Организация управления внешнеэкономической деятельностью в регионе (на примере Забайкальского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.
Целью данной работы является достижение целостного понимания системы управления ВЭД в Забайкальском крае.
Основная задача: Рассмотреть все уровни управления ВЭД Забайкальского края, для формирования общего представления о системе управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о системе управления внешнеэкономической деятельности.…..………….......................................................................................4
2. Система управления ВЭД на региональном уровне. Общие положения..….11
3. Задачи, полномочия, функции и структура Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края………………………………………………………………………………….14
3.1. Основные полномочия Министерства МСВЭСТ Забайкальского края.14
3.2. Структурные подразделения Министерства МСВЭСТ Забайкальского края.…………………………...…………………………………………………….15
3.3. Задачи и функции отдела международного сотрудничества…………....15
4. Управление внешнеэкономических связей администрации городского округа «Город Чита»……………………………………………………………………….18
4.1. Основные задачи Управления ВЭС……………………………...……….19
4.2. Основные функции Управления ВЭС………....………………………….19
4.3. Структура и организация работы управления ВЭС. Права управления ВЭС………………………………………………………………………………23
5. История, структура, цели и задачи Читинской таможни………………...……24
Заключение……………………………………………….……………………......27
Список использованной литературы……………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

0470017_483CE_organizaciya_upravleniya_ved_na_primere_zabaikalskogo_kraya.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Байкальский Государственный  Университет Экономики и Права

Читинский институт

 

 

Кафедра Мировой  Экономики

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»

На тему: Организация управления внешнеэкономической деятельностью в регионе (на примере Забайкальского края).

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Научный руководитель:

 

 

 

 

Чита

2010.

План

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общие положения о системе управления внешнеэкономической деятельности.…..………….......................................................................................4

2. Система управления ВЭД на региональном уровне. Общие положения..….11

3. Задачи, полномочия, функции и структура Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края………………………………………………………………………………….14

3.1. Основные полномочия  Министерства МСВЭСТ Забайкальского края.14

3.2. Структурные подразделения Министерства МСВЭСТ Забайкальского края.…………………………...…………………………………………………….15

3.3. Задачи и функции отдела международного сотрудничества…………....15

4. Управление внешнеэкономических связей администрации городского округа «Город Чита»……………………………………………………………………….18

4.1. Основные  задачи Управления ВЭС……………………………...……….19

4.2. Основные функции Управления ВЭС………....………………………….19

4.3. Структура и организация работы управления ВЭС. Права управления ВЭС………………………………………………………………………………23

5. История, структура, цели и задачи Читинской таможни………………...……24

Заключение……………………………………………….……………………......27

Список использованной литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

В состав Российской Федерации входит 83 субъекта федерации: 21 республика, 9 краев, 46 территориальных областей, одна автономная область, четыре автономных округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем это не означает, что у субъектов федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами.

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты. 
Например, в ст. 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находится координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона. 
Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".1 В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:

• координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

• формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

• получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

• выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

• координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

• информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

• осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;

• формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

• предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;

• создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;

• заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;

• содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности (МТ).

Целью данной работы является достижение целостного понимания системы управления ВЭД в Забайкальском крае.

Основная задача: Рассмотреть все уровни управления ВЭД Забайкальского края, для формирования общего представления о системе управления.

 

1. Общие положения о системе управления внешнеэкономической деятельности.

Процесс управления ВЭД  предполагает его организацию, т. е. структуру органов управления, разграничение  их полномочий, прав, обязанностей и  ответственности каждого звена  структуры управления, их соподчиненность и взаимодействие в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами государства, его высших органов. Наилучшая структура организации та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности. Знание структуры управления имеет практическое значение для участников ВЭД, так как позволяет им ориентироваться:

  • в какой орган управления следует обратиться по конкретному вопросу;
  • в каких структурах и по каким вопросам можно получить информацию;
  • какие структуры занимаются подготовкой и переподготовкой кадров;
  • какие представительства международных организаций находятся на территории региона и какую поддержку у них можно получить, и т. д.

Организация как процесс  представляет собой функцию, которая  непосредственно связана с систематической координацией в решении многих задач, стоящих перед различными хозяйствующими субъектами и структурами. Она предполагает отношения между органами управления как по вертикали, так и по горизонтали. Основная функция организационной структуры - обеспечить разграничение передачи полномочий и определить, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура (вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали (размежевание функций, вопросы совместного решения и т. д.).

Организация управления является объективно обусловленной, она определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД. Монополии внешней торговли в СССР соответствовала и определенная структура управления ВЭД, строго централизованная - с ограниченным числом органов управления на общегосударственном уровне и практически полном их отсутствии в регионах.

Новую структуру управления ВЭД обусловили следующие причины:

1. Переход к рыночной  экономике, отказ от строгой  централизации в управлении.

2. Изменение роли государства, усиление функций стимулирования экспорта и контроля за валютными отношениями.

3. Либерализация всех  сфер жизнедеятельности.

Изменения происходят по следующим направлениям:

  • изменяются принципы государственного управления: « изменяется сама структура, возникают совершенно новые органы управления ВЭД;
  • происходят изменения в содержании полномочий государственных органов управления ВЭД;
  • усиливается роль общественных объединений, меняется характер их взаимоотношений с органами государственного управления;
  • появляются и успешно функционируют представительства международных организаций;
  • используются политические методы поддержки экспорта.

Отмена монополии государства  на внешнеэкономическую деятельность, отказ от его диктата при выборе вида экспортируемой и импортируемой продукции, ее производителя и покупателя, установлении цен повлекли за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов и непосредственных участников ВЭД, сместили акценты в регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой деятельности, координирующей и контролирующей функций. В связи с этим появляются новые структуры, например.

Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - членами СНГ, Федеральная  служба по валютному и экспортному  контролю (ФС ВЭК) и ее уполномоченные на местах, новые подразделения в Федеральной таможенной службе РФ и территориальных таможенных управлениях. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики. Изменение роли государства привело также к усилению экономических методов в регулировании ВЭД - косвенных средств воздействия, основанных на стоимостных рычагах, побуждающих субъектов ВЭД действовать с учетом своих интересов. На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др. Поскольку регулирующая роль государства базируется на иных, чем в условиях командной экономики, принципах, происходит перераспределение полномочий между звеньями государственных органов управления. Серьезная организационная перестройка управления ВЭД произошла на отраслевом уровне:

  • в министерствах созданы управления и отделы ВЭД;
  • в ведение министерств переданы отраслевые внешнеторговые объединения за рубежом;
  • созданы новые организационные хозяйствующие образования.

Либерализация управления ВЭД проявилась в возникновении  ряда общественных объединений, которые  стали действительно общественными, самоуправляемыми. Это прежде всего Торгово-промышленная палата РФ и ТПП на местах, различные союзы экспортеров, ассоциации и т. д. Для работы по привлечению инвестиций в экономику при Министерстве финансов РФ создан комитет по иностранным инвестициям. Либерализация проявилась также и в том. что представительства международных организаций аккредитованы в центре и на местах.

Стремление интегрироваться  в мировую экономику, подготовка ко вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) послужили причиной образования межведомственной комиссии по ГАТТ/ВТО. Сотрудничество РФ с ЕС потребовало создать рабочую группу для решения ряда проблем по практической ВЭД, в которую вошли кроме представителей МВЭСТ также и представители Госстандарта. Госкомсанэпиднадзора и др. Расширение экспорта из РФ вызвало необходимость наделения новыми полномочиями торговых представителей РФ за границей, создания представительств Госстандарта за рубежом.

В стимулировании промышленного  экспорта особое значение имеет внешне-экономическая информация. Система информации должна финансироваться из федерального бюджета и управляться федеральным исполнительным органом.

К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеэкономической  деятельности, относятся:

  • обеспечение кредитования участников внешнеторговой деятельности;
  • обеспечение функционирования системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организация выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
  • проведение рекламных кампаний.

В соответствии с этим возникли совершенно новые структуры (уже упоминавшиеся коммерческие банки; Московский экспортно-импортный банк; страховые компании; комитет по содействию ярмарочно-выставочной деятельности в ТИП РФ и др.).

Современная структура  органов управления в РФ определяется Конституцией РФ, законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, а также Положениями о соответствующих структурах.

Информация о работе Организация управления внешнеэкономической деятельностью в регионе (на примере Забайкальского края)