Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
- Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
- Рассмотреть особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Предмет исследования: основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Кейнсианская и монетаристская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне: сущность и основные положения. Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения меду кейнсианцами и монетаристами.
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели...................6
1.2 Методы денежно-кредитной политики..........................................................9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики................................................10
1.4 Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между кейнсианцами и монетаристами...........................................................................16
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике.
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь …………...............................................................................................22
2.2 Целевые ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г...........................................23
Заключение…………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Основные концеции регулирования денеэно-кредитных отношений на макроуровне.docx

— 185.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической  теории и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Макроэкономика”

на тему: “ Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне ”

 

 

 

 

  Студент  87 эи группы                             

     Боев Иван Владимирович

     Шифр №1123153    

 

     Руководитель

     курсовой работы

     Липницкая Валентина Владимировна

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы: “: Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне”

Стр. 31, табл. 3, ил. 3, библиогр. — назв. 16

Ключевые слова: денежно-кредитная  политика (монетарная политика),   Центральный Банк, денежная масса, процентная ставка (ставка рефинансирования), коммерческие банки, инфляция, уровень безработицы, банковская система, экономическая стабильность, слова: концепции регулирования денежно-кредитных отношений, монетаризм, кейнсианство

Объект исследования: денежно-кредитная  политика, ее развитие и проведение в Республике Беларусь.


 

   В работе проведен анализ монетаризма и кейнсианства как основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений, исследованы особенности регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

 

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

 

                                  _______________

(Подпись) 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………4

1.Кейнсианская  и монетаристская концепции регулирования  денежно-кредитных отношений на  макроуровне: сущность и основные  положения. Сходство взглядов  и мнений и принципиальные  расхождения меду кейнсианцами и монетаристами.

1.1 Денежно-кредитная политика государства,  ее основные цели...................6

1.2 Методы денежно-кредитной политики..........................................................9

1.3 Инструменты денежно-кредитной политики................................................10

1.4 Сходство взглядов и мнений  и принципиальные расхождения  между кейнсианцами и монетаристами...........................................................................16

2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике.

2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь   …………...............................................................................................22

2.2 Целевые ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г...........................................23 

Заключение…………………………………………………………...................29

Список использованной литературы………………….......................................31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  в рамках смешанной экономики  является формирование         чёткого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная  (монетарная) политика государства является очень демократичным инструментом  воздействия на смешанную экономику, не нарушающим суверенитет большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост –  таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это  происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Центральный  банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы  страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах центральные банки разрабатывают и осуществляют монетарную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков. Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая  деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального  дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежная  система – организация денежного  обращения в стране, регулируемая государственными законами. В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически.

Продуманное и поступательное регулирование  денежно-кредитных отношений, рациональное и гармоничное сочетание всех составляющих денежной системы страны обеспечивает общий экономический  рост, стабильный уровень цен, повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель данной курсовой работы: изучить  основные концепции регулирования  денежно-кредитных отношений на макроуровне и проанализировать особенности регулирований денежно-кредитных  отношений в Республике Беларусь на современном этапе.

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:

-   Рассмотреть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;

- Выделить  общее и частное в кейнсианской  и монетаристкой концепциях денежно-кредитных  отношений на макроуровне;

- Рассмотреть особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.

Предмет исследования: основные концепции регулирования  денежно-кредитных отношений на макроуровне.

Объект  исследования: национальная экономика  Республики Беларусь.

Метод исследования: теоретический анализ литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МАКРОУРОВНЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СХОДСТВО ВЗГЛЯДОВ И МНЕНИЙ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ КЕЙНСИАНЦАМИ И МОНЕТАРИСТАМИ

    1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели

Деньги  существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в  инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе  страны, которая  включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а  также совокупность кредитных институтов, способных  мобилизовать временно свободные  денежные средства, превратить их в  кредиты, и, в конечном счете –  в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.  Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль  за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.

А вот сфера деятельности частных  банков – это широкий спектр финансово-кредитных  операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и  т.п. Наличие в рыночной экономике  коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение  денег в период инфляции,  так  как им это выгодно, и сокращают  в период депрессии, способствуя  тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит  к колебаниям деловой активности. Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается комплекс мер  направленных на поддержание стабильного  развития экономики через регулирование  кредитного обращения и денежного  рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы [7, c. 243-244].

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.

Обсуждая направления денежно-кредитной  политики, многие экономисты и представители  центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть  ее основных целей:

  1. Высокий уровень занятости;
  2. Экономический рост;
  3. Стабильность цен;
  4. Стабильность процентной ставки;
  5. Стабильность на финансовых рынках;
  6. Стабильность валютного рынка.

 

Высокий уровень занятости

Высокий уровень занятости – это достойная  цель, так как высокий уровень  безработицы вызывает усиление нищеты и при высокой безработице  в экономике много не только незанятых  рабочих, но и незадействованных  ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого  оборудования), результатом чего служит снижение ВВП.

Желательность высокого уровня занятости  вполне очевидна. Может казаться, что  полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица  равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна  экономике. Скажем, рабочий, решивший найти  лучшую работу, может оказаться безработным  на время ее поиска.

Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а  к некоторому ее уровню выше нуля, который  соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство  спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем  безработицы.

Экономический рост

Нацеленность  на постоянный экономический рост тесно  связана с задачей поддержания  высокого уровня занятости, поскольку  при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический  рост. И наоборот, если уровень безработицы  высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать  в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная  политика может быть специально ориентирована  на поддержание экономического роста  путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.

Стабильность  цен

Стабильность  цен — одна из основных целей макроэкономической политики, заключающаяся в достижении такого низкого уровня инфляции, который бы ни оказывал серьезного воздействия на принятие экономических решений.

Экономисты  стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен  как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.

Стабильность  процентной ставки

Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания  тоже могут  порождать неопределенность в экономике  и осложнять планирование будущего.

Стабильность  на финансовых рынках

Один из способов обеспечения стабильности – это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью  процентной ставки, поскольку ее колебания  создают неопределенность для финансовых учреждений.

Стабильность  на валютном рынке

Стабилизация  резких колебаний курса национальной валюты на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной  политики.

Исходя из всех этих объяснений, можно  сделать вывод о том, что все  цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении  каждой из них.

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне