Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЕ СНИЖЕНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

Региональная бюджетная  политика Республики Беларусь ближе  к централизованной модели. В последние  годы для бюджетного процесса было характерно повышение уровня централизации  ресурсов в республиканском бюджете: удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2007 году составил 67,7%.

 

Идеальная модель предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем государственной  власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между  расходными полномочиями и доходными  возможностями существует разрыв.

 

Так, расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% - расходов местных бюджетов, в то время, как доходы местных бюджетов составили соответственно 32,3% в доходах консолидированного бюджета. 16,2% всех доходов местных бюджетов составили безвозмездные поступления из республиканского бюджета.

 

Структура расходов консолидированного бюджета представлена в таблице:

 

Таблица 1. Структура расходов консолидированного бюджета в 2008-2009 годахФункциональная структура  расходов 2008 год исполнение 2009 год проект

млрд. рублей 

в%

 

к ВВП 

уд. вес в

 

расходах,

 

в% млрд. рублей 

в%

 

к ВВП 

уд. вес в

 

расходах,

 

в%

Расходы - всего 59798,5 48,3 100,0 75500,4 48,7 100,0

Общегосударственная деятельность 7412,0 6,0 12,4 8870,2 5,7 11,8

Национальная оборона 1452,4 1,2 2,4 1756,3 1,1 2,3

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2307,8 1,9 3,9 3055,3 2,0 4,1

Национальная экономика 15623,2 12,6 26,1 19107,5 12,3 25,3

Охрана окружающей среды 566,5 0,5 1,0 620,8 0,4 0,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3057,2 2,5 5,1 3939,1 2,5 5,2

Здравоохранение 4863,5 3,9 8,1 6552,0 4,2 8,7

Физическая культура, 1304,2 1,1 2,2 1722,6 1,1 2,3

спорт, культура и средства массовой информации      

Образование 6511,1 5,3 11,0 8855,8 5,7 11,7

 

Социальная политика,

 

из них: ФСЗН 16700,6 13301,8 13,5 10,8 27,9 22,2 21020,8 16731,9 13,6 10,8 

27,8

 

22,2

 

Справочно;

 

Расходы - всего, без учета  средств ФСЗН

 

Заработная плата и  начисления без учета средств  ФСЗН 46496,7 10974,0 37,6 8,9 77,8 18,4 58768,5 14930 37,9 12,1 77,8 19,8

 

 

Объем консолидированного бюджета  на 2009 год по расходам прогнозируется в сумме 75500,4 млрд. рублей, что на 15701,9 млрд. рублей, или на 26,3 процента больше, чем в 2008 году. Без учета  средств ФСЗН объем расходов составит 58768,5 млрд. рублей (с ростом на 26,3 процента).

 

В структуре расходов консолидированного бюджета возрастет доля расходов, направляемых на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на 0,2 процентных пункта, на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  и на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации - на 0,1 процентных пункта, на здравоохранение  -на 0,6 процентных пункта, на образование - на 0,8 процентных пункта.

 

Несколько снизится доля общегосударственных  расходов - на 0,3 процентных пункта, расходов на финансовое обеспечение национальной обороны - на 0,1 процентных пункта, на поддержку  национальной экономики - на 0,8 процентных пункта, на охрану окружающей среды - на 0,1 процентных пункта.

 

Расходы бюджета в 2009 году должны быть ориентированы на выполнение поручения Президента Республики Беларусь по увеличению средней заработной платы  по экономике и задач, определенных Программой социально - экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.

 

Одним из основных направлений  бюджетной политики на 2009 год является достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы  на 117,6 процента к уровню 2008 года. Размер среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы в среднем  за 2009 год составит 947,2 тыс. рублей. В проекте. консолидированного бюджета на 2009 год учтено увеличение ассигнований на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций (с начислениями) с ростом на 36,0 процентов к уровню 2008 года.

 

В 2009 году на параметры бюджета  продолжат оказывать влияние  факторы роста цен на импортируемые  в республику топливно-энергетические ресурсы. С учетом этих факторов в  бюджете на 2009 год предусмотрены  расходы на:

 

-предоставление субсидий  нефтеперерабатывающим заводам  для возмещения стоимости импортируемого  углеводородного сырья - в сумме  6,9 трлн. рублей;

 

- оплату коммунальных  услуг бюджетными организациями  - с ростом к ожидаемому исполнению  за 2008 год на 43,2 процента. Объем средств  на 2009 год на эти цели составит 2,5 трлн. рублей;

 

-расходы на жилищно-коммунальное  хозяйство (включая субсидирование  оказываемых населению жилищно-коммунальных  услуг) - в сумме 3,4 трлн. рублей, или  с ростом на 26,3 процента.

 

Другие расходы бюджета  прогнозируются на уровне текущего года с индексацией на прогнозный рост цен и с учетом необходимости  реализации программ и мероприятий  в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.

 

В 2009 году будет продолжена государственная поддержка предприятий, при этом предлагается изменить условия  ее оказания. Прямые формы государственной  поддержки, такие как бюджетные  ссуды и финансовая помощь, сокращены  до уровня, обеспечивающего выполнение уже принятых решет Президента и  Правительства Республики Беларусь. Предпочтение будет отдаваться такой  форме государственной поддержки, как возмещение части процентов  по кредитам.

 

При формировании бюджета  на 2009 год впервые внедрена программная  классификация расходов бюджета  с раздельным отражением всех расходов, предусмотренных по утвержденным программам. Программная классификация позволит группировать расходы по крупным  стратегически важным программам и  вести отдельный учет по программам, принятым в их развитие. Перечень бюджетных  программ, представленный в проекте  Закона, составлен с применением  разработанной Министерством финансов программной классификации и  включает одну президентскую, 47 государственных  народнохозяйственных и социальных программ, 12 специальных программ. Общий  объем средств, предусмотренный  в проекте бюджета на их финансирование, составляет 8,5 трлн. рублей (без учета  средств на государственную инвестиционную программу и государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения), или 21 процент расходов республиканского бюджета.

 

При этом 22,3 процента программных  расходов в проекте бюджета занимают расходы на выполнение мероприятий  в рамках четырех программ:

 

1. Государственной программы  возрождения и развития села  на 2005-2010 годы - 44 процента (3,8 трлн. рублей);

 

2. Государственной комплексной  программы модернизации основных  производственных фондов Белорусской  энергетической системы, энергосбережения  и увеличения доли использования  в республике собственных топливно-энергетических  ресурсов на период до 2011 года - 14 процентов (1,2 трлн. рублей);

 

3. Государственной программы  по преодолению последствий катастрофы  б Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы - 11 процентов (958,1 млрд. рублей);

 

4. Государственной программы  инновационного развития Республики  Беларусь на 2007-2010 годы - 11 процентов  (939 млрд. рублей).

 

Большая часть программных  расходов (70 процентов) будет направлена на развитие национальной экономики. Объем  их финансирования в 2009 году по сравнению  с 2008 годом увеличится на 2,7 трлн. рублей.

 

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2009 год определен на уровне 57699,3 млрд. рублей, из них средства ФСЗН составляют 16860,2 млрд. рублей. По сравнению  с ожидаемым исполнением текущего года расходы увеличены на 25,6 и 25,7 процента соответственно.

 

В проекте республиканского бюджета на 2009 год расходы органов  государственного управления, связанные  с исполнением возложенных на них функций, запланированы в  сумме около 1293,0 млрд. рублей, или  с ростом к ожидаемому исполнению 2008 года в 1,3 раза.

 

Расходы республиканских  органов государственного управления отражены по девяти разделам функциональной классификации расходов исходя из выполняемых  ими функций: общегосударственная деятельность - 1066,5 млрд. рублей, национальная оборона - 35,0 млрд. рублей, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - 86,4 млрд. рублей/л национальная экономика - 74,0 млрд. рублей, охрана окружающей среды - 3,3 млрд. рублей, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство - 2,3 млрд. рублей, здравоохранение - 4,8 млрд. рублей, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации - 14,0 млрд. рублей, образование - 6,6 млрд. рублей.

 

Расходы на выплату заработной платы по органам государственного управления запланированы в соответствии с основными параметрами прогноза социально - экономического развития Республики Беларусь на 2009 год исходя из штатных  расписаний на 1 апреля 2008 года (индекс роста 1,35).

 

Общий объем бюджетных  ассигнований консолидированного бюджета  на 2009 год по разделу «Общегосударственная деятельность» определен в сумм 8870,2 млрд. рублей.

 

По проекту республиканского бюджета эти расходы (без трансфертов  местным бюджетам) составят 4871,1 млрд. рублей (с ростом на 25,9 процента). По подразделу «Государственные органы общего назначения» предусмотрены средства на содержание:

 

государственных органов (центрального аппарата Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности и аппарата Управления делами Президента Республики Беларусь), обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь, в объеме 34,4 млрд. рублей; Национального  собрания Республики Беларусь - 34,9 млрд. рублей (на 36,8 процента выше уровня 2008 года);

 

органов государственного управления и других органов исполнительной власти общего назначения - 147,4 млрд. рублей (рост на 34,8 процента); финансовых и  налоговых органов - 453,4 млрд. рублей (рост на 32,3 процента);

 

органов государственной  статистики в объеме 80,0 млрд. рублей (рост на 50,6 процента);

 

государственных архивов - 9,1 млрд. рублей (рост на 33,2 процента);

 

иных государственных  органов и организаций - 145,5 млрд. рублей, в том числе на централизованные расходы и мероприятия Управления делами Президента Республики Беларусь - 91,6 млрд. рублей.

 

При формировании бюджетных  ассигнований по данному подразделу учтены средства Государственному комитету по стандартизации на реализацию мероприятий  Государственной программы «Развитие  и совершенствование государственной  службы единого времени и эталонных  частот Беларуси» на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 404 и Государственной  программы «Качество» на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 1082, соответственно в суммах 0,2 и 0,4 млрд. рублей.

 

По подразделу «Международная деятельность» общий объем бюджетных  ассигнований на расходы, связанные  с внешнеэкономической деятельностью  государства, составит 396,8 млрд. рублей (с ростом на 31,9 процента).

 

Для финансирования расходов, связанных с открытием и содержанием  дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, запланированы  средства в сумме 165,7 млрд. рублей (с  ростом на 35,9 процента), из них 143,9 млрд. рублей в рублевом эквиваленте валютных средств на сумму 67,7 млн. долларов США, что в 1,2 раза выю ожидаемого исполнения 2008 года.

 

Расходы по данному подразделу планируются в рублевом эквиваленте  валютных средств: Министерству иностранных дел в сумме 154,7 млрд. рублей, Комитету государственной безопасности - 4,9 млрд. рублей, Министерству внутренних дел - 0,8 млрд. рублей, Министерству обороны - 5,0 млрд. рублей, Государственному пограничному комитету - 0,6 млрд. рублей.

 

Ассигнования на уплату членских взносов Республики Беларусь в международные  организации в 2009 году планируются  в сумме, эквивалентной 9,5 млрд. рублей (3475,0 тыс. долларов США), с учетом их минимизации и выполнения финансовых обязательств государства перед  международным сообществом (в республиканском  бюджете предусмотрена уплата взносов  в 5 международных межправительственных организаций).

 

На поддержание международных  культурных и информационных связей Республики Беларусь за рубежом предусмотрены  средства в сумме 4,6 млрд. рублей, или  с ростом к 2008 году на 11,3 процента. Увеличение расходов связано с ростом средств  на оплату командировочных расходов, планируемых в сметах республиканских  органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, на 2009 год (на 700 млн. рублей).

 

Указанные средства будут  использоваться в исключительных случаях  при направлении правительственных  делегаций или групп экспертов  во внеплановые командировки в соответствии с поручениями Главы государства, а также для решения наиболее важных вопросов международного сотрудничества. Оплата командировочных расходов в  соответствии с предлагаемым порядком будет правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности 8,2 млрд. рублей.

 

В расходы на содержание правоохранительных органов включено 36,9 млрд. рублей средств, поступающих в порядке компенсации (возмещения).

 

Кроме того, планируется направить  на содержание правоохранительных органов 145,4 млрд. рублей, полученных от осуществления  приносящей доходы деятельности.

 

По разделу «Национальная  экономика» отражаются расходы на обеспечение  деятельности отраслей экономики, на прикладные научные исследования, научно-технические  программы и проекты, связанные  с национальной экономикой, я также  расходы, связанные с общими экономическими вопросами в области национальной экономики.

 

Общий объем бюджетных  ассигнований на поддержку отраслей национальной экономики в консолидированном  бюджете на 2009 год спрогнозирован в размере 19107,5 млрд. рублей, в республиканском  бюджете -17349,8 млрд. рублей.

 

Основное место в структуре  расходов республиканского бюджета  на национальную экономику занимают бюджетные ассигнования на топливо  и энергетику (9158,6 млрд. рублей, что  составляет 52,8 процента к общему объему ассигнований), сельское хозяйство  и рыбохозяйственную деятельность (3543,1 млрд. рублей, или 20,4 процента), дорожное хозяйство (2309,0 млрд. рублей, или 13,3 процента), промышленность, строительство и  архитектура (1474,0 млрд., рублей, или 8,5 процента).

Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь