Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:07, реферат
Развитие рыночных отношений в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы как равноправного партнёра.
Введение
1.1 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
1.2 Институциональная база государственного регулирования ВЭД в
2. Основные направления государственного воздействия на субъектов внешнеторговых операций
2.1 Нормативно-правовые и экономические механизмы государственного регулирования внешней торговлей в РФ
Практическая часть
Задача№2
Задача№3
3.Список используемой литературы
Для нового международного разделения труда характерно снижение доли сырья и материалов в мировой торговле. Получили развитие наукоемкие, высокотехнологичные отрасли – химия, приборостроение, электронная и авиакосмическая промышленность.
Получившая высокое развитие и мировое распространение в странах с развитой рыночной экономикой торговля услугами пришла и к нам. Созданы новые коммерческие банки и страховые компании, развиваются инжиниринговые услуги, возникают консалтинговые фирмы, появилась интересная реклама, расширяются торговые посреднические операции.
Доминирующий у нас долгие годы ранее бартерный обмен нефти и газа на зерно и товары народного потребления – отсталая форма международной торговли. Полноценное участие России в мировой производственной кооперации затруднено из-за низкого качества отечественной техники.
К тому же стоимостный объем не соответствует потенциалу экономики страны. Объемный вес и объем экспорта услуг из России не соответствует мировым торговым традициям Прослеживается также слабая тенденция роста российского экспорта новых видов сырья и материалов (ядерного топлива и ядерных конструкционных материалов, материалов для электроники и особо чистых веществ, композитов и металлокерамики). Эта тенденция стала преодолеваться только с 2004 года.
В Федеральной целевой программе развития экспорта до 2010 г. четко прослеживается стратегия на изменение структуры экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– повысить эффективность сырьевого экспорта за счет увеличения степени переработки экспортируемой продукции, экспорта новых, прогрессивных видов сырья, материалов и веществ;
– увеличить стоимостный объем и расширить номенклатуру машинно-технического экспорта за счет изделий с высокой долей добавленной стоимости, наукоемких товаров и технологий;
– увеличить объемы и перечень экспортируемых услуг с увеличением их доли в общем объеме экспорта;
– создать транспортную инфраструктуру, способную обеспечить экспортно-импортные перевозки с учетом перспективных потребностей.
Сама Программа содержит около 200 высокоэффективных проектов экспорто-ориентированных производств; включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта; излагает меры по созданию благоприятного климата для российского производителя-экспортера и продвижению российских товаров на мировые рынки. Предусмотрены, в частности, поддержка лизинговой деятельности, стимулирование машинно-технического экспорта в рамках инвестиционного сотрудничества, расширение военно-технического сотрудничества и нрав предприятий, выпускающих эту продукцию, активная внешнеполитическая поддержка российского экспорта, создание единой системы внешнеэкономической информации.
Эти
положения нашли отражение и
в Основных направлениях деятельности
Правительства РФ па период до 2008 года
и Программе социально-
Среди приоритетных направлений экономической политики на 2005–2008 гг. названы в области совершенствования ВЭД такие положения:
– развитие конкуренции, повышение конкурентоспособности российских компаний;
– стимулирование инновационного развития экономики;
– интеграция в мирохозяйственные связи и повышение открытости российской экономики, что предполагает присоединение к ВТО;
– развитие интеграционных связей в рамках СНГ и иных интеграционных объединений (ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, союзное государство), углубление сотрудничества с ЕЭС, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Наблюдаемый рост ВВП обеспечивался совместным действием ряда факторов. Среди них: внешние – сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках сырья, особенно нефти, никеля, золота, леса и др.; внутренние – увеличение бюджетных расходов, высокая инвестиционная активность сектора государственных компаний, а также некоторое расширение предложения кредитных ресурсов, в первую очередь со стороны банков, контролируемых государством. Правда, следует оговориться, что действие последнего фактора вновь снизилось в 2008 г. Доля расходов консолидированного бюджета на развитие отраслей народного хозяйства в 2002–2004 гг. составляла примерно 13 %; в 2005 г. – 11,2; в 2006 г. – 11,3; в 2007 г. – 13,9 %. По отношению к ВВП доля затрат на национальную экономику колебалась следующим образом: 3,5 % в 2005 г., 1,3 – в 2006 г. и 4,7 % в 2007 г. Этого недостаточно для поддержания и стимулирования качественных структурных сдвигов.
Федеральным бюджетом на 2007 г. был предусмотрен робкий рост финансирования (ФАИП) в объеме 1,8 % ВВП против 1,37 % в 2006 г. Однако из федерального бюджета было выделено только 62 % предполагаемых сумм, т. е. на деле объем и финансирование не повысились, а в процентах ВВП существенно снизились. При этом основной объем этих средств был направлен на реализацию проектов в сфере транспорта (41 %), а также в оборонную промышленность, оставшиеся средства – распределены в уставный капитал государственных корпораций развития, в частности Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российскую корпорацию нанотехнологий.
Важно
развивать государственно-
Остро
стоит в настоящее время и
проблема регулирования курса
Мировой финансовый и экономический кризис 2008–2009 годов негативно повлиял и на экспорт, и на импорт товаров и услуг.
Основная причина такого падения в ухудшении конъюнктуры на мировых товарных рынках, произошедшем из-за замедления темпов роста мировой экономики и сокращения мирового спроса на топливо и сырье. В декабре 2008 г. Продолжали снижаться цены на основные товары российского экспорта: нефть, уголь, цветные металлы, арматурную сталь, некоторые виды минеральных удобрений и каучук.
Средняя цена мониторинга российской нефти с 15 января по 15 февраля текущего года сложилась на уровне 43, 16597 долл. / барр. Впервые
За последние четыре месяца произойдет повышение нефтяной пошлины, связанное со стабилизацией цены на нефть. В декабре 2008 г. Шестой месяц подряд наблюдается снижение среднемесячной цены на алюминий, в результате в декабре цена оказалась самой низкой за год. Восьмой месяц подряд падают цены на медь и никель.
Импорт в декабре 2008 г. составил 23,9 млрд. долл., что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 3,6 %. Из стран СНГ импортировано товаров на сумму 2,3 млрд. долл. (снижение на 24,6 %), из стран дальнего зарубежья – на сумму 21,6 млрд. долл., что на 0,7 меньше, чем в декабре 2007 г. Это сокращение связано, прежде всего, с уменьшением закупок машиностроительной продукции на 7,0 %, а также химической продукции – на 5,6 %.
Важно
отметить, что динамику экспорта следует
рассматривать в структуре трех
составляющих: сырьевого экспорта,
экспорта обрабатывающих отраслей и
экспорта услуг. В 2009–2010 гг. прогнозируется
рост экспорта сырья не более 2,5 % в год,
по экспорту готовой продукции прирост
можно обеспечить только на основе улучшения
технологической базы предприятий обрабатывающих
отраслей, по экспорту услуг в 2009–2030 гг.
прогнозируется рост на 15–20 % в год.
1.2
Институциональная база
Процесс управления предполагает его организацию, то есть создание определенной структуры органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, соподчиненность и взаимодействие с целью повышения эффективности ВЭД.
Институционально – организационную структуру механизма государственного регулирования ВЭД в России можно представить в виде логической схемы № 1.
Рассмотрим систему управления ВЭД на Федеральном уровне и функции ее институтов.
Законодательная
власть, представленная двумя палатами:
Советом Федерации и
Основное
назначение высшей судебной власти применительно
к сфере ВЭД состоит в защите
прав и охраняемых законом интересов
предприятий и
Президент РФ в области управления и регулирования ВЭД может:
– осуществлять общее руководство государственной ВЭП;
– подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
– регулировать военно-техническое сотрудничество;
– определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Правительство РФ во внешнеэкономической сфере выполняет функции:
– проводит в стране единую ВЭ11, осуществляет разработку соответствующих программ;
– участвует в организации и проведении международных переговоров;
– в формировании экспортного и импортного режимов;
– осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
– регулирует величины таможенного тарифа;
– принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта.
В управлении ВЭД России большое значение играют Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная таможенная служба РФ.
Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД являются:
– разработка предложений по государственной ВЭП РФ и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД;
– координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;
– обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
– содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно – кредитных отношений с иностранными государствами;
– организация научного и информационно – аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово – экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли.
– разработка основных направлений государственной отношении государств-участников Содружества Государств, обеспечение стратегического курса РФ на всестороннего сотрудничества с этими государствами;
– контроль за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательных и иных нормативных правовых актов в области экспортного контроля;
– участие в осуществлении контроля за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по ВЭО.
Федеральная таможенная служба – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. Она выполняет следующие функции:
– обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, защита экономических интересов России;
– обеспечение соблюдения законодательства, борьба с контрабандой, нарушения таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
осуществление таможенного контроля и таможенного оформления; – ведение таможенной статистики внешней торговли и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим
систему регулирования и