Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных институтов рыночной и командной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы институтов рыночной и командной экономики;
- провести анализ рыночной и командной экономики;
- выявить пути решения проблем в рыночной экономике и последствия реформирования командной экономики.
Введение 4
1 Теоретические основы институтов рыночной и командной экономики 6
2 Анализ командной и рыночной экономики 15
3 Пути решения проблем в рыночной экономике и последствия реформирования командной экономики. 26
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 40
Содержание
Актуальность
данной темы заключается в том, что
современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
При административно-командной системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но оно касается также социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.
Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, либо действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования. Важным моментом также является изучение зарубежного опыта.
Целью данной работы является изучение основных институтов рыночной и командной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы институтов рыночной и командной экономики;
- провести анализ
рыночной и командной
- выявить пути решения проблем в рыночной экономике и последствия реформирования командной экономики.
Предмет исследования – институты рыночной и командной экономики.
Характерными чертами командной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
Материальная
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.
Партийно-государственная
элита занимала привилегированное
положение при распределении пр
Нежизнеспособность этой
системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и
Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.
При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль над исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.
Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду. [13,C.202]
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов, нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.
В условиях командной системы, так называемый, хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:
В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.
Рыночная экономика, (система частного предпринимательства, или капитализм) – это экономика, основанная на принципах:
– свободы предпринимательства и выбора;
– личного интереса как главного мотива поведения;
– частной собственности на средства производства;
– рыночного ценообразования;
– договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
– конкуренции;
– ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.[8,C.40]
Кроме того, важным определением рыночной экономики является понимание рыночной экономики как экономической системы, направляемой и регулируемой механизмом стихийных рыночных операций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов. Проще говоря, рыночная экономика эффективно работает при определённых установленных правилах игры и при нормальной работе институтов, устанавливающих эти правила и следящих за их исполнением.
Важно понимать, что участники рынка – предприниматели, организации и простые обыватели, не вполне свободны в своей хозяйственной деятельности, так как государство в лице законодательной и судебной власти ограничивает возможность появления «дикого рынка» , также существенные ограничения на свободное волеизъявление экономических субъектов налагает исполнительная власть, применяя различные инструменты для регулирования рынка, такие как налоги, пошлины и сборы. Сами рыночные трансакции осуществляются участниками рынка исключительно по их собственной воле и в их интересах, в этом и заключается принцип свободного предпринимательства.
Свободное предпринимательство – это возможность экономических субъектов приобретать средства производства, организовывать на основе этих средств производство тех или иных товаров или услуг, продавать эти товары или услуги на рынках по собственному выбору. Важно то, что никакие ограничения, вводимые государством, теоретически не могут запретить предпринимателю заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности, эти ограничения могут лишь снизить привлекательность той или иной отрасли. В тоже время никто не вправе силой заставить предпринимателя заниматься тем или иным видом деятельности, если он не пользуется спросом на рынке и не приносит ему прибыли. Получение прибыли – вот функция предпринимательства, это основная движущая сила рыночной экономики.
Свобода выбора означает, что предприниматели вольны в своих решениях, как и в какой области, использовать свои ресурсы, также люди, работающие по найму вольны в выборе работы какой они могли и хотели бы заняться, и наконец, потребители товаров и услуг, вольны в своих решениях приобретать или нет товары и услуги, предлагаемые на рынках.
Главным стимулом и основной движущей силой рыночной экономики является личный интерес участников рынка. Каждый участник рыночного механизма преследует свою собственную субъективную цель, предприниматель стремится увеличить эффективность предприятия и соответственно, увеличить прибыль. Наёмный работник стремится повысить стоимость своего труда, а покупатель кровно заинтересован в приобретении произведённых товаров по максимально низкой цене. Роль личного интереса важна в системе рыночной экономики, он позволяет экономике функционировать и действовать по понятным мотивам, так как личный интерес формирует образ действий, характерный для любого экономического субъекта. Личный интерес является важнейшим стимулом к хозяйственной и трудовой деятельности, именно стремление улучшить свою жизнь заставляет человека работать лучше, зарабатывать больше. Опыт предыдущих веков лишь убеждает нас, что хозяйственные системы, в которых большинство экономических субъектов не имели личного интереса в повышении производительности труда и максимизации прибыли (рабовладельческие государства, Россия в период крепостничества) развивались в экономическом отношении гораздо медленнее, чем могли бы.
Другим важнейшим стимулом, а точнее даже обязательным условием существования рыночной экономики является частная собственность. В модели чистой рыночной экономики капитал – средства производства, земли, материальные и денежные ресурсы, научные разработки должны принадлежать конкретным лицам (или группам лиц) а не государству. Именно частные лица должны решать, использовать ли эти ресурсы, как их использовать и зачем. Именно частная собственность в сочетании со свободой предпринимательства является главным механизмом функционирования рыночной экономики. Право частной собственности – фундаментальное понятие рыночной экономики, частная собственность поощряет развитие производства и стимулирует инвестирование. Частный собственник никогда не будет в полной мере использовать свои ресурсы и возможности, если его право частной собственности не гарантированно.
Информация о работе Основные институты рыночной и командной экономики