Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
- Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
- Рассмотреть особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Предмет исследования: основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Кейнсианская и монетаристская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне: сущность и основные положения. Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения меду кейнсианцами и монетаристами.
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели...................6
1.2 Методы денежно-кредитной политики..........................................................9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики................................................10
1.4 Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между кейнсианцами и монетаристами...........................................................................16
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике.
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь …………...............................................................................................22
2.2 Целевые ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г...........................................23
Заключение…………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Основные концеции регулирования денеэно-кредитных отношений на макроуровне.docx

— 185.70 Кб (Скачать файл)

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

Они предлагают отличную от кейнсианской модель причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем  экономической активности. Так как  скорость обращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса (номинального ВНП = РQ).

Монетаристы выступили с резкой критикой кейнсианских методов прямого воздействия государства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредством манипуляций с расходами и налогами. Представители монетаризма отрицают эффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов и стабилизации экономики.

С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег – вредна и бессмысленна. Конфликт макроэкономических целей не поддается разрешению путем использования мер денежно-кредитной и бюджетной политики.

Главная причина макроэкономической неустойчивости, как утверждают монетаристы, лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства нехарактерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

Проведение  эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:

1. Отказ от произвольных изменений  в налоговой или денежно-кредитной  политике ради поставленных экономико-политических  целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно  изученная система, поэтому государственное  вмешательство, направленное на  устранение различных кризисных  явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;

2. Отказ от бюджетной политики  в кейнсианском понимании (как  инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;

3. Главным инструментом по поддержанию  долгосрочной стабильности должна  стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения  в соответствии с монетарным  правилом. Монетарное правило означает  ежегодное расширение денежного  предложения в том же темпе,  что и ежегодный темп роста  реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);

4. Законодательное установление монетарного  правила с учетом многолетних  тенденций в динамике ключевых  экономических показателей.

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

Таким образом, денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Основными целями денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка.

Современная макроэкономическая теория включает в  себя несколько конкурирующих между  собой концепций, пытающихся объяснить  механизм функционирования рыночной системы  и дать рекомендации по управлению национальной экономикой в сфере  денежно-кредитных отношений. Наиболее существенное влияние на становление  и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два  течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам: методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа, главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу, в обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП и, наоборот, в качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Принципиальные  расхождения между представителями  этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций: оценка рыночной системы  и отношение к государственному вмешательству в экономику, аналитическая  основа, методы проведения денежно-кредитной  политики в рамках общей экономической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь  

Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются  показатели, которые необходимо достичь  экономике в определенные этапы  времени, в частности, развитие рынка  капиталов, развитие банковской и платежной  систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики  на деньги и т.д. (см. Рис 2.1). Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

   Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  являются Основные направления  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь, ежегодно утверждаемые  Президентом Республики Беларусь  по представлению Национального  банка и Правительства Республики  Беларусь.

   Основные направления увязываются  с макроэкономической государственной  политикой: прогнозом социально-экономического  развития страны на очередной  период, бюджетно-налоговой политикой  (государственным бюджетом страны  на очередной период), с внешнеэкономической  политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях Национальный Банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками. [33]

    Основная задача монетарной политики Беларуси заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса. [6]

Рис 2.1 Основные показатели деятельности Национального Банка  и банков на 2011 год

При осуществлении денежно-кредитной политики в Беларуси особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь [6]:

  • повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
  • оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
  • расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

2.2 Целевые  ориентиры и выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011г. 


    Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

    Направления реализации этих задач предусматривают:

  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;
  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
  • в результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 – 8 процентов к концу пятилетия (следует заметить, что в течение ноября - декабря 2011 года ставка рефинансирования находилась на уровне 40%, а с 12 декабря 2011 года она закрепилась на уровне 45%). [14]

Денежно-кредитная  политика в 2011 году проводилась в  очень непростых экономических  условиях. Нарастание внешнеторгового  дефицита при ограниченных поступлениях внешнего финансирования обусловило превышение спроса на валюту над предложением, для компенсации которого Национальный банк в начале года был вынужден тратить золотовалютные резервы. С  целью их сохранения на уровне, обеспечивающем выполнение внешних обязательств государства, Национальный банк в марте прекратил  проведение валютных интервенций. В  результате в экономике сформировалась множественность обменных курсов, отмечалось ослабление теневого курса и развитие инфляционных процессов. С конца марта наблюдался отток срочных рублевых и валютных депозитов населения из банков.

   В данных условиях денежно-кредитная политика в составе единой государственной экономической политики была направлена на преодоление сложившихся дисбалансов в экономике, выход на единый курс белорусского рубля и обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

Для этого Национальный банк ужесточил  денежно-кредитную политику. С 1 июня полностью прекращено эмиссионное  кредитование госпрограмм. Кроме этого, повышен уровень процентных ставок, обеспечено увеличение международных  резервов, принят ряд других мер.

Реализованные Национальным банком и  Правительством меры позволили переломить негативные тенденции, имевшие место  в начале года, и обеспечить корректировку  внешнеэкономических диспропорций. Рекордного уровня достиг экспорт товаров  и услуг, а темпы роста импорта  снизились. Положительные тенденции  стали наблюдаться и в динамике поступлений валютной выручки.

С середины июня удалось  стабилизировать и обеспечить приток срочных рублевых депозитов населения  в банках. С 15 июня по 15 октября 2011 г. их объем вырос на 22,5 процента, или  на 1,5 трлн. рублей.

В настоящее время устойчивость обменного курса белорусского рубля  фактически будет поддерживаться за счет жесткой денежно-кредитной  и процентной политики Национального Банка. При этом осуществляется переход к режиму управляемого плавания. Обменный курс формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка. Валютные интервенции проводятся только в целях сглаживания резких краткосрочных курсовых колебаний. В таблице 2.1 приведены сведения о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2011 год.

 

Период

Средневзвешенный  курс белорусского рубля 
по отношению к:

евро

российскому рублю

украинской гривне

доллару США

Январь

4 042.69

100.77

366.20

3 030.73

Февраль

4 151.52

103.75

368.87

3 039.85

январь–февраль

4 085.81

102.37

367.48

3 034.93

Март

4 265.26

107.97

384.26

3 059.34

1 квартал

4 135.10

104.51

376.48

3 043.13

Апрель

4 723.03

124.57

454.04

3 241.44

январь–апрель

4 275.85

109.38

433.04

3 093.51

Май

6 672.23

165.46

535.23

4 506.05

январь–май

4 580.01

120.58

472.76

3 262.00

Июнь

6 701.39

179.36

630.55

5 014.44

2 квартал

5 772.58

157.03

501.25

4 078.35

I полугодие

4 795.81

130.66

481.78

3 484.65

Июль

7 157.93

179.57

627.61

5 001.35

январь–июль

5 034.27

137.88

487.57

3 672.49

Август

7 171.96

176.73

630.85

5 039.52

январь–август

5 267.47

142.78

492.01

3 858.61

Сентябрь

7 748.96

200.02

831.11

5 642.01

3 квартал

7 469.80

185.31

713.77

5 298.70

январь–сентябрь

5 709.74

149.10

508.20

4 150.19

Октябрь

10 000.34

248.02

998.42

6 970.44

январь–октябрь

6 150.70

157.11

536.44

4 508.74

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне