Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности.
Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность глобализации
1.1. Что такое глобализация……………………..………………………….4
1.2. Предпосылки глобализации………………………………..…………..5
1.3. Проникновение глобализации в различных странах…………………6
1.4. Плюсы и минусы глобализации……………………………………….7
1.5. Идеология России в условиях глобализации………………………...10
Глава 2. Структурная политика в условиях глобализации 12
2.1. Государство в процессе глобализации………………………………...12
2.2. Структурная политика………………..…………………………………14
2.3. Основные направления структурной политики……………………….18
2.4. Глобализация и экономическая роль Российского государства……...20
2.5. Расходы бюджета как механизм реализации структурной политики..22
2.6. Экономический потенциал России и её место в современном мире...24
Заключение………………………………………………………… … …...27
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 6.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому   прогрессу,   прежде всего, в

сферах высоких технологий.

Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах. К ним следует отнести:

- развитие транспортной сети, телекоммуникаций  и связи;

- развитие жилищно-коммунального  хозяйства;

- программы энерго- и ресурсосбережения;

- информатизацию и развитие экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.

Структурная политика должна отвечать новым конкурентным вызовам глобальной экономики. В ее основу должны быть положены принципы развития на основе передовых технологий и "экономики знаний", создающие условия для долгосрочного, устойчивого экономического развития и роста и уменьшающие зависимость от мировой конъюнктуры.

При растущих глобальных геополитических и экономических рисках, действие которых может существенно затормозить решение системных проблем, стоящих перед российской экономикой, крайне актуальным представляется выбор экономических механизмов и подходов, которые обеспечили бы устойчивый рост, минимизируя внешние риски.

Основу экономического роста в таких условиях должны представлять внутренние "точки опоры", стимулируя спрос, необходимый уровень инвестиций и структуру производства. Это, в свою очередь, должно опираться на емкую и прочную финансовую основу, где внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними финансовыми ресурсами.

Следует еще раз оценить целесообразность политики, при которой средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, в экономику не поступают, а "замораживаются" либо инвестируются за рубеж, поддерживая экономический рост других экономик. При этом финансирование российских внутриэкономических процессов происходит с внешних рынков, что влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное использование внутренних средств.

Необходимость прогрессивных структурных преобразований и реализации инновационных проектов делает еще более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов, без наличия которых стоящие задачи не могут быть адекватно решены. Напомним, что в ведущих странах до 40-50% всей денежной базы (денежного предложения) формируется на основе покупки их центральными банками длинных государственных бумаг, что, по сути, означает "длинный кредит" экономике. Это, во-первых, обеспечивает поступление ликвидности в экономику с учетом приоритетов экономической политики, более тесно увязывая денежно-кредитную и структурную политику, а во-вторых, обеспечивает поступление длинных ресурсов в экономику.

 

2.3. Основные направления структурной политики

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Структурная политика - это система правительственных мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых и региональных пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными.

Характерная особенность структурной политики - ее долгосрочный характер. Применяемые здесь меры могут дать свои результаты через годы и десятилетия.

Структурная политика зависит от инвестиционной политики, то есть совокупности государственных решений, определяющих направление использования капитальных вложений. Наиболее активная структурная политика проводилась в экономической практике Японии,

В реальной экономической политике направление государственной поддержки тем или иным отраслям народного хозяйства, регионам, проведение определенной внешнеэкономической политики зависит от соотношения политических сил в обществе, выступающих с позиций групп давления (лоббистов) в интересах определенных субъектов экономической жизни. Поэтому в экономической теории существует точка зрения, что государственная структурная политика только деформирует здоровые экономические и социальные пропорции, складывающиеся под воздействием свободных рыночных сил. Не игнорируя проблемы объективности определения целей и направлений структурной политики, приходится все же признать, что в условиях современного хозяйства использование чисто рыночных механизмов структурной перестройки приводит к неоправданно высоким социальным и экономическим издержкам.

Необходимо увеличение роли такого важнейшего института экономической политики, как Центральный банк, который должен начать выполнять функцию кредитора последней инстанции. При этом следует выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной и структурной политики.

Следует также более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствуя направлению части их ресурсов на образование основ фондового и денежного рынков (ипотека, секъюритизация, долгосрочные субординированные кредиты). Одновременно с этим необходим жесткий мониторинг качества кредитного портфеля, использования регулятивных и иных рычагов, способствующих повышению стабильности финансовой и банковской системы.

Очевидно, все эти задачи не могут быть решены сразу, для этого нужна и консолидированная заинтересованность экономических участников, и воля экономических властей, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности и гибкости при осуществлении изменений, нужно начинать системную работу по созданию прочных основ для устойчивого и долгосрочного развития страны. Они должны позволить эффективно интегрироваться нам в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса.

 

2.4. Глобализация и экономическая роль Российского государства

Нарастание процессов глобализации делает либеральную экономическую политику крайне опасной для стран с переходной экономикой, в том числе для России. Переходный характер отечественной экономики предопределяет неготовность рыночных механизмов к адекватной реакции на внешние факторы. Между тем экономическая глобализация проявляется в том, что для хозяйственных субъектов все большее значение приобретают события, происходящие, и решения, принимаемые вне границ национальной юрисдикции. При этом у них появляются и инструменты, позволяющие на практике включаться в мировые хозяйственные процессы за пределами национальной экономики.

Соотношение риска и результатов в большинстве сфер российской экономики

уступает показателям основных мировых хозяйственных центров. Поэтому для отдельных экономических субъектов объективно выгодно перемещать свои ресурсы за пределы России. Тот выигрыш в эффективности, который предполагает либеральная экономическая теория при повышении степени хозяйственной свободы, получает мировая экономика в целом и наиболее сильные ее звенья. Но достигается это за счет ухудшения положения более слабых звеньев – стран, отстающих в развитии, и государств с переходной экономикой.

При этом слабость позиции таких стран является долгосрочной, ее преодоление требует значительных капиталовложений, а не просто либерализации хозяйства, как это зачастую упрощенно преподносится. Например, неудовлетворительное состояние российской инфраструктуры, устарелые техника и технологии в производственном секторе не могут быть компенсированы уничтожением бюрократических барьеров. Для этого требуются время и деньги. А именно денежные ресурсы, как наиболее мобильные, в первую очередь утекают из стран, оказавшихся на старте глобализации в неблагоприятной ситуации.

В России необходимо проведение активной государственной экономической политики. Перед государством стоит задача активно воздействовать на хозяйственные процессы внутри страны, чтобы нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и максимально использовать позитивные возможности, открываемые глобализацией мирового хозяйства, для формирования благоприятного инвестиционного климата внутри страны и обеспечения стабильного высокого экономического роста.

Главные задачи государственной экономической политики связаны с созданием условий:

а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.

Такая постановка задач означает более важную роль государственной структурной политики по сравнению с мерами макроэкономического регулирования. Макроэкономическое регулирование влияет на конъюнктуру внутреннего рынка в целом, между тем для российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций в экономике. Такие изменения, в свою очередь, носят долгосрочный характер, соответственно, горизонт планирования государственной политики должен приобрести необходимую глубину. Таким образом, речь идет об усилении элементов плановости, о более широком использовании программно-целевого подхода в государственной экономической политике.

Программа государственной политики должна иметь четкие временные границы, по достижении которых государственное регулирование и государственная поддержка экономики должны сократиться до уровней, которые к тому времени будут характерны и для других развитых стран мира. В пределах этих временных границ должны выделяться промежуточные этапы со своими сроками, целями и критериями оценки успешности проделанной работы. При этом поддержка тех или иных секторов экономики и предприятий не может быть безусловной и неограниченной, а должна обусловливаться выполнением со стороны субъектов, получающих поддержку, требований государства по повышению эффективности и конкурентоспособности.

 

2.5. Расходы бюджета как механизм реализации структурной политики

Решение основных стратегических задач в условиях глобализации экономических отношений, таких, как целенаправленное изменение структурных пропорций в экономике, требует расстановки соответствующих приоритетов в политике государственных расходов. Государство для решения перспективной по возможным результатам задачи устранения  недооценки финансовых  потоков   в

экономике должно проводить активную структурную политику.

Целенаправленная государственная поддержка отечественных предприятий отраслей перерабатывающего комплекса, ориентированных на внутренний рынок, будет способствовать исправлению ценовых диспропорций в экономике, когда одни товары продаются по мировым ценам, а другие на порядок дешевле мировых. Одним из инструментов обеспечения приоритетов структурной политики является система государственных закупок товаров и услуг, обладающая огромным кумулятивным эффектом и способная стать источником экономического подъема. Прежде всего, она должна быть ориентирована на модернизацию, технологическое перевооружение и повышение конкурентоспособности российского производства, стимулирование конечного спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей и не допускать использование бюджетных средств на импорт инвестиционного оборудования, аналоги которого производятся в России.

Одним из ключевых направлений расходов федерального бюджета должна стать инвестиционная составляющая. Последнее время показало, что государству сегодня необходимо осуществить ряд мер стратегического характера, связанных с мобилизацией значительных инвестиционных ресурсов, которые не под силу частному бизнесу: расшить ряд узких мест в энергетике и инфраструктуре, разработать долгосрочные топливно-энергетический, сырьевой, трудовой балансы, продумать соответствующую долгосрочную доктрину развития. Необходимо приоритетное финансирование государственных программ, нацеленных на снятие структурных ограничений по основным ресурсам.

В приоритетных инвестициях нуждаются также и ключевые отрасли нового технологического уклада, расширение которого определяет экономический рост в долгосрочной перспективе, технологическую модернизацию экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство на приемлемых для страны условиях.

Итак, федеральный бюджет необходимо рассматривать как важнейший инструмент мобилизации государственных и частных инвестиций в экономику. Ситуация, когда бюджет развития практически не финансируется, а государство, согласно программе Центра стратегических разработок, ограничивает свою деятельность поддержанием макроэкономического равновесия и благоприятных условий ведения бизнеса, по меньшей мере, не отвечает вызовам процессов глобализации.

Информация о работе Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации