может использоваться событийный туризм, а также специальные командные туры с эксклюзивным сценарием.
2. Мероприятия, направленные «наружу»: работа с клиентами, партнерами, промоушн-акции, PR-мероприятия и т.д., к примеру, туристические поездки, праздники, выставки и конференции, презентации и т.д.
Кроме того, специальные мероприятия принято делить на:
- рабочие (например, обучающие семинары, конгрессы);
- информативные, организуемые в развлекательной форме (например, выпуск первой партии товара, награждение миллионного покупателя, день рождения компании);
- досуговые, ориентированные на общение и развлечение (например, концерты и дефиле, поездки и фестивали).
По регулярности корпоративные мероприятия делятся на проводящиеся на постоянной основе (тренинги, обучение персонала и т.д.) и разовые (юбилеи, конференции и пр.).
По длительности корпоративный отдых можно разделить на мероприятия, которые длятся:
- не более один-два дня (различные вечеринки, проводимые в кафе, барах, ресторанах, а также отдых на природе), при этом предприятия предпочитают отдыхать в пределах своего района или области;
- многодневные, которые проводятся на туристических базах, в загородных домах или пансионатах.
Кроме того, корпоративные мероприятия могут быть разовыми (юбилеи) или периодическими (ежемесячные, ежегодные).
По составу участников корпоративные мероприятия разделяются на:
- внутренние (закрытые) – мероприятия, в которых участвуют только сотрудники компании;
- открытые мероприятия – с участием приглашенных лиц (деловых партнеров, представителей власти, средств массовой информации и т.д.);
- массовые мероприятия – с доступом к участию всех желающих.
Можно выделить и следующие виды корпоративных мероприятий:
по масштабности мероприятий:
- общекорпоративные – организуемые и финансируемые из бюджета всей компании, рассчитанные на участие всех её сотрудников. К общекорпоративным, относятся: день рождения компании, новый год, день рождения директора (хозяина), профессиональные праздники (например, день энергетика).
- структурные – организуемые и финансируемые из бюджета подразделений в зависимости от традиций и повода возможно финансирование средствами сотрудников «в складчину», предполагающие участие только сотрудников подразделений. К структурным мероприятиям относятся: день рождения руководителя подразделения, дни рождения сотрудников, свадьба, рождение детей (внуков).
по цели – мероприятия, не обусловленные наступлением периодичной даты (события), связанные с необходимостью выявления (формирования) определенных деловых качеств командного типа. Например, спортивные мероприятия, туристические походы, ролевые игры, тренинги. Соответственно данные мероприятия могут подразделяться также на корпоративные, структурные. Отличительной особенностью мероприятий этой группы является их 100% финансирование за счет средств компании, независимо от количества и представительности участников.
Корпоративные мероприятия можно также разделить на следующие категории: по их идеологической подоплеке, по задаче, которую они решают и по типу организации.
Идеологически мероприятие может быть ориентировано:
- на сотрудников (преобладают задачи «построения команды»);
- на партнеров, клиентов, госчиновников (преобладают «политические» задачи: упомянутая выше «фиксация успеха», укрепление партнерских контактов, наведение новых «мостов» или попросту «задабривание нужных людей»).
По типу организации корпоративные мероприятии и праздники можно условно разделить на следующие виды.
Вручение премий – одна из форм корпоративных мероприятий, это могут быть как серьезные номинации из серии «Сотрудник года», «Открытие года», «Трудолюбие года», «Событие года» или номинации с юмором: «Каприз года», «Фраза года», «Недоразумение года». Для успеха этой формы проведения важно соблюдать следующие принципы: включенность всех сотрудников в определение лауреатов и номинантов и наличие «памятных» призов (статуэтки, дипломы с названием номинации).
Юбилей компании – это корпоративное мероприятие, некая веха в истории фирмы. И для того, чтобы работать еще лучше, нужно хорошо отдохнуть в кругу тех, с кем каждый день плечом к плечу закладывается фундамент благополучия компании и общего дела.
Корпоративная вечеринка – это отдельный вид корпоративного мероприятия. Никакие прогрессивные тренинги и семинары не в силах привести к тем же результатам, что отлично проведенная корпоративная вечеринка. Вложенные в такое мероприятие деньги и усилия в итоге оправдывают себя.
Банкет - самый часто встречающийся вид корпоративного мероприятия, который проводится в кафе или ресторане. Выбирается по причине своей «традиционности», привычности. Основным здесь является застолье, во время которого обсуждаются различные вопросы, касающиеся профессиональной деятельности. Происходит оценка всей проделанной работы сотрудников, говорят о дальнейших планах и сроках выполнения организацией, как в целом, так и её отделов. Больше узнать друг о друге сотрудникам помогает специально составленная программа отдыха с многообразием развлечений для гостей на корпоративную тематику, как-то: шутливые викторины по истории фирмы и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения «ярких» сотрудников фирмы забавными призами и тому подобное.
Помимо банкетов, довольно распространены семейные мероприятия. Этот вид корпоративного мероприятия проводится не дома у сотрудников, как может показаться, судя по названию, а на предприятии, которое за время работы, становится их вторым домом. Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение членов семей сотрудников компании. Как и «загородные» мероприятия, «семейные» могут проводиться на открытом воздухе. Крупные (особенно производственные) предприятия проводят такие праздники на своей территории. Правильно спланированное торжество такого типа включает в себя:
- короткую экскурсию по производству (офису) — домочадцам сотрудников рассказывают и показывают где и как работают их родственники
- развлекательную либо соревновательную программу
На праздники такого рода приглашаются родственники и дети сотрудников. В этом случае для детей устраиваются специальные конкурсы, где они могут принять участие со своими родителями. Причем следует упомянуть, что если мы не говорим об устройстве семейных стартов (типа «Мама, папа, я — спортивная семья»), необходимо разделить праздник на два потока: детская программа и взрослая программа.
Концептуальные мероприятия - такого рода праздники встречаются нечасто и заказываются, обычно, компаниями либо имеющими сильную «корпоративную легенду» (тогда мероприятие строиться как «визуализация» этой легенды), либо фирмами, выражающими желание увидеть нечто совсем нетривиальное (попросту желающими удивить, поразить гостей). Отличительная особенность таких программных построений — масштабность и значительный бюджет.
Информация о работе Организация обслуживания корпоративных туристов