Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.
Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы
5) защиту окружающей среды, улучшение среды обитания человека;
6) своевременное осуществление структурных сдвигов;
12
7) экономическую безопасность страны;
8)обеспечение приемлемого уровня экономической эффективности.[12, c.365 - 367]
Экономический рост – центральная задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает как процесс увеличения массы экономических благ, а также повышения их качества в соответствии с объёмом и структурой потребностей общества.
Экономический рост – это стабильное и длительное наращивание (совершенствование) производственного потенциала национальной экономики, увеличение её способности в ближайшей перспективе производить необходимые блага в достаточном объёме.
При выборе модели развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. В современной экономической политике признаётся наличие проблемы «качества роста». Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост физических объёмов производства любой ценой, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехничных производственных мощностей.[12, c.367]
2.2 Занятость населения страны
Все вопросы, связанные с занятостью населения страны, постоянно являются объектом экономического анализа. Дело в том , что безработица всегда означает недоиспользование трудовых ресурсов общества, оборачивается рядом негативных социальных последствий. Ставится вопрос:
Во-первых, о достижении эффективной занятости, когда одновременно обеспечиваются и высокая производительность труда, и достаточное вознаграждение наёмного работника;
Во-вторых, о ритмичной замене трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями НТП; прогресса;
В-третьих, о регулировании численности резервной армии труда, так как безработица крайне бесполезно воспринимается в обществе.
Безработица не только существенно снижает уровень жизни населения, ограничивает материальные возможности домашних хозяйств, но и обесценивает профессиональные навыки, ущемляет человеческие достоинства.[12, с.367]
13
2.3 Подавление инфляции
Прямым следствием инфляции выступает снижение реальных денежных доходов населения, уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, свёртывание бизнесом инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность.
В условия инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы перераспределения денежных доходов. Инфляционные процессы существенно затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание её в жёстких границах выступает как актуальная задача, связанная с обеспечением жизнеспособности национальной экономики.
Устойчивость обменного курса национальной валюты. В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого курса национальных денег выступают: а) высокая конкурентная способность отечественной продукции; б) положительное сальдо торгового баланса; в) наличие достаточных валютных резервов; г) приток в страну иностранного капитала; д) внешние валютные займы и т. д.
Следовательно, в долговременной перспективе важно обеспечить прочные и выгодные позиции национальной экономики в системе международного разделения труда.[12, с.368]
2.4 Защита окружающей природной среды
В современных условиях природная среда всё чаще рассматривается не как «свободное благо» а как «редкое благо».
Нагрузку на окружающую среду определяют два основных фактора: развитие национальной экономики и социально – экономические причины. Принцип устойчивого развития национальной экономики означает, что обеспечивается такой экономический рост, который удовлетворяет потребности сегодняшнего поколения и не несёт риска того,
Что будущее поколение не смогут удовлетворять свои нужды.
Примечание. Чтобы не ставить будущее поколения в худшее положение, необходимо соблюдать следующие правила: а) добыча не возобновляемых ресурсов допускается только тогда, когда грядущим поколениям предоставляется возможность обращение к их альтернативным заменителям; б)возобновляемые ресурсы используются в объёме, не
14
повышающим норму их восстановления (регенерации); в) экологическая нагрузка на природу не должна превышать её возможности по нейтрализации негативного воздействия человека на окружающую среду;
В Республике Беларусь нынешние проблемы сохранения среды обитания населения тесно связаны с преодолением последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции им. В.И.Ленина (Украина;26,04,1986г.)[12, с.368]
2.5 Современность структурных сдвигов
Чтобы иметь возможность в полном объёме решать задачи социально – экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики. Проводимые структурные сдвиги есть прямое свидетельство того, что ликвидируются хронически убыточные, экологически вредные, высоко затратные и бесперспективные виды производств.
В развивающейся национальной экономике структурные сдвиги происходят непрерывно. Под воздействием различных факторов вносятся назревшие изменения в приоритеты развития национальной экономики. Имеет место обширный межотраслевой перелив капитала, активно совершенствуется профессиональная структура занятого населения. Отмирают неэффективные и неперспективные виды производств.
Безусловно, для любой страны структурные сдвиги всегда достаточно болезненный процесс. Ведь люди теряют прежнею работу, обесцениваются их профессиональные навыки. Приходится перераспределять ограниченные экономические ресурсы. Но жизнь свидетельствует о том, что сдерживание под различными предлогами структурных сдвигов неизбежно оборачивается торможением экономического развития и возникновением невосполнимых потерь. Кто опаздывает, тот много теряет.[12, c.369]
15
2.6 Экономическая безопасность страны
Обратим внимание на то, что экономическая безопасность державы исключает навязывание невыгодных условий интеграции в систему международных экономических отношений, доминирование неэквивалентного обмена во внешнеэкономических отношениях, а также системы ценностей, противоречащей национальным интересам.
Экономическая безопасность есть совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и исключающих любое проявление внешнего диктата, гарантирующих стабильное и устойчивое развитие страны, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
Решение таких задач в свою очередь предполагает сохранение экономического суверенитета страны, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом важно иметь необходимые экономические резервы, сохранять способность к саморазвитию. На достижение экономической безопасности направлены мероприятия, препятствующие «старению населения» и сокращению численность титульной нации. Для этого необходимо последовательно реализовывать социальные программы, иметь научно обоснованную концепцию экономического развития – источника новых идей и стратегических решений.[12, с.369]
2.7 Экономическая эффективность
Идея экономической эффективности заложена в известной вам производственной функции: Q=(K:L). Здесь предусмотрено соотношение результата ( объёма выпуска) и затраты ресурсов. В соответствии с требованиями закона редкости ресурсов национальная экономика должна:
А) сокращать до минимума затраты экономических ресурсов;
Б) Достигать максимума полезного результата.
Оптимизация развития национальной экономики предполагает обеспечения единства всех видов функциональной эффективности – технологической, экономической и социальной эффективности национальной экономики, выступают мобилизация и размещение ограниченных ресурсов с учётом потребностей общества, чёткая координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов.[12, с.370]
16
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике
Распад бывшего СССР привёл к ликвидации централизованного планирования – одного из главных методов государственного регулирования в административно- командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения и методов хозяйствования. На первом этапе переходной экономике (1991 – 1995гг.) намечалось придать управлению демократический характер на основе расширения прав и самостоятельности предприятий. Предполагалось, что сокращение обязательных заданий сверху, переходом к государственным заказам, передача функций управления производством предприятиям внесут качественные изменения в управление экономикой. Однако при этом не были достаточно задействованы факторы, мотивации высокопроизводительного труда – развитие в рациональное сочетание различных форм собственности, товарно–денежные отношения, конкуренция, экономические регуляторы производства, распределения, обмена и потребления. При распаде политической системы и отсутствия научно обоснованной теории управления экономикой в переходной период это привело в определённой степени к потере управляемости социально-экономическими процессами.
В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социального развития страны. Его заменяли различные прогнозы и программы, система государственных заказов, которые при отсутствии необходимых макроэкономических условий для производства не оказывали существенного влияния на народное хозяйство. Годовые планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материаль- технического обеспечения и распределения ресурсов. Государственные регуляторы носили преимущественно административный характер, а создаваемые рыночные структуры и механизмы работали в основном на формирование первичного капитала в частном секторе экономики. Под воздействием этих факторов в стране происходили дальнейшее углубление кризисных явлений, абсолютное падение объёмов производтва, нарастание инфляционных процессов и как следствие – снижение уровня жизни населения.
С целью преодоления указанных негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из
17
кризисного состояния , Основные направления Социально- экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы. Осуществление этих и
других принятых правительством мер позволило, начиная с 1996г.,преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения.
Государственное регулирование социально- экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой и переходный к рыночным отношениям период.
Опыт кризисных лет показал, что рыночное саморегулирование без регулирующего участия государства приводит к серьезным деформациям и провалам в социально- экономических процессах. Государство, опираясь на возможности планирования и государственного регулирования, призвано устранять возникающие деформации и периодически возвращать эти процессы в состояние динамической сбалансированности. С помощью планирования государство поддерживает социаль –экономическую систему в состоянии динамического равновесия .Планирование – не инородная, а ограниченная часть целостной системы управления. Планирование должно рассматриваться не только как норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины, но и как наука управления формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики.