Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.
Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы
В текущем пятилетии предстоит осуществить переход на инновационный путь развития экономики, повысить уровень её конкурентоспособности на основе структурных изменений, технического перевооружения и модернизации производств.
Повышение роли белорусской науки в укреплении производственного и экспортного потенциала, формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одной из стратегических задач в развитии экономики республики. Только новые научно-технические достижения, новые
33
современные технологии обеспечат конкурентоспособность как продукции отдельного предприятия, так и экономики страны в целом.
В сфере развития науки и инновационной деятельности в 2006 году заложена концептуальная база инновационного развития Республики Беларусь. Во-первых, Правительством одобрена Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь. Во-вторых, разработан ряд программ и нормативных правовых актов, направленных на формирование наукоемкой, конкурентоспособной экономики. Среди них: Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, Государственная программа развития материально-технической базы науки на 2007-2010 годы, Государственная программа «Качество» на 2007-2010 годы и др. Разработаны и приняты законодательные акты, обеспечивающие надежную защиту интеллектуальной собственности.
Важным фактором экономического роста в текущей пятилетке должны стать структурные сдвиги в экономике республики в направлении снижения удельного веса отраслей материального производства и ускоренного развития сферы услуг.
В целях ускоренного развития сферы услуг в 2006 году разработаны и реализуется ряд государственных программ. Во-первых, это Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, а также Программа развития связи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006-2010 годы и многие другие.
В республике активно развиваются новые направления долгосрочного кредитования граждан на строительство жилья – ипотека и стройсбережения. Проект Закона Республики Беларусь «Об ипотеке» 14 декабря 2006 года был одобрен в первом чтении на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Концепция проекта Закона «О жилищных строительных сбережениях» согласована Главой государства, срок внесения проекта Закона в Совет Министров Республики Беларусь определен в сентябре 2007 года.
Если в прошедшем пятилетии было введено 16,12 млн. кв. метров жилья, то в текущей пятилетке уже намечено построить более 26 млн. кв. метров жилья, или в 1,6 раза больше. При этом увеличена доля жилья, возводимого с государственной поддержкой для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. К 2010 году поставлена задача довести эту долю до 80% В целях совершенствования управления строительной отраслью, упрощения некоторых процедур в строительной деятельности принят Указ Президента Республике Беларусь от 16 ноября 2006 года № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» и утверждена Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы. Предусматривается изменить социальное положение жителей
34
малых и средних городов через решение проблемы занятости. В результате создания новых рабочих мест, представления жителям малых и средних
городов возможности для самореализации одновременно будет стимулироваться дополнительный потенциал экономического роста в стране, сохраняться социальная стабильность.
На основе этих программ, предложенных общесистемных мер разработан проект Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
35
4. Характеристика целей национальной экономики в рыночных условиях
4.1 Цели развития национальной экономики
Главной целью всей экономической политики является создание
эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.
Цели национальной экономики:
1.Главной и определяющей целью макроэкономического развития является экономический рост. Чем больше товаров и услуг будет произведено и экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объёма производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
Факторами экономического роста являются:
• природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
• трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
• основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
• научно-технический прогресс;
• совокупный спрос.
2.Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение
длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула
36
производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение
стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает
достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо торгового баланса. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты - величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. Т.е. для стабилизации операций на международных рынках необходима сбалансированность платёжного баланса.
4.В любой национальной экономике решается проблема обеспечения высокого уровня занятости. Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно, и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это в среднем 5 — 6% безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную безработицу, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
5.Экономическая свобода — и цель, и принцип макроэкономики. Её определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако экономическая свобода не означает, что у неё нет границ. Предпринимательская деятельность, например, ограничена спросом на те или иные виды продукции и размерами имеющегося капитала. Перелив
37
капиталов ограничивается различными препятствиями вступления в отрасль. Свободу каждого потребителя ограничивают доходы. Поэтому точнее было
бы сказать, что целью макроэкономики является расширение границ экономической свободы, естественно, до оптимального уровня.
6.Справедливое распределение доходов. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы, во много раз превышающие доходы остального населения. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна — это означало бы «уравниловку». Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Реализовать её можно через разнообразные программы безвозмездных социальных выплат (пособия на детей и профессиональную подготовку, льготное кредитование и дотации на переориентацию
производства, эффективное налогообложение). Следует иметь в виду, что распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и «уравниловки».
7.Эффективность производства. В данном случае имеется в виду получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
8.Всё более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы. Развитие хозяйства теперь подпадает под действие не только законов собственно производства, но и законов сохранения экологического равновесия. В этих условиях возникла необходимость изменения отношения общества к природе на основе новой стратегии НТП и социального развития, выработки новых социальных ценностей и ориентиров для выживания. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом.
38
9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня
жизни страны, объёма потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие — основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.
10.Экономическая обеспеченность, касающаяся только определенной части населения — нетрудоспособных граждан: хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий граждан особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход — субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Они получают и различные виды натуральной помощи — бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.[8, с.550 - 556]
39
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики.
Начало XXIв. Рассматривается исследователями в различных областях науки и практической деятельности как своеобразная веха, переломный этап, заставляющий пересмотреть традиционные научные подходы, взгляды, концепции. Подомному явлению присущи не только субъективные, но и объективные причины, связанные со стремительным развитием технологий, появлением абсолютно новых проблем в экономике и политике. По мнению П. Друкера, ряд традиционных положений, лежащих в основе современной экономической науки, больше не соответствуют действительности. в то же время появились новые актуальные проблемы, на решение которых должны концентрироваться усилия экономистов – теоретиков, в том числе проблемы долговременного повышения доходов, справедливого распределения доходов в глобальных масштабах, энергетические проблемы представители управленческой науки также сформируют собственное видение «нового» менеджмента. Российские учёные О.С.Виханский и А.И.Наумов утверждают, что важнейшей отличительной чертой менеджмента XXI в. станет перенос акцентов в управлении с принятием решений на поиск проблем. «Сегодня мир полон решений, ищущих свои проблемы» - таково мнение зарубежных и российских экспертов по менеджменту. В нашей интерпретации данное утверждение можно перефразировать как приоритет системного подхода в экономике и управления над аналитическим, приоритет задачи обеспечения устойчивости экономических систем в нестабильной экономической среде над задачей роста их производительности в неизменных, стабильных условиях.