Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности.
Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность глобализации
1.1. Что такое глобализация……………………..………………………….4
1.2. Предпосылки глобализации………………………………..…………..5
1.3. Проникновение глобализации в различных странах…………………6
1.4. Плюсы и минусы глобализации……………………………………….7
1.5. Идеология России в условиях глобализации………………………...10
Глава 2. Структурная политика в условиях глобализации 12
2.1. Государство в процессе глобализации………………………………...12
2.2. Структурная политика………………..…………………………………14
2.3. Основные направления структурной политики……………………….18
2.4. Глобализация и экономическая роль Российского государства……...20
2.5. Расходы бюджета как механизм реализации структурной политики..22
2.6. Экономический потенциал России и её место в современном мире...24
Заключение………………………………………………………… … …...27
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 6.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

В число важнейших приоритетов бюджетных расходов должна войти радикальная реформа доходов населения. Не сдерживание их, а наоборот, изыскание возможностей для целенаправленного повышения доходов населения и предприятий должно стать локомотивом экономического роста, основой для повышения оценки товаров и услуг на внутреннем рынке. Потому что увеличение цен как таковое не может быть задачей государства - это лишь средство, чтобы обеспечить экономику и население денежными средствами. С помощью мер государственного регулирования необходимо следить за тем чтобы именно доходы на всех уровнях - и предприятий, и населения - росли несколько быстрее цен, а рост доходов и цен опережал валютный курс. Необходимо всеми мерами бюджетной политики, в том числе и с помощью повышения оплаты труда ученых, врачей, учителей, государственных служащих и т. д., способствовать появлению в стране полноценного "среднего" класса. Ситуация, когда всего около 15% населения можно условно отнести к среднему классу, а свыше 30% населения имеет доход ниже прожиточного минимума, ненормальна для общества и показывает, насколько мы еще далеки от достижения главной цели рыночных преобразований.

Опережающий рост внутренних доходов сам по себе является проявлением экономического подъема и ведет к важным структурным изменениям в хозяйстве России. Он обеспечивает экономический рост и рост уровня жизни финансовыми ресурсами, ликвидирует "второсортность" внутреннего рынка, который сегодня не привлекателен для инвестиций, не может обеспечить нужную рентабельность из-за низкого платежеспособного спроса.

 

2.6. Экономический потенциал России и ее место в современном мире

Итак, по мере включения России в глобализационные процессы, возникают как новые угрозы для ее стабильного развития, так и новые возможности роста экономики. От того, насколько правильно будут оценены и эффективно использованы имеющиеся у России экономический потенциал и резервы развития, и будет, в конечном счете, зависеть, сумеет ли наша страна вернуть себе роль великой экономической державы.

Чрезмерно активное и неконтролируемое включение России в процесс глобализации может привести (частично, по всей видимости, уже привело) к её финансовой, экономической и политической зависимости от более сильных держав, в первую очередь, от США.

Говоря о влиянии глобализации на всю систему международных экономических, политических и иных отношений, в этом сложнейшем комплексе проблем можно выделить ряд наиболее важных компонентов. Во-первых, глобализация - это формирование глобальной экономической системы, т.е. все большее расширение и углубление международных связей в сфере производства и обращения, финансов, инвестиций и новых технологий. Это - “прозрачность” границ для движения таких факторов производства как труд и капитал. Основа такого расширения и углубления связей - развитие информационных и телекоммуникационных технологий. Во-вторых, глобализация - это нарастание неустойчивости и неравномерности развития мира в целом из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни между странами, в которых проживает “золотой миллиард”, и остальным человечеством (на долю первых приходится на сегодняшний день 85% личных доходов, на долю последнего – 15%). Это - усиление межстрановой конкуренции при одновременном снижении эффективности прежних механизмов государственного регулирования экономики и контроля над финансовыми потоками, а, следовательно, и “размывание”, в определенной мере, понятия суверенитета государств. В-третьих, глобализация - это усиление тенденции к универсализации цивилизационных и культурных параметров стран, стремление (несмотря на непрекращающиеся научные споры) к своеобразной “вестернизации” мира с насаждением соответствующих моральных и нравственных ценностей, сформировавшихся в Новом Свете.

Наконец, в-четвертых, глобализация - это реализация стремления человека к максимальному увеличению своей свободы от экономических, политических и прочих обстоятельств окружающего мира, выход социально-экономической деятельности человека за пределы государственных границ.

Сегодня России необходимо самоопределиться, найти новые ориентиры развития. И глобализационные процессы можно рассматривать как те дополнительные “внешние условия”, в которых самоопределение России должно быть достигнуто. Кроме того, это и дополнительная система критериев, по которым следует проверять корректность принимаемых решений, их ориентацию на завтрашний день, если, конечно, не хотим остаться на обочине истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.

Глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.

Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

Если говорить о России, то можно спорить с теми, кто считает, что Россия уже в значительной мере самоопределилась. Не следует торопиться и с вынесением вердикта по поводу однополюсности мира. Мир по-прежнему многополюсный, и задача состоит в сохранении этой многополюсности, в выстраивании оптимального баланса между существующими центрами силы. Причем следует иметь в виду, что эти центры серьезно заинтересованы в партнерстве с Россией, поскольку трезво учитывают ее ресурсный, военный и научный потенциал. И нет никакой “предопределенности судьбы”, ничто не предписывает нам соглашаться с ролью лишь источника сырья и дешевой рабочей силы, как это видится З. Бжезинскому, да и некоторым политикам в современной американской администрации.

Естественно, что возможности России занять достойное страны место на мировой арене напрямую зависят от состояния ее экономики. И здесь нельзя обойти молчанием важнейший вопрос об оценке места России в “мировой табели о рангах”.

Существующая на сегодня оценка России в рамках принятых международных сопоставлений не соответствует тому потенциалу, которым располагает страна, и не отражает ее реальный вес в мировой экономике. Во многом это связано с существующей практикой оценки всего и вся в России в долларовом эквиваленте, причем по текущему российскому рыночному курсу, который далеко не отражает реального соотношения покупательной способности рубля и доллара.

Нет в стране работоспособных механизмов гражданского оборота ценных знаний и технологий, не сформирована система их продвижения на рынок. Хотя сегодня именно экспорт подобных знаний и технологий, а не производимой на их основе промышленной продукции, определяет уровень развития государств.

Решение всех названных задач невозможно, особенно в условиях России, без сильного государства. Но следует подчеркнуть, что сильное государство - не синоним сильной власти. Необходимо единство: сильная власть - сильные законы - сильная судебная система - гражданское общество.

То есть, государство только тогда будет по настоящему сильно, когда в стране кроме “сильной вертикали власти” будет сильная и действительно независимая судебная система. Когда будут приниматься и действовать законы, образующие непротиворечивое и сбалансированное правовое поле. Когда эта система законов будет защищать права и свободы граждан, а граждане, в свою очередь, сформируют гражданское общество, выступающее как равноправный партнер государства, несущий наряду с ним ответственность за происходящее в стране.

Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан. Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее — неочевидно.

Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю.

Я считаю, что пока в России не будет чёткого регулирования над всеми сферами жизни: политической, экономической, социальной, финансовой, экологической и многих других, Россия будет продолжать выглядеть слабой в условиях глобализации на фоне мира. Но нам нужны глобальные изменения и главное в кратчайший срок. Хотя мы прекрасно понимаем, что это невозможно сделать слишком быстро. Но преобразования уже пора начинать. Иначе в скором времени Россию вообще вытеснят более сильные страны. Начинать преобразования России необходимо с постановки новых задач для структурной политики. Я думаю, что если во главе государства будут стоять люди, понимающие проблемы России, люди которые любят свою родину и готовы менять её к лучшему, то у России есть не просто будущее, а светлое и чистое будущее для России и её граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

М.И. Глухова, А.В. Приходько, Е.А. Татарников, М.В. Снежинская. «Мировая экономика» 2009 г.

Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития//Российский эконом. журнал, 2011г.

Стрыгин А.В. «Мировая экономика» учебное пособие, 2009г.

Журнал "Регион: экономика и социология", 2010г.

Мониторинг СМИ. Журнал «Россия в глобальной политике» Автор – министр иностранных дел России, Март 2011г.

Журнал «Политика и экономика» Сергей Глазьев, депутат Госдумы, 2007г.

Журнал «Россия в глобальной политике» Владислав Сурков, 2007г.

Журнал «Россия в глобальной политике». № 2, Март – Апрель 2008 г.

Журнал «Промышленные Ведомости» № 4, апрель 2010г.

 

 


Информация о работе Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации