Основные методы прогнозирования и в процессе стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.
Задачи:
- изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»;
-указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия;
- рассмотреть каждый этап построения стратегического плана;

Содержание

Введение 2
1.1 Прогнозирование и его методы. 3
1.2 Стратегическое планирование: сущность и функции. 8
Глава 2. Процесс стратегического планирования. 13
2.1 Стратегическое планирование, как процесс 13
2.2 Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов,
выбор, реализация и оценка стратегии 17
Заключение 26
Список используемой литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Основные методы прогнозирования в процессе стратегического планирования.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Функции стратегического  планирования можно представить  так же в следующем виде:


 



 


 

 

 

 

Рисунок 1.2  - Функциональная структура стратегического планирования

 

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование  распределение ресурсов, таких как  материальные, финансовые, трудовые, информационные  ресурсы и т.д. 

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление организации к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования.

3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (организаций, предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом.

4. Организационные изменения.  Эта деятельность предусматривает  формирование организации, которая  обеспечивает слаженную работу  персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования.

В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований в организации: перераспределение  функций управления, полномочий и  ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция организации на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

 

Глава 2. Процесс стратегического планирования.

2.1 Стратегическое  планирование, как процесс

Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких  как фонды, управленческие таланты,  технологический опыт;

- адаптация к внешней  среде;

- внутренняя координация  (координация стратегической деятельности  для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

- осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план. Он должен разрабатываться с  точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко  когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегия – это своеобразный  «коридор» использования различных  тактик.

Тактика – это пути и этапы  движения в рамках развития фирмы  в соответствии с поставленной целью.

Реальность стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления.4

Тактика – это тоже одна из характеристик  управления, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые невозможно учесть при разработке стратегии, это обстоятельства, связанные с конкретными условиями управления, внезапными случайностями, которыми богата жизнь, неожиданными противоречиями. В тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, «зигзаги» и неизбежные потери.

Стратегия, также как и тактика, должна быть предметом специальных  разработок, опирающихся на исследования, прогнозирование, цели, оценки возможностей (ресурсы, опыт, потенциал и прочее).

Стратегическое планирование является составной частью стратегического  управления, которое представляет собой  процесс, протекающий в три основных этапа:

- определение долгосрочных  перспектив развития предприятия,  т.е. его стратегия;

- разработка комплекса мероприятий  (заданий) по реализации стратегии  фирмы;

- контроль и выявление  основных проблем при реализации  стратегии развития объекта.

Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени  и оказывать влияние друг на друга.

Термины «стратегическое  планирование» и «стратегическое  управление» в журналистской практике и в обыденной речи часто воспринимаются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации выработанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана развития той или иной организации, того или иного проекта. Именно поэтому стратегическое планирование необходимо рассматривать как центральное звено стратегического управления.

Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.5

 Стратегические планы должны  быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными  в течение длительных периодов  времени, но и быть достаточно  гибкими, чтобы при необходимости  можно было осуществить их  модификацию и переориентацию

Существуют следующие  виды стратегического планирования:

- долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов  идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более  короткий срок, становятся составной  частью перспективных. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет;

- среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет;

- краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев.

- оперативное планирование. В задачу оперативного планирования  входит контроль за ежедневной  загрузкой оборудования, последовательность  операций, расстановка работников и др.

На практике обычно применяют три  основные схемы организации процедур стратегического планирования:

- планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией.

- планирование  «снизу-вверх» (характерно для диверсифицированных  предприятий) означает, что цели  отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством.

- интерактивное  планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями предприятия. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития предприятия представляет собой плод коллективного разума, однако окончательное решение принимает высшее руководство.6

 В данной главе  раскрыто определение термина  «стратегическое планирование»  как составной части стратегического  управления; приведены этапы построения  стратегического плана; выявлены  цели и задачи планирования на фирме; выделены основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования; рассмотрены виды стратегического планирования и основные схемы организации стратегических процедур на фирме.

2.2 Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов,

 выбор, реализация и оценка стратегии

Последовательность действий, составляющих стратегическое планирование, начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново.

Следующий шаг стратегического  планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняется сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап.7

На следующем этапе стратегического  планирования проводится анализ внутренней среды предприятия, где руководство  фирмы выясняет, обладает ли фирма  внутренними силами, чтобы воспользоваться  внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

Далее, проводят разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где и в каком бизнесе сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и ее будущее.

Этап реализации стратегии не менее важен, чем  этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная стратегия — это не просто бессмысленная трата времени, это абсурдная ситуация. Каждая стратегия формируется для ее воплощения.

Реализация  стратегии предполагает, что организация  устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.

На стадии стратегического  контроля осуществляется анализ того, насколько успешна принятая стратегия, насколько полно она осуществлена.

Итак, рассмотрим подробнее каждый этап цикла стратегического планирования организации.

Любая организация, любое сообщество людей не может  успешно функционировать, если они не имеют целевых ориентиров, основных направлений своей деятельности.

Выработка миссии и соответствующих целей — важнейшая составная часть стратегического управления любой организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.

Информация о работе Основные методы прогнозирования и в процессе стратегического планирования