Основные государственные антиинфляционные мероприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью моей курсовой работы является исследование сущности инфляции и антиинфляционной политики.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть негативное влияние инфляции на национальную экономику;
определить социальные последствия инфляции;
дать понятие основным государственным антиинфляционным мероприятиям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Негативное влияние инфляции на национальную экономику 5
1.1. Сущность инфляции и причины ее возникновения 5
1.2. Виды инфляции и механизм их действия. 9
1.3. Монетарные и немонетарные концепции инфляции……………………………………………………………………………..14

Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции. 19
2.1. Инфляция и доходы. 21
2.2. Инфляция и сбережения. 23
2.3. Инфляция и кредитные отношения. 26
2.4.Последствия инфляции. 30
Глава 3. Основные государственные антиинфляционные мероприятия 33
3.1. Виды антиинфляционной политики 33
3.2. Антиинфляционная стратегия и тактика 44
3.3. Инфляционные процессы и их перспективы в России 47
Заключение 51
Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

антиинфляционная.docx

— 97.88 Кб (Скачать файл)

Правда, в конкретных условиях происходило  некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера  можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел  невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов. Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.

Конкурентное  стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного  снижения налогов на корпорации, так  и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов  с населения).

Вместе  с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию  и снижающие ее воздействие на цены и спираль «заработная плата  — цены». Например, в США администрация  Рейгана отказалась от государственной  поддержки таких малоконкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали.

3.2. Антиинфляционная стратегия  и тактика

 

          Для успешной борьбы с инфляцией целесообразно сочетание долговременной и краткосрочной политики.

Рассмотрим  важнейшие задачи долговременной политики (антиинфляционной стратегии).

Стратегия ограничения денежной массы. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка:

, где

Mٰn – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени; Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Ре – предполагаемый темп роста цен.

Стратегическая  задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Национальная  антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов.

Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. К краткосрочным резервам роста предложения относятся: государственная поддержка повышения товарности экономики, поддержка формирования новых рынков, разумно организованная приватизация государственной собственности, массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов; краткосрочные резервы снижения текущего спроса относятся: повышение ставки процента по вкладам, повышение процента по государственным облигациям, повышение нормы процента по срочным вкладам, денежная реформа конфискационного типа, повышение курса национальной валюты.

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции  вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос –

"ликвидировать инфляцию путем  радикальных мер или адаптироваться  к ней. Эта дилемма в разных  странах  решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)".

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства ) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического

направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

3.3. Инфляционные процессы и их  перспективы в России

 

Инфляция  в России имела место в период первой мировой войны, последовавшей  за ней гражданской, в годы послевоенного  восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1947гг.). В период экономических  реформ, направленных на воссоздание  рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.). 1990 год  оказался рубежным, последним годом  умеренных темпов инфляции.

В 1991 году темпы инфляции резко возросли, годовые темпы прироста цен составили  от 3 до 5%. В 1992 году Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции. Рост цен оказался ниже запланированного 4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен, что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало еще  несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем  денег в экономике. Требование обеспечения  рублевых резервов для валютных активов  привело к увеличению продажи  валюты, что стабилизировало рубль  и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания.

Конечной  целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. Одним из первых следствий  краха, естественно, стал рост цен. Потребительские  цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38% , за октябрь на 5%. В общей  сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. За первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.

В 2000 году, с приходом к власти новой  команды правительства уровень  инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% [9].

В 2005 году темпы инфляции несколько  замедлились 10,9% по сравнению с 2004 годом  11,7% хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. В 2006 году инфляция тоже снизились как и в 2005 году и составила 9%.

Прогнозом социально-экономического развития России на 2007 год установлено, что потребительская  инфляция должна составить не более 8%.

В рамках этой стратегии  Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей  целью снизить инфляцию к 2008 году до 4 - 5,5% в соответствии с основными  параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных  условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года.

Первые  краткосрочные прогнозы российской экономики на 2007 год показывают сохранение инерционных тенденций 2006 года. Именно такой вывод краткосрочных прогнозов  социально-экономических показателей  России, недавно проведенных и  опубликованных Институтом экономики  переходного периода (ИЭПП). И все  же большинство исследователей сходятся во мнении, что инерционный потенциал  российской экономики и финансов достаточно силен: наступление кризисных  явлений прогнозируется не раньше 2009-2010 годов.

Итак, согласно расчетам ИЭПП, среднемесячный прирост индекса потребительских  цен в первом полугодии 2007 года составит 1%. Таким образом, прогнозируемый прирост  ИПЦ за первое полугодие 2007 года достигнет 6%. Прирост цен производителей промышленных товаров за указанный период будет  в среднем на уровне 1,2%  в месяц, а за полугодие прирост составит 7,2%. Очевидно, уже сейчас требует  от правительства и Банка России значительных дополнительных усилий для сдерживания роста цен. Тем более что в первом полугодии 2007 года рост стоимости минимального набора продуктов питания по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года будет заметно выше ИПЦ.

При средней прогнозируемой стоимости  минимального набора продуктов питания  около 1632 рублей годовой прирост  стоимости минимального набора продуктов  питания составит 9,9% по сравнению  с уровнем соответствующего периода  прошлого года. Этот показатель, пожалуй, самый тревожный из всех, поскольку  отражает почти 10%-ный рост стоимости  жизни для мало- и среднеобеспеченных слоев населения. А ведь именно на их расширение спроса сейчас рассчитывают как импортеры, так и отечественные производители товаров длительного пользования; на них направлены ипотечные и потребительские кредитные программы банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в заключении следует отметить, что рост денежной массы вызывает инфляционные процессы.

В настоящий момент под инфляцией  принято понимать процесс обесценения  денег, проявляющийся в форме  роста цен на товары и услуги, который не обусловлен повышением их качества.

Различают несколько форм и видов проявления инфляции: административная - инфляция, порожденная «административно»  управляемыми ценами; галопирующая - инфляция в виде скачкообразного роста  цен; гиперинфляция - инфляция с очень  высоким темпом роста цен; инфляция издержек, проявляющаяся в росте  цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию; импортируемая - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен.

Под монетарной инфляцией следует понимать состояние превышения совокупной денежной массы над текущими производственными  возможностями хозяйственной системы  страны, возникшее в результате неконтролируемой эмиссии, что приводит к росту  общего уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты потребления, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые. Инфляция немонетарного характера заключается в нарушении производственных механизмов или принципов свободной конкуренции.

Инфляция  возникает в тех случаях, когда  денежное предложение начинает превышать  денежный спрос. Цены повышаются до тех  пор, пока не восстанавливается соответствующий  баланс между спросом и предложением.

Итак, причиной возникновения инфляции является чрезмерное увеличение денежной массы, которое чаще всего возникает  вследствие дефицита государственного бюджета или кредитования коммерческих банков из фондов Центрального банка. Рост денежной массы в свою очередь влечет за собой рост цен, который происходит примерно пропорционально увеличению денежной эмиссии. И этот рост цен чреват разными последствиями для разных групп населения в зависимости от размеров их денежных ресурсов.

Кроме того, что инфляция является своего рода скрытым и зачастую произвольным налогом, она характеризуется и  другими серьезными издержками. При  высокой инфляции люди стараются  сократить то количество денег в  рублях относительно объема своих расходов, которое они имели бы в своем  распоряжении в обычных условиях.

Информация о работе Основные государственные антиинфляционные мероприятия