Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
- Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
- Рассмотреть особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Предмет исследования: основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Кейнсианская и монетаристская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне: сущность и основные положения. Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения меду кейнсианцами и монетаристами.
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели...................6
1.2 Методы денежно-кредитной политики..........................................................9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики................................................10
1.4 Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между кейнсианцами и монетаристами...........................................................................16
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике.
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь …………...............................................................................................22
2.2 Целевые ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г...........................................23
Заключение…………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Основные концеции регулирования денеэно-кредитных отношений на макроуровне.docx

— 185.70 Кб (Скачать файл)

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.

Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а,  следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот  инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. [12]

 

 

      1. Ограничение кредитования

 

     Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия—заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

   Кроме четырех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если  государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие.

Таким образом, к инструментам денежно-кредитной  политики относятся, в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных  ограничений. [6]

 

 

 

    1. Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между кейнсианцами и монетаристами

 

Наиболее  существенное влияние на становление  и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два  течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.

На  протяжении уже более трех десятилетий  монетаризм занимает ведущее место  среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.

Хотя  критика кейнсианства со стороны  монетаристов шла под лозунгами – “неоклассического возрождения”, “кейнсианской контрреволюции”, “монетарной революции” – противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:

1. Методологической основой обеих  концепций является теория общего  равновесного анализа;

2. Главное место в их исследованиях  макроэкономических явлений отводится  совокупному спросу;

3. В обеих моделях деньги воздействуют  на чистый национальный продукт  (ЧНП) в одинаковом направлении  – расширение денежного предложения  увеличивает ЧНП, и наоборот;

4. В качестве основных целей  государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей [3, c. 123-125].

Принципиальные  расхождения между представителями  этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций:

1. Оценка рыночной системы и  отношение к государственному  вмешательству в экономику. С  кейнсианской точки зрения рыночная  система по своей природе неустойчива,  она лишена механизма, обеспечивающего  экономическое равновесие. Более  того, стабильность противоречит  самой природе рыночных отношений:  колебания и даже резкие, внезапные  спады являются неотъемлемыми  чертами рынка. Для многих рынков  характерна несовершенная конкуренция.  Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.

Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.

2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях.

В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой  валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:

 

ВНП = С + Ig + G + Xn (1.1)

 

где С – потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметы текущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительские расходы на услуги;

Ig – валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционные расходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятся также затраты домашних хозяйств на строительство жилья;

G – государственные  закупки товаров и услуг.  Данная группа расходов включает все государственные расходы: федеральные и местные на конечную продукцию предприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства. Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобные расходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственных доходов определенным семьям и индивидам.

Хn – чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом. Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услуги данной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.

Основополагающим  уравнением монетаристов является уравнение обмена:

 

МV = PQ   (1.2)

 

Где:

  М - предложение денег;

V - скорость  обращения денег или среднее  количество сделок, которое обслуживает  одна денежная единица в течение  одного года, ее величину монетаристы считают постоянной;

Р – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства товаров и услуг;

Q - физический  объем произведенных товаров  и услуг.

Название  “уравнение обмена” объясняется  тем, что его левая часть (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных  благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.

По  мнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) – это предложение денег умноженное на скорость их обращения.

3. Методы проведения денежно-кредитной  политики в рамках общей экономической  политики. В кейнсианской концепции  государственного регулирования  экономики денежно-кредитная политика  занимает второе место. Главная  роль в создании совокупного  эффективного спроса отводится  налогово-бюджетной политике. Деньги  в кейнсианском уравнении присутствуют  постольку, поскольку каждый компонент  совокупного спроса имеет денежное  выражение. Изменение в предложении  денег, по мнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепь причинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег.

Согласно  кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной  политики определяется тем какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.

Политика  дорогих денег имеет в качестве основной цели ограничение совокупного  спроса и снижение уровня инфляции. Это достигается среди прочих мер, прежде всего, повышением учетной  ставки. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает  его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.

Политика  дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной  ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает  предложение денег, увеличивает  спрос на инвестиции, растет занятость  населения, растут доходы населения, увеличивается  совокупный спрос.

По  мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.

На  проведение внутренней денежно-кредитной  политики сильное влияние оказывает  открытость экономики и усложняющиеся  международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.

Влияние политики дорогих денег на совокупный спрос усиливается сужением чистого  экспорта. Аналогичным образом политика дешевых денег усиливается сопутствующим  расширением чистого экспорта, которое  в свою очередь, ускоряется повышением учетной ставки внутри страны. Таким  образом, при определенных обстоятельствах  возникает альтернатива – проводить  денежно-кредитную политику в целях  экономической стабилизации в стране или же для устранения дисбаланса в международных экономических  сделках.

По  мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне