Организация труда в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

Введение
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
1.1. Организация материальной ответственности в магазине
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2. Организация труда в супермаркете
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Организация труда в магазине  

Содержание

    

Введение

3

1. Трудовые процессы в  торговом предприятии, их значение  и содержание

6

1.1. Организация материальной  ответственности в магазине

13

1.2. Режим работы и условия  труда в магазине

16

1.3. Оплата и анализ  производительности труда работников  магазина

22

2. Организация трудовых  процессов в магазине

28

2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные  экономические показатели

28

2.2. Организация труда  в супермаркете

30

3. Пути совершенствования  трудовых процессов в супермаркете

39

Заключение

40

Список использованных источников

42


 

    

Введение

 

Успех работы любой организации  обеспечивают работники, занятые в  ней. Именно

поэтому современная концепция  управления предприятием предполагает выделение

из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той,

которая связана с управлением  кадровой составляющей организации  – персоналом.

/1, стр. 104/

В любой организации возникает  необходимость в определении  численности

персонала, в эффективной системе  подбора, найма и расстановки  кадров, в

обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в

системе вознаграждения за труд по его  результатам, продвижения работников,

системе трудовой мотивации, в учете  индивидуальных проблем работников.

Повышение интереса к человеческому  фактору в 60-80-е годы обусловило

разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом

предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена

на планомерное достижение социально  экономической цели, заключающейся  в

получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов,

создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий

труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им

всех членов коллектива. /2, Стр. 9/

Переход страны на рыночные отношения  в корне изменил концепцию  управления

персоналом, выбор средств и  методов практической реализации задач  управления

персоналом для повышения эффективности  производства.

На результаты деятельности любой  организации, конечно, определяющее влияние

продолжает оказывать экономический  аспект управления персоналом. С ним

связано определение численности  персонала, профессионально – квалификационные

требования к нему, эффективное  использование персонала по времени,

квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает

социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой

политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия

более высокой его результативности.

Новые экономические условия предполагают использование не только новых

теоретических предпосылок, но и новой  технологии самой работы с кадрами. В

связи с этим возрастает роль кадрового  планирования, его информационного

обеспечения.

Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев

определяется профессионализмом  сотрудников организации  и приводит к большим

изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться

подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются

новые рабочие места, что, с одной  стороны, способствует росту безработицы, с

другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих

требованиям новых технологий.

И поэтому, важное место в эффективной  работе магазина занимает правильная,

оптимальная организация трудовых процессов.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление

комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических

мероприятий, позволяющих рационализировать  торгово-технологический процесс,

эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее

использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина,

создать благоприятные условия  труда и на этой основе обеспечить высокий

уровень торгового  обслуживания населения.

Объектом данного исследования является ЗАО Супермаркет «Звездный».

Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов  на ЗАО

Супермаркет «Звездный».

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации

трудовых процессов и специфики  работы с персоналом магазина, определить

основные направления  совершенствования  системы подбора и найма кадров для

магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-         рассмотреть  теоретические аспекты  организации  труда работников

магазина;

-         проанализировать  специфику работы с персоналом  магазина «Звездный»;

-           рассмотреть  основные направления совершенствования  организации

труда работников магазина «Звездный».

Метод исследования  - сравнительный  анализ на основе личного ознакомления

автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2001 г.

  1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 

Трудовые процессы, выполняемые  работниками торговли, имеют свои особенности.

ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии

торговли: «совокупность параллельно  или последовательно выполняемых  операций

и процедур при продаже товаров  и организации товародвижения с  использованием

определенных средств и методов». В торговле технология  включает операции по

доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в

магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических

процессов в торговле в том, что  здесь товар не только доводится  от

производства до покупателя, но и  осуществляется смена его формы  стоимости в

результате продажи потребителю./3, с. 87/.

Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка,

фасовка, упаковка, перевозка), труд в  торговле создает новую стоимость  и

выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих

торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является

источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже  товаров.

Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и

покупателям, в результате чего совершаются  трудовые процессы. Таким образом,

конечным результатом труда  торговых работников является не продукт, а услуга.

При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет

перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

В своем большинстве торговые предприятия  относительно небольшие, в них

нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование

высокопроизводительных машин  и механизмов.

Как и в любой другой отрасли, в торговле  совокупные затраты  делятся на

затраты живого и овеществленного  труда. Живой труд, связанный со сменой

формы собственности, составляет около  трети трудовых затрат торговых

работников. При этом доля живого  труда в розничной торговле значительно

выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем

механизации трудовых процессов. В  розничной торговле, где процесс

обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда

выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического

процесса больше возможностей для  внедрения средств  механизации  и доля

овеществленного труда выше.

Важная особенность структурного состава трудовых ресурсов в торговле состоит

в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди

продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических

социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь  необходимость

сокращения доли  ручного труда  и увеличение средств на социальные нужды

коллектива.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это  относится,

прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-

кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив,  следить  за

культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом

отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов

продовольственных и хозяйственных  товаров. Физическая нагрузка на одного

продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а  при

выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.

Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность,

обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в

контакт с большим количеством  людей при различной коммуникабельности. В

течение часа контролер-кассир может  обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также  значительное напряжение памяти и внимания,

специфика работы с материальными  ценностями, монотонность  труда. Работа

контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения

нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями  покупательских

потоков. При этом колебания числа  обслуживаемых покупателей  в  часы «пик»

могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик»

нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

В торговле применяется суммарный  учет рабочего времени. Анализ

работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка  из-за

утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на

часы «пик», когда заканчивает  работу большинство предприятий  и количество

покупателей возрастает.

В торговле работают преимущественно  женщины. В то же время товары поступают  в

упаковке, значительно превышающей  по весу предельно допустимые нормы  нагрузок

при подъеме и перемещении тяжести  вручную. Крупа, мука, сахар поступают  в

мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло –

до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.

Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно

предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм,

стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/.

Численность работников и структура  штата магазина зависят от типа предприятия

и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов

продажи товаров, количества рабочих  мест и других показателей, влияющих на

трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда

работников магазина. Оно предусматривает  наиболее целесообразную расстановку

работников торгово-технологических  операций, четкое определение

функциональных обязанностей каждого  работника. Основными формами разделения

труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и

квалификационное.

Функциональное разделение предполагает  обособление отдельных функций  и

выделение работников для их выполнения. С учетом  этого признака весь

персонал розничного торгового  предприятия подразделяется на  три категории:

управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит  из работников, обеспечивающих  управление

торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие,

инженерно-технические работники  и служащие – директор (заведующий),

заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие

секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же

руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и

организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику

безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков.

Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы,

бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой

деятельностью, в его ведении  находятся вопросы организации  технологических

операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает  от материально ответственных лиц  товарно-

денежные отчеты, проверяет и  обрабатывает их, учитывает денежные средства и

кредиты банков, а также выполняет  другие бухгалтерские операции.

Информация о работе Организация труда в магазине