Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:14, курсовая работа
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
- Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
- Рассмотреть особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Предмет исследования: основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне.
Введение…………………………………………………………………………4
1.Кейнсианская и монетаристская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне: сущность и основные положения. Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения меду кейнсианцами и монетаристами.
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели...................6
1.2 Методы денежно-кредитной политики..........................................................9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики................................................10
1.4 Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между кейнсианцами и монетаристами...........................................................................16
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике.
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь …………...............................................................................................22
2.2 Целевые ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г...........................................23
Заключение…………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В
последние полтора-два
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а, следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. [12]
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия—заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также
Центральный Банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны
поддерживать на необходимом уровне.
К ним относятся нормативы
достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального
При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
Кроме четырех основных
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие.
Таким образом, к инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. [6]
Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.
На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.
Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами – “неоклассического возрождения”, “кейнсианской контрреволюции”, “монетарной революции” – противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.
У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:
1.
Методологической основой
2.
Главное место в их
3.
В обеих моделях деньги
4.
В качестве основных целей
государственной политики
Принципиальные
расхождения между
1.
Оценка рыночной системы и
отношение к государственному
вмешательству в экономику. С
кейнсианской точки зрения
Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.
2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях.
В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:
ВНП = С + Ig + G + Xn (1.1)
где С – потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметы текущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительские расходы на услуги;
Ig – валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционные расходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятся также затраты домашних хозяйств на строительство жилья;
G – государственные закупки товаров и услуг. Данная группа расходов включает все государственные расходы: федеральные и местные на конечную продукцию предприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства. Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобные расходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственных доходов определенным семьям и индивидам.
Хn – чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом. Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услуги данной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.
Основополагающим уравнением монетаристов является уравнение обмена:
МV = PQ (1.2)
Где:
М - предложение денег;
V - скорость
обращения денег или среднее
количество сделок, которое обслуживает
одна денежная единица в
Р – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства товаров и услуг;
Q - физический объем произведенных товаров и услуг.
Название “уравнение обмена” объясняется тем, что его левая часть (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.
По мнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) – это предложение денег умноженное на скорость их обращения.
3.
Методы проведения денежно-
Согласно кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политики определяется тем какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.
Политика
дорогих денег имеет в качестве
основной цели ограничение совокупного
спроса и снижение уровня инфляции.
Это достигается среди прочих
мер, прежде всего, повышением учетной
ставки. Политика дорогих денег понижает
доступность кредита и
Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.
По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.
На проведение внутренней денежно-кредитной политики сильное влияние оказывает открытость экономики и усложняющиеся международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.
Влияние
политики дорогих денег на совокупный
спрос усиливается сужением чистого
экспорта. Аналогичным образом политика
дешевых денег усиливается
По мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.
Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне