Организация труда в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

Введение
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
1.1. Организация материальной ответственности в магазине
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2. Организация труда в супермаркете
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

, но товарооборот упал на 31,3 %. Это привело к падению товарооборота  на

одного торгового на 36,8 % (на одного торгово-оперативного работника 39,7 %).

Мы оставляем за пределами этой работы оценку истинности и достоверности

годовой бухгалтерской отчетности, на основе которой и сделаны все

представленные расчеты.

Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя

годовая заработная плата одного торгового  работника выросла на 9,8 % (строка

14 табл. 3).

Так как в ЗАО Супермаркет  «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и

проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем  для

анализа только головной магазин.

Данный супермаркет строился именно в расчет на большой % системы

самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при

самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности

магазина, роста его товарооборота  и валового дохода, ощутимого сокращения

численности торговых работников и  повышения производительности их труда,

снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода

самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом

самообслуживания можно продавать  подавляющее большинство продовольственных и

непродовольственных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный  доступ

покупателей ко всем имеющимся в  продаже товарам. Функции продавца при этом

методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению

операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот

метод удобен тем, что знакомиться  с товаром могут одновременно несколько

покупателей. Это ускоряет процесс  продажи и увеличивает пропускную

способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно

повышается.

При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью  в кассетах

открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на

прилавках так, чтобы это было удобно покупателям

Система самообслуживания имеет более  высокие экономические и социальные

показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади

и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей

на совершение покупок.

Но при этом некоторая часть  остальных звеньев торговой цепочки (производители

товаров, оптовая торговля, транспорт) работали по старому. Персоналу магазина

приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически

невыгодно.

К важным факторам повышения эффективности  труда работников относится его

нормирование, которое позволяет  установить рациональную численность  и

структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее

время, повысить  материальную заинтересованность работников в результатах

своего труда.

Рациональная  организация труда  работников магазина не возможна без

нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических  операций.

Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов.

Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных,

основных и вспомогательных  операций.

При нормировании  труда работников используют нормы времени, выработки  и

обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты  времени на выполнение определенного

объема работы одним или несколькими  работниками в рациональных

организационно-технических условиях.

Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных  показателях),

который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере

торговой площади магазина, которые  должны обслуживаться одним работником или

бригадой в течение рабочего дня или смены.

При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего

дня и хронометраж.

С помощью фотографии рабочего дня  определяют фактические затраты  времени на

различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в

общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной

или групповой. Для регистрации  наблюдений заполняют специальную  карту, в

которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия  и

структурного подразделения, фамилию  работника, его специальность, стаж работы

и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на

выполнение отдельных операций, на перерывы.

Путем хронометража устанавливают  затраты времени на выполнение отдельных,

многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников,

владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных

элементов, установить оптимальные  затраты времени на осуществление  этих

операций или элементов.

Материалы фотографии, хронометража и других методов изучения рабочего времени

используют для выявления недостатков  в организации труда работников магазина

и определения резервов повышения  его эффективности.

Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные

части:

а) операции с товарами до предложения  их покупателям;

б) операции непосредственного обслуживания покупателей;

в) дополнительные операции обслуживания покупателей.

ЗАО Супермаркет «Звездный» расположен на 2 этажах, что вносит определенные

затруднения в доставку товаров  на 2 этаж, но наличие большого грузового  лифта

и сравнительно небольшой объем  реализуемых на 2 этаже промышленных товаров в

общем, объеме товаров (всего 20 %), сглаживает эту проблему.

Погрузо-разгрузочные работы в ЗАО  Супермаркет «Звездный» осуществляются

вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации,

хотя размеры двора позволяют  установить даже небольшой кран. Только когда с

товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.

После этого производится приемка  товара по количеству и качеству.

После приемки товары доставляют в  помещение для хранения.

Все продовольственные товары, нуждающиеся  в охлаждении, немедленно поступают

в холодильный зал.

Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже. Подготовка

товаров к продаже заключается  в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке,

упаковке, утюжке, маркировке и т. д.

Перед доставкой в торговый зал  товары маркируют и укладывают в  лотки,

корзины, ящики, тележки.

Торговля в ЗАО Супермаркет  «Звездный» разделена по этажам:

на 1 этаже – продовольственные  товары (основной объем товарооборота, 80%);

на  2    этаже – промышленные товары ( только 20 % товарооборота);

ЗАО Супермаркет «Звездный»  поддерживает хозяйственные связи с 1800

поставщиками в г. Екатеринбурге, Свердловской области, Российской Федерации и

с зарубежными партнерами, что ставит перед экономическим отделом  очень

трудную задачу  поддержания этих связей.

Так как в ЗАО Супермаркет  «Звездный» имеется очень большой  ассортимент

товаров, имеющих различный срок реализации и различное время  своей

реализации, то в ЗАО Супермаркет  «Звездный» используются все три  варианта

схемы технологических процессов:

а) наиболее сложный вариант технологического процесса, который использутся

при продаже товаров, требующих  хранения и предварительной доработки  перед

подачей их в торговый зал. Для продовольственных  товаров – это фасовка,

упаковка, разделка отдельных товаров. Для непродовольственных товаров  –

освобождение от тары, чистка и  утюжка швейных изделий, сборка и  регулировка

технически сложных товаров;

б) второй вариант технологического процесса включает хранение товаров, для

чего требуются специальные  помещения. Осуществление хранения, как правило,

диктуется необходимостью организации  бесперебойной торговли, когда

используемая система снабжения  эту бесперебойность  обеспечить не в

состоянии;

в) при третьем варианте товар  после количественной и качественной приемки

сразу поступает для продажи а торговый зал. Такая схема может применяться при

сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе

товароснабжения.

На погрузо-разгрузочных работах (и  фасовке товаров) занято всего 15 %

персонола ЗАО Супермаркет «Звездный», что свидетельствует о высокой

эффективности их труда.

В торговом зале продовольственных  товаров используется линейная поперечная

расстановка оборудования. Она позволяет  четка формировать потоки движения

покупателей, создает лучшие условия  для группировки и размещения товаров,

обеспечивает лучший просмотр торгового  зала.

Движение покупателей в торговом зале осуществляется против часовой  стрелки,

что создает им лучшие условия для  отбора товаров, а работникам для их

обслуживания.

При распределении площади между  товарами при их экспонировании полностью

учитывается частота их приобретения.

В ЗАО Супермаркет «Звездный» используется оптимальная последовательность

размещения товаров в торговом зале:

а) в начале пути перед мясным и  рыбным отделами расположены фрукты – овощи;

б) мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала;

в) кондитерские изделия расположены  в конце линии по продаже хлебобулочных

изделий;

г) непродовольственные товары расположены  в конце пути покупателя (на 2 этаже).

Руководство ЗАО Супермаркет «Звездный» несколько лет назад отказалось от

системы самообслуживания, опасаясь высокого уровня хищений. Это сразу

привело к падению объема товарооборота. Весь торговый зал супермаркета был

разделен на большое количество прилавков, с которых торговали по старому

принципу.

Это, а также растущая конкуренция  других супермаркетов заставило  руководство

ЗАО Супермаркет «Звездный» вернуться  на 100 % самообслуживание, но уже на

совершенно другой технической  базе.

Была использована идея компании «Кного корпорейшн», выпускающей ярлыки с

невидимой магнитной проволочкой. Эта проволочка дезактивируется  при оплате в

расчетных узлах. Такой ярлык дает сигнал тревоги на выходе, если он не прошел

через расчетный узел.

Также расчетные узлы были оборудованы  сканирующими устройствами, которые

считывают всю необходимую информацию  со штрихового машиночитаемого кода на

упаковке товара или этикетке и  используют ее для расчета с покупателем.

Преимущества сканирования в следующем:

увеличение производительности труда  контролеров- кассиров примерно на 30 %:

повышение пропускной способности  магазинов:

высокая точность расчетов.

При сканировании также регистрируется огромное количество оперативной

информации, которую руководство  ЗАО Супермаркет «Звездный» использовало для

оптимизации коммерческой деятельности.

Это позволило руководству ЗАО  Супермаркет «Звездный» решить следующие  проблемы:

а) руководство ЗАО Супермаркет  «Звездный» точно знает дневную, недельную,

сезонную динамику покупательских потоков и может рассчитать (и  изменить)

график работы продавцов и кассиров. Уже сейчас можно заметить что  утром,

когда покупателей мало, работает примерно половина касс, а вечером  – все;

б) благодаря точной фиксации времени  и количества покупок, производиться

постоянный ежедневный хронометраж  работы всех кассиров и от этого

рассчитывается их зарплата;

в) руководство ЗАО Супермаркет  «Звездный» может точно рассчитать график

завоза товаров, и, следовательно, снизить уровень запасов и  за этот счет

увеличить ассортимент товаров.

ЗАО Супермаркет «Звездный» имеет  благодаря этому очень широкий  ассортимент

товаров и ему нет конкурентов.

Эффективная работа ЗАО Супермаркет  «Звездный» явилась главной причиной

закрытия соседнего магазина № 40 («сороковки»). Сейчас там размещается

магазин «Оникс».

Необходимо также отметить следующее  правильное решение) руководства ЗАО

Супермаркет «Звездный» по графику  работы самого)  ЗАО Супермаркет  «Звездный».

Если раньше ЗАО Супермаркет  «Звездный» работал с 9-00 до 19-00 и  в субботу с

11-00 до 16-00, то сейчас ЗАО Супермаркет  «Звездный» работает с 9-00 до 21-00

и в оба выходные – с 10-00 до 20-00. То есть время работы магазина составляют

80 часов в неделю, что конечно,  меньше 98 часов роботы наименьшего из

супермаркетов США, но является весьма неплохим показателем для г.

Екатеринбурга.

Стремясь отбить часть доли рынка  алкогольной продукции, реализуемой  местными

киосками после 21-00, руководство  ЗАО Супермаркет «Звездный» построило  новый

кафетерий, работающий до 24-00 каждый день. Можно осмелиться сделать

предположение, что недалеко то время когда ЗАО Супермаркет «Звездный» будет

работать круглосуточно.

3. Пути совершенствования трудовых  процессов в  ЗАО Супермаркет  «Звездный»

Для улучшения своих экономических  показателей ЗАО Супермаркет  «Звездный»

должно осуществить следующие  мероприятия:

Информация о работе Организация труда в магазине