Основные методы прогнозирования и в процессе стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.
Задачи:
- изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»;
-указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия;
- рассмотреть каждый этап построения стратегического плана;

Содержание

Введение 2
1.1 Прогнозирование и его методы. 3
1.2 Стратегическое планирование: сущность и функции. 8
Глава 2. Процесс стратегического планирования. 13
2.1 Стратегическое планирование, как процесс 13
2.2 Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов,
выбор, реализация и оценка стратегии 17
Заключение 26
Список используемой литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Основные методы прогнозирования в процессе стратегического планирования.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем  любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Термин «стратегическое  планирование», как и термин «стратегическое  управление», широко вошел в практику западного менеджмента организации  в 60-е годы XX века. В 70-х годах был период некоторого охлаждения, но в 90-е годы последовало возрождение методов и подходов стратегического управления. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.

Задачи:

- изучить, что  входит в понятие «стратегическое планирование»;

-указать важнейшие  направления планирования деятельности  предприятия;

- рассмотреть  каждый этап построения стратегического  плана; 
Глава 1. Прогнозирование и стратегическое планирование.

1.1 Прогнозирование  и его методы.

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой формах суждения о возможном состоянии предприятия (социальной системы) и его среды в будущем периоде.

Основные отличия прогноза от плана:

  1. прогноз составляется с большей долей неопределённостей или случайностей
  2. с помощью прогноза определяется возможное состояние внешней среды, вероятность достижения поставленных целей, перечень пути их достижения
  3. на микроэкономическом уровне предметом прогноза может быть уровень цен, стоимость рабочей силы, объём продукции и доли рынка, прибыли и рентабельности, основных конкурентов, требуемых капитальных вложений
  4. при составлении прогноза используются более общие межотраслевые расчётные или экспертные нормы
  5. прогноз в большей мере носит информационно-консультативный характер, принятие решения при этом не обязательно.

В зависимости от степени  однородности вся совокупность методов  прогнозирования может быть представлена двумя группами:

1. простые методы объединяют  однородные по содержанию и исследуемым инструментам методы прогнозирования: экстраполяции тенденций, морфологический анализ

2. комплексные отражают  совокупность комбинаций методов,  чаще всего реализуемых специальными  прогнозирующими системами: метод  прогнозного графа, метод паттерн.

В зависимости от характера  информации, на базе которой составляется прогноз, все методы прогнозирования  делятся 3 класса:

1. фактографические базируются  на информации о прошлом и  настоящем развитии объекта прогнозирования

2. экспертные (интуитивные) методы, основанные на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщение их мнения о развитии, поведении объекта в будущем

3. комбинированный включает метод со смешенной информационной основой, в которой в качестве первичной информации, на ряду с экспертными методами, используются и фактографические.

В свою очередь каждый из перечисленных классов подразделяется на группы и подгруппы.

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Классификация методов прогнозирования 

Из всех представленных методов я рассмотрела Метод Дэльфи.

Дельфи представляет собой такой метод экспертных оценок, при котором эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя  свои ответы на бумаге. Кроме экспертов  в Дельфи участвует специальная организационная группа, занимающаяся разработкой опросников, обработкой получаемых ответов, а также обеспечением экспертов необходимой информацией.

Первый этап Дельфи заключается  в разработке опросника — эксперты высказывают свои соображения по поводу того, какие конкретно вопросы необходимо обсудить и как их сформулировать, запрашивают необходимую информацию, а также предоставляют имеющиеся у них самих сведения, которые было бы целесообразно использовать при обсуждении. Организационная группа анализирует и суммирует все предложения, составляет первый опросник и рассылает каждому эксперту. Вместе с опросником распространяется и информация, как имеющаяся в наличии у организационной группы, так и предоставленная экспертами. На последний момент следует обратить особое внимание — ведь таким способом осуществляется информационный обмен, что достаточно важно. Например, если в экспертизе участвуют столичные аналитики и представители региональных аналитических структур, то первые получат информацию из “первых рук”, не посещая области, республики и края, а вторые смогут ознакомиться с видением проблемной ситуации из федерального центра.1

Формирование опросника  является достаточно важной частью Дельфи — он должен быть составлен таким  образом, чтобы были учтены все аспекты решаемой проблемы.

Затем начинает действовать  принцип обратной связи, который  в данном случае следует понимать несколько в ином ключе, чем в  схеме         Д. Истона — эксперты возвращают опросники с готовыми ответами, отражающими их соображения по поводу возможных способов решения проблемы. Они также могут вносить предложения по изменению опросника: включению новых вопросов и исключению на их взгляд ненужных. Эксперты могут запросить дополнительные данные об объекте исследования. После этого в работу вновь вступает организационная группа — начинается второй этап. Организационная группа составляет второй вариант опросника, принципиально отличающийся от первого. Во-первых, исключаются все двусмысленные и не относящиеся к проблемной ситуации вопросы. Во-вторых, на основании мнений экспертов в опросник могут включаться новые вопросы, выпавшие из поля зрения при составлении первого варианта. В-третьих, и это является наиболее важным, в новый опросник включаются мнения всех участвующих в Дельфи экспертов, высказанные ими на первом этапе. При этом ни одного из экспертов нельзя проигнорировать — респонденты должны быть уверены в том, что каждый эксперт имеет равнозначное мнение и никому заранее не отдается предпочтения.

На следующем этапе  экспертам предстоит высказать свое отношение к предложенным коллегами вариантам решения проблемы. Здесь лучше использовать специальные шкалы, что поможет организационной группе правильнее обработать опросники, точнее выявить предложения, которые эксперты сочли наилучшими, и отбросить идеи, не нашедшие у большинства из них одобрения. X. Линстон и М. Турофф рекомендуют четыре критерия оценок, для каждого из которых существуют приблизительные варианты оценок. При этом каждый эксперт, реагируя на предложенные коллегами варианты решения проблемы, должен обосновать, почему он оценил предложенные идеи именно так, выделить сильные и слабые стороны каждого предложения и высказать свое мнение, что конкретно в оцениваемом предложении стоит использовать в окончательном варианте решения, а от чего следует отказаться.2

1.2 Стратегическое  планирование: сущность и функции.

 В условиях рынка  организация сталкивается с множеством  непредсказуемых факторов, что вызывает  необходимость отказа от жесткой  системы планирования и перехода  к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Процесс планирования проходит четыре взаимосвязанных этапа:

1)  разработка общих  целей;

2) определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период  времени (2,5,10 лет);

3) определение путей  и средств их достижения;

4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование необходимо для достижения  фирмой  следующих целей:

- повышение контролируемой доли рынка.

- предвидение требований потребителя.

- выпуск продукции более высокого качества.

- обеспечение согласованных сроков поставок.

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции.

- поддержание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются  каждой  фирмой  самостоятельно в зависимости от деятельности,  которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1) планирование роста прибыли.

2) планирование издержек предприятия,  и их уменьшение.

3) увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4) улучшение социальной политики фирмы.

 Планирование всегда  ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.3

Стратегическое планирование является инструментом с помощью  которого определяются основные направления  развития хозяйственных субъектов, а именно: обеспечение нововведений и изменений на предприятии (развитие новых товаров, работ, услуг); формирование системы целей функционирования предприятия; объединяющая усилия всего коллектива предприятия по достижению целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Цели стратегического  планирования:

  1. утвердить организационную структуру по стратегическому планированию: выбор перспективы предприятия, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.
  2. Определить благоприятные и угрожающие внешние факторы, которые будут влиять на деятельность предприятия. Анализ внешней среды помогает получить результат, который может повлиять на принятие решения в области выбора целей, а так же на всю деятельность предприятия в перспективе. Он даёт предприятию время для прогнозирования возможностей; составления плана на случай непредвиденных обстоятельств; разработку системы ранних предупреждений на случай возможных угроз, стратегии, которые могут превращать прежние угрозы в любые выгодные возможности. Он предполагает использование двух её компонентов:
    1. анализ макроэкономики – состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, уровень развития НТП (научно-технического прогресса), инфраструктура, международное положение.
    2. непосредственное окружение анализируется по следующим компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации.

Итогом данного анализа  является определение того, насколько  можно поднять результаты предприятия, улучшить конкретную стратегию в  видах своей деятельности, подготовить набросок плана для оценки сильных и слабых сторон предприятия.

  1. утверждается основная линия развития, ориентируясь на которую можно проверять различные стратегии.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Функции стратегического  планирования:

  1. Задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
  2. Обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами фирмы.
  3. Стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  4. Заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
  5. Определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
  6. Создает основу для распределения ресурсов.
  7. Показывает важность применения процедур оценки деятельности.

Информация о работе Основные методы прогнозирования и в процессе стратегического планирования