Основные проблемы и перспективы развития региональной банковской системы в современных условиях на примере ЗАО банка «Русский стандарт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы определяет то, что банковская система - одна из важ-нейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товар-ного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредни-ками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффектив-ность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….…….5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭЛЕМЕНТЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ…8
1.1 Общая характеристика и структура российской банковской системы, этапы формирования……………….…………………………………………………..........8
1.2 Развитие региональной платежной системы России………………………….17
1.3 Общее состояние региональных банковских систем в Российской Федера-ции……………………………………………………………………………………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО БАНКА «РУССКИЙ СТАНДАРТ»………………………………………………………….30
2.1 Краткая характеристика региональной банковской системы Республики Бу-рятия на примере деятельности бурятского подразделения банка «Русский стан-дарт» ……………………………………………………………………………….…30
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности регионального подразделения банка «Русский стандарт».................………………………….. ……….………….34
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ..…………………………….……….………………………………....44
3.1 Основные проблемы развития региональной банковской системы России ...44
3.2 Пути повышения эффективности региональной банковской системы Рос-сии………………………………………………..………..………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………....57
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

         По  функциональному назначению различают  эмиссионные, депозитные и коммерческие кредитные организации, расчетно-клиринговые палаты. Эмиссионным банком является Центральный банк. Депозитные кредитные организации - это система сберегательных банков и касс. Коммерческие кредитные организации обслуживают физических и юридических лиц, выполняют все или часть банковских операций. Расчетно-клиринговые палаты осуществляют платежно-расчетные операции.

         По  специализации различают универсальные  и специализированные банки. Универсальные  банки обслуживают всех клиентов и выполняют все банковские операции. К специализированным кредитным организациям относятся инвестиционные, торговые, сберегательные, экспортно-импортные банки.

         По  зонам деятельности различают кредитные  организации общефедеральные, региональные, межрегиональные, международные.

         Таким образом, в структуру современной банковской системы входят ЦБ и кредитные организации. Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

         В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе:

  • Государственный банк СССР.
  • Агропромышленный банк (Агропромбанк).
  • Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
  • Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
  • Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
  • Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк) (7, С.65).

               Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках – управления Госбанка.

               Вновь созданные  специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.

               Благодаря проведенной  реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.

               Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на «профильную» и «непрофильную», «свою» и «чужую» способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам.

               Реорганизация системы  банков не затронула системы безналичных  расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениям различных специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в целом.

               Специализированные  банки приступили к операциям  с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало  ясно, что механизм управления системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на «голову»: внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических структур.

               На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.

               Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.

         За  годы реформ в России сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный банк России, второй уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

     Рис. 1 - Банковская система России

     

         Пятая часть новых российских банков возникла на базе прежних государственных специализированных банков: Агропромбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Уралпромстройбанк и т.д. Еще пятнадцать - двадцать из первой по значимости сотни банков созданы руководителями крупных отраслей, и, прежде всего сырьевой, или предприятий-гигантов: Нефтехимбанк, Автобанк, АвтоВАЗбанк. Эти банки представляют финансовые интересы аграрного, топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического, машиностроительного комплексов страны. Сохраняя связи с директорским корпусом отраслей, данная категория банков подчиняет свои конкретные действия коммерческому интересу этих отраслей [7, С.32].

         Довольно  значительную часть российских коммерческих банков составляют независимые банки, организованные по инициативе отдельных  групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям банков, их организаторам.

         Основную  роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в акционерных капиталах. Эти банки располагают наибольшим собственным капиталом, активами, количеством филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу, обороты.

         Тем не менее, Россия остается государством, где регионы с насыщенной финансовой инфраструктурой (Москва, Петербург, Урал и т.п.) соседствуют с областями, размером со среднее европейское государство, где банков практически нет. В нашей стране приходится в среднем 1-2 банка (а без учета Москвы - 0,8 банка) на 100 тыс. россиян. Если даже учесть все филиалы, отделения, в том числе Сбербанка, Промстройбанка (Банк ВТБ Северо-Запад), Россельхозбанка и др., то одно банковское учреждение обслуживает 3 - 3,5 тыс. человек.

         В России преобладают мелкие и средние банки - до 80% от общего количества банковских учреждений.

         За очень ограниченный срок в России были созданы разнообразные банковские, финансовые и иные институты, существующие в других странах и некогда имевшие место в нашей стране. Вместе с тем, не достигло удовлетворительного уровня качество обслуживания, набор услуг, которых на сегодня оказывается около 80 по сравнению с 200 - 250 за рубежом [4, С.67].

         Произошло возрождение позабытых в России видов банков, других финансовых учреждений. Среди них: банки биржевые (Всероссийский биржевой, Российский национальный коммерческий и др.), страховые (АСКО-банк, Русский страховой), ипотечные (Ипотечный акционерный, Ипотечный стандартбанк и др.), земельные (Нижегородский межрегиональный земельный, Избанк, МКЗБ), инновационные (Инкомбанк, Альфа-банк, МАИБ, Инновационный банк экономического сотрудничества и др.), торговые (Европейский торговый, Внешторгбанк, Комторгбанк и др.), залоговые (РЭМ - банк), конверсионные (Конверсбанк), кредитные (Российский кредит, Московское и Российское кредитные товарищества, Маркетинг - банк), трастовые (Мострастбанк), инвестиционные (Международный инвестиционный, Восток-Запад, Восточно - Европейский инвестиционный, Межрегионинвестбанк), венчурные (Вабанк).

         Банковские  институты работают в своей рыночной нише, опирающейся на собственный  круг клиентуры. В то же время в России широкое распространение получила универсализация банков. При таком рыночном подходе легче выстоять в противоборстве с конкурентами, быстрее можно реагировать на изменения конъюнктуры.

         Кредитная система России состоит из банков всех видов - универсальных и отраслевых, вновь созданных и организованных на базе спецбанков, столичных и «провинциальных», банков с сетью филиалов и сконцентрировавших весь объем операций в одном учреждении. Банки, организованные на основе бывших государственных специализированных кредитных учреждений, обычно самые мощные.

        Институциональная экономическая теория рассматривает  банк как особый вид предприятия, исключительным предметом деятельности которого является работа с финансовыми средствами. Деятельность банков носит двойственный характер. Они представляют собой не только коммерческие учреждения, но и важные   социальные  институты. Как и коммерческие  предприятия,   они заинтересованы в получении максимально возможной прибыли, как социальные институты они служат главным звеном финансовой структуры и призваны обеспечить стабильные условия развития экономики.

        Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от того, пойдут ли финансовые ресурсы в реальный сектор экономики и желания коммерческих банков финансировать различные проекты. В качестве основных направлений развития банковского сектора Центральный банк рассматривает обеспечение финансовой устойчивости банковской системы, стимулирование операций банков с реальным сектором экономики и расширение перечня услуг, предоставляемых коммерческим банком [43, c.39-42].

        Перспективным направлением проведения активных операций банков является развитие кредитных операций с розничными клиентами, а именно: кредитование малого и среднего бизнеса, кредитование жилищного строительства (ипотека) и потребительский кредит, проектное финансирование. Приоритетным направлением активных операций банков должны стать различные формы финансирования экономики.

        Важной предпосылкой развития операций банков с реальным сектором экономики является достаточная капитализация кредитных организаций. В качестве ключевых направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть рассмотрены инвестиционные проекты, связанные с развитием передовых технологий, и финансирование экспортно-ориентированных и импортозаменяющих производств.

        Таким образом, как показал анализ становления  банковской системы России: она достаточно молода и профессионально только начинает конкурировать с зарубежными банками. Здесь не следует забывать о длительной эволюции западной банковской системы, и российские банкиры имеют возможность перенять наиболее актуальный и прогрессивный опыт ведения банковского бизнеса за рубежом.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития региональной банковской системы в современных условиях на примере ЗАО банка «Русский стандарт»