Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:07, реферат
Развитие рыночных отношений в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра.
Введение
1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
1.2 Институциональная база государственного регулирования ВЭД в
2. Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций
2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ
Практическая часть
Задача№2
Задача№3
3.Список используемой литературы
Содержание
Введение
2. Основные
направления государственного
2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ
Практическая часть
Задача№2
Задача№3
3.Список
используемой литературы
Введение
Развитие рыночных отношений в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра. Более того, эффективные механизмы государственного регулирования ВЭД позволяет России использовать преимущества международного разделения труда, изменить структуру экспорта и импорта, осуществить производство товаров с высокой долей добавленной стоимости.
Стратегия развития России на период до 2020 года нацелена на освоение инновационного типа воспроизводства, что ставит принципиально новые задачи и в сфере государственного влияния на приоритеты в области внешней торговли и импортной политики, в частности. При заключении внешнеторговых контрактов важно обеспечить условие экспорта в нашу страну современных технологий и инновационной техники, системы новейших машин, привлечения высококвалифицированных специалистов, консультантов в области стратегического планирования и инновационного менеджмента. Бесспорно, важно в ходе реформы образования продумать технологию подготовки на собственной базе высококвалифицированных специалистов, менеджеров в сфере управления внешними экономическими связями.
Проблема
государственного регулирования экономики
в целом и ВЭД довольно широко освящается
в монографиях, обсуждается на научно-практических
конференциях, на страницах экономических
журналовОднако, важно рассмотреть комплексно
данную проблему, системно выделить объективные,
общие причины необходимости государственного
воздействия на ВЭД, обосновать значимость
использования как прямых, так и косвенных
методов регуляции данных процессов и
их особенности в транзитивной экономике.
1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
Рыночные
преобразования в России усиливают
роль внешнеэкономического фактора, поскольку
субъектами ВЭД после ликвидации
государственной монополии
Увеличение субъектов внешнеэкономической деятельности расширило функции государственного регулирования данной сферы. Приоритетной функцией становится разработка концепции внешнеэкономической деятельности.
Концепция – это общий стратегический замысел развития ВЭД, который включает цели развития, задачи, направления достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает формирование внешнеэкономической политики на конкретный период времени (среднесрочной – на 3 года, долгосрочной – на 5 и более лет). При этом важно учитывать особенности развития внутреннего потенциала экономики России и международной рыночной конъюнктуры. Не менее значимо учитывать возможности привлечения инвестиций в сферу внешней торговли, в развитие производственного кооперирования и совместного участия в инновационных программах, проектах с зарубежными партнёрами, поддерживая российских экспортов готовых промышленных изделий.
Обосновывая приоритетные направления ВЭД, важно провести разграничения таких понятий, как внешнеэкономические связи (ВЭС), внешнеэкономическая политика (ВЭП), внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Внешнеэкономические
связи – это комплексная
– регионы;
– хозяйствующие субъекты;
– индивидуальные предприниматели.
Сущность
ВЭС как экономической
– организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда. Содержание данной функции состоит в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов, продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда (МРТ), до конкретных потребителей посредством обмена;
– международное признание потребительной стоимости продуктов МРТ. В процессе реализации этой функции завершается акт товарно-денежных отношений и окончание обмена денег на продукт, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в данном продукте, получает международное признание;
– организация международного денежного обращения.
Через механизм ВЭС спрос па товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это обусловливает развитие производительных сил, что способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых институтов. Развитие внутреннего рынка ведет к опережению объема совокупного предложения над объемом совокупного спроса внутри государства. Это вызывает расширение внешнеторговых операций, снижение издержек производства по сравнению с издержками обращения.
Государство должно воздействовать на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) посредством реализации внешнеэкономической политики (ВЭП) путем обеспечения оптимального сочетания свободы торговли и протекционизма с учетом нынешних российских реалий.
«ВЭП – это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в международном разделении труда с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития»[4].
«Под ВЭД следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно – коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. А внешнеэкономические связи – это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно – технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии».
Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения, конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.
Основные направления ВЭД:
– внешняя торговля;
– технико-экономическое сотрудничество;
– научно-техническое сотрудничество.
В управленческом аспекте понятие ВЭС шире, чем ВЭД, так как характеризует макроуровень. ВЭД относится к уровню фирм, отдельных, предприятий, то есть к микроэкономическому уровню.
Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции.
В
современной российской практике ВЭД
реализуется преимущественно
Государственное регулирование ВЭД представляет собой сложный процесс, складывающийся из выполнения различными органами власти определенных функций. Данные функции можно представить в качестве особых видов деятельности, которые выражают направления, моменты или стадии воздействия государства на ВЭД.
Итак, государство, воздействуя на внешнеэкономическую деятельность, выполняет следующие функции:
– создание условий для эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;
– защита экономического суверенитета страны;
– обеспечение экономической безопасности России;
– защита интересов отечественных субъектов ВЭД на мировых рынках;
– согласование интересов различных экономических субъектов, возникающих при осуществлении ВЭД;
– обеспечение сбалансированного развития всех видов ВЭД путем разработки и реализации целевых комплексных программ;
– совершенствование правовых основ регулирования, их гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой;
– обеспечение доходов государственного бюджета;
– научное и информационно – аналитическое обеспечение ВЭД;
– создание условий для оказания иностранными государствами и международными организациями консультативно-технического содействия РФ».
Не
трудно заметить, что большинство
функций государственного регулирования
ВЭД имеют фундаментальный
Необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность занимает особое место, прежде всего, в силу того, что она играет роль «моста», соединяющего национальную экономику с мировым экономическим пространством. Это придает ВЭД особую сложность и значимость для экономического развития страны.
Как свидетельствует мировой опыт, воздействие государства на внешнеэкономическую деятельность носит, по преимуществу, характер регулирования, а не управления. Суть управления состоит в применении государством системы особых инструментов, которое позволяет поддерживать определенные параметры функционирования экономики, ее отдельных сфер. При этом воздействие оказывается, как правило, не па деятельность экономических субъектов непосредственно, а на условия, в которых она осуществляется.
По данным таможенной статистики, в январе-феврале 2009 г. по сравнению с январем-февралем 2008 г. стоимостной объем топливно-энергетических товаров сократился на 51,6 %.
Уже с 2000 г. стала отчетливо проявляться тенденция превышения темпов роста российского экспорта в страны дальнего зарубежья над импортом. В 2000 г. российский экспорт в эти страны превышал импорт из стран дальнего зарубежья в 4 раза. Сальдо внешнеторгового баланса по связям с этими странами достигло $67 млрд. (по методологии таможенной статистики).
На протяжении последних десяти лет в конце года показатели российского экспорта и импорта достигли своих пиковых значений. Спад мировой экономики прервал эту тенденцию. Внешнеэкономический оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в декабре 2008 г. Составил 52,4 млрд. долл., что на 17, 7 % меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г., и на 31, 4: меньше, чем в июле 2008 г., когда основные показатели российской внешней торговли достигли своих максимальных значений за весь период наблюдения.
Экспорт в декабре сократился до самого низкого показателя 2008 г. -28, 5 млрд. долл., что на 26,1 % меньше аналогичного показателя 2007 г. При этом экспорт в страны СНГ сокращался гораздо быстрее – на 31 % и составил всего 3,9 млрд. долл., что на 25,3 % меньше, чем годом ранее.