Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра.

Содержание

Введение
1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
1.2 Институциональная база государственного регулирования ВЭД в
2. Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций
2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ
Практическая часть
Задача№2
Задача№3
3.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

  Для нового международного разделения труда характерно снижение доли сырья и материалов в мировой торговле. Получили развитие наукоемкие, высокотехнологичные отрасли – химия, приборостроение, электронная и авиакосмическая промышленность.

  Получившая  высокое развитие и мировое распространение в странах с развитой рыночной экономикой торговля услугами пришла и к нам. Созданы новые коммерческие банки и страховые компании, развиваются инжиниринговые услуги, возникают консалтинговые фирмы, появилась интересная реклама, расширяются торговые посреднические операции.

  Доминирующий  у нас долгие годы ранее бартерный  обмен нефти и газа на зерно  и товары народного потребления  – отсталая форма международной  торговли. Полноценное участие России в мировой производственной кооперации затруднено из-за низкого качества отечественной техники.

  К тому же стоимостный объем не соответствует  потенциалу экономики страны. Объемный вес и объем экспорта услуг  из России не соответствует мировым  торговым традициям Прослеживается также слабая тенденция роста  российского экспорта новых видов сырья и материалов (ядерного топлива и ядерных конструкционных материалов, материалов для электроники и особо чистых веществ, композитов и металлокерамики). Эта тенденция стала преодолеваться только с 2004 года.

  В Федеральной целевой программе развития экспорта до 2010 г. четко прослеживается стратегия на изменение структуры экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  – повысить эффективность сырьевого экспорта за счет увеличения степени переработки экспортируемой продукции, экспорта новых, прогрессивных видов сырья, материалов и веществ;

  – увеличить стоимостный объем и расширить номенклатуру машинно-технического экспорта за счет изделий с высокой долей добавленной стоимости, наукоемких товаров и технологий;

  – увеличить объемы и перечень экспортируемых услуг с увеличением их доли в общем объеме экспорта;

  – создать транспортную инфраструктуру, способную обеспечить экспортно-импортные перевозки с учетом перспективных потребностей.

  Сама  Программа содержит около 200 высокоэффективных  проектов экспорто-ориентированных  производств; включает мероприятия  по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта; излагает меры по созданию благоприятного климата для российского производителя-экспортера и продвижению российских товаров на мировые рынки. Предусмотрены, в частности, поддержка лизинговой деятельности, стимулирование машинно-технического экспорта в рамках инвестиционного сотрудничества, расширение военно-технического сотрудничества и нрав предприятий, выпускающих эту продукцию, активная внешнеполитическая поддержка российского экспорта, создание единой системы внешнеэкономической информации.

  Эти положения нашли отражение и  в Основных направлениях деятельности Правительства РФ па период до 2008 года и Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы) .

  Среди приоритетных направлений экономической  политики на 2005–2008 гг. названы в области совершенствования ВЭД такие положения:

  – развитие конкуренции, повышение конкурентоспособности российских компаний;

  – стимулирование инновационного развития экономики;

  – интеграция в мирохозяйственные связи и повышение открытости российской экономики, что предполагает присоединение к ВТО;

  – развитие интеграционных связей в рамках СНГ и иных интеграционных объединений (ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, союзное государство), углубление сотрудничества с ЕЭС, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

  Наблюдаемый рост ВВП обеспечивался совместным действием ряда факторов. Среди них: внешние – сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках сырья, особенно нефти, никеля, золота, леса и др.; внутренние – увеличение бюджетных расходов, высокая инвестиционная активность сектора государственных компаний, а также некоторое расширение предложения кредитных ресурсов, в первую очередь со стороны банков, контролируемых государством. Правда, следует оговориться, что действие последнего фактора вновь снизилось в 2008 г. Доля расходов консолидированного бюджета на развитие отраслей народного хозяйства в 2002–2004 гг. составляла примерно 13 %; в 2005 г. – 11,2; в 2006 г. – 11,3; в 2007 г. – 13,9 %. По отношению к ВВП доля затрат на национальную экономику колебалась следующим образом: 3,5 % в 2005 г., 1,3 – в 2006 г. и 4,7 % в 2007 г. Этого недостаточно для поддержания и стимулирования качественных структурных сдвигов.

  Федеральным бюджетом на 2007 г. был предусмотрен робкий рост финансирования (ФАИП) в объеме 1,8 % ВВП против 1,37 % в 2006 г. Однако из федерального бюджета было выделено только 62 % предполагаемых сумм, т. е. на деле объем и финансирование не повысились, а в процентах ВВП существенно снизились. При этом основной объем этих средств был направлен на реализацию проектов в сфере транспорта (41 %), а также в оборонную промышленность, оставшиеся средства – распределены в уставный капитал государственных корпораций развития, в частности Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российскую корпорацию нанотехнологий.

  Важно развивать государственно-частное  партнерство, совместно реализовывать крупные национальные проекты, особенно в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, АПК. Не менее значима роль государства в создании инфраструктуры, вокруг которой частный бизнес смог бы развивать производство. Но это требует очень высокого уровня доверия между государством и бизнесом. Однако такого доверия в России пока нет.

  Остро стоит в настоящее время и  проблема регулирования курса национальной валюты, а также использования  для реконструкции и модернизации промышленности, строительного и агропромышленного комплексов золотовалютных резервов, стабилизационного фонда, в целом проблема совершенствования экспортно-импортных операций России.

  Мировой финансовый и экономический кризис 2008–2009 годов негативно повлиял  и на экспорт, и на импорт товаров и услуг.

  Основная  причина такого падения в ухудшении  конъюнктуры на мировых товарных рынках, произошедшем из-за замедления темпов роста мировой экономики  и сокращения мирового спроса на топливо  и сырье. В декабре 2008 г. Продолжали снижаться цены на основные товары российского экспорта: нефть, уголь, цветные металлы, арматурную сталь, некоторые виды минеральных удобрений и каучук.

  Средняя цена мониторинга российской нефти  с 15 января по 15 февраля текущего года сложилась на уровне 43, 16597 долл. / барр. Впервые

  За  последние четыре месяца произойдет повышение нефтяной пошлины, связанное  со стабилизацией цены на нефть. В  декабре 2008 г. Шестой месяц подряд наблюдается снижение среднемесячной цены на алюминий, в результате в декабре цена оказалась самой низкой за год. Восьмой месяц подряд падают цены на медь и никель.

  Импорт  в декабре 2008 г. составил 23,9 млрд. долл., что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 3,6 %. Из стран СНГ импортировано товаров на сумму 2,3 млрд. долл. (снижение на 24,6 %), из стран дальнего зарубежья – на сумму 21,6 млрд. долл., что на 0,7 меньше, чем в декабре 2007 г. Это сокращение связано, прежде всего, с уменьшением закупок машиностроительной продукции на 7,0 %, а также химической продукции – на 5,6 %.

  Важно отметить, что динамику экспорта следует  рассматривать в структуре трех составляющих: сырьевого экспорта, экспорта обрабатывающих отраслей и  экспорта услуг. В 2009–2010 гг. прогнозируется рост экспорта сырья не более 2,5 % в год, по экспорту готовой продукции прирост можно обеспечить только на основе улучшения технологической базы предприятий обрабатывающих отраслей, по экспорту услуг в 2009–2030 гг. прогнозируется рост на 15–20 % в год 

  1.2 Институциональная база государственного  регулирования ВЭД в России  и ее эволюция

  Процесс управления предполагает его организацию, то есть создание определенной структуры  органов управления, разграничение  их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, соподчиненность и взаимодействие с целью повышения эффективности ВЭД.

  Институционально  – организационную структуру  механизма государственного регулирования  ВЭД в России можно представить  в виде логической схемы № 1.

  Рассмотрим  систему управления ВЭД на Федеральном  уровне и функции ее институтов.

  Законодательная власть, представленная двумя палатами: Советом Федерации и Государственной  Думой. К ведению законодательной  власти относится принятие законов, в том числе во внешнеэкономической сфере, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации.

  Основное  назначение высшей судебной власти применительно  к сфере ВЭД состоит в защите прав и охраняемых законом интересов  предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных.

  Президент РФ в области управления и регулирования  ВЭД может:

  – осуществлять общее руководство государственной ВЭП;

  – подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

  – регулировать военно-техническое сотрудничество;

  – определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

  Правительство РФ во внешнеэкономической сфере  выполняет функции:

  – проводит в стране единую ВЭ11, осуществляет разработку соответствующих программ;

  – участвует в организации и проведении международных переговоров;

  – в формировании экспортного и импортного режимов;

  – осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

  – регулирует величины таможенного тарифа;

  – принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта.

  В управлении ВЭД России большое значение играют Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная  налоговая служба РФ, Центральный  Банк РФ, Федеральная таможенная служба РФ.

  Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД  являются:

  – разработка предложений по государственной ВЭП РФ и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД;

  – координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

  – обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

  – содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно – кредитных отношений с иностранными государствами;

  – организация научного и информационно – аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово – экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли.

  – разработка основных направлений государственной отношении государств-участников Содружества Государств, обеспечение стратегического курса РФ на всестороннего сотрудничества с этими государствами;

  – контроль за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательных и иных нормативных правовых актов в области экспортного контроля;

  – участие в осуществлении контроля за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по ВЭО.

  Федеральная таможенная служба – центральный  правоохранительный орган в сфере  ВЭД, участвующий в разработке и  реализации таможенной политики страны. Она выполняет следующие функции:

  – обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, защита экономических интересов России;

  – обеспечение соблюдения законодательства, борьба с контрабандой, нарушения таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

  осуществление таможенного контроля и таможенного оформления; – ведение таможенной статистики внешней торговли и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

  Рассмотрим  систему регулирования и управления ВЭД на региональном уровне.

Информация о работе Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций